Правописание Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа (4-й класс, по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


1. Чистописание.

Отгадать ребус.

Огород

– Прописывать будем букву, обозначающую звук согласный, твердый, звонкий, непарный.

Рр Ррр Рррр

– Какую закономерность вы видите. (Увеличение на 1 букву). Продолжите в тетради.

– Прописать соединения ре (среднее), ря (нижнее), ру (верхнее)

Безотрывное соединение в слове растения.

2. Словарь в виде теста (растения). 1 человек за компьютером. Класс работает по карточкам.

п…мидор

…гурец

м…рковь

ов…щи

б…реза

…сина

р…бина

…рех

  ябл…ко

м…лина

м…моза

вас…лек

пш…ница

к…ртофель

к…пуста

Проверка.

3. Прочитайте пословицы.

Не разгрызеш… …реха, так и …дра не съеш….
Что посе…ш…, то и п…жнеш….

– Объясните смысл пословиц.
– Объясните орфограммы на месте пропусков букв.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Морфологический разбор слова посеешь.
– Назовите глаголы 2 лица ед.ч., которые встречаются в пословицах.
– Какое правило правописания этих глаголов вы знаете?

4. Сегодня мы поговорим о глаголах 2 лица ед. числа более подробно. Объявить тему урока.

5. На доске: одеваешь, одеваешься, хватаешь, хватаешься, обижаешь, обижаешься.

– Чем похожи все эти слова?

– Распределите слова на 2 группы.

одеваешь

хватаешь

обижаешь

одеваешься

 хватаешься

 обижаешься

 (Проверка)

– Почему во 2 группе, где глаголы с возвратным значением, тоже пишется ь? (Т.к. – это тоже глаголы 2 лица, ед.ч.) Правило в учебнике.

В глаголах 2-ого лица в единственном числе пишется – ешь, – ешься, – ишь, – ишься.

– Разобрать по составу глаголы 2 столбика: одеваешься, хватаешься, обижаешься.

6. Синтаксический разбор предложения.

Ты одеваешься, идешь в березовую рощу и наслаждаешься красотой русской природы.

7. Физминутка.

8. Найти в таблице словосочетания или предложения, в которых встречаются глаголы 2 лица ед.ч., записать в тетрадь.

Вставьте пропущенные буквы или слова.

запеч___ утку береч___ одежду
увлеч___ работой привлеч___ к ответу
Пирог должен испеч___ся. Ты должен береч___ся.
Как она могла им увлеч___ся? навлеч___ гнев
Среж___те цветы. Спряч___те руки.
Не переч___ матери! Не пореж___те руки.
Спряч___тесь от него. Не покалеч___тесь.
Не вреж___ся в машину. Обознач___те остановку.
Почему ты не умываеш___ся? Зачем ты с ним ссориш___ся?
Постираеш___ белье? Ты его обидиш___ этими словами.
Разве ты не видиш___, что он прав. Чему ты улыбаеш___ся?
Как ты смееш___ так себя вести? Ты строиш___ дом.

9. Самостоятельная работа. Упр. 348.

Выписать только те глаголы, которые могут иметь суффикс ся.

Укажите лицо, спряжение и время глаголов, которые не могут иметь суффикс ся.

Радуешь, блестишь, пляшешь, гремишь, чистишь, ответишь, стучишь, бормочешь, сидишь, скачешь, шалишь, удивляешь, смотришь.

Проверка.

10. Кроссворд. Поставить глаголы в форму 2 лица ед.ч.: рисковать, торопиться, думать, веселиться, удержаться, ошибаться, бороться.

11. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?
– Как пишутся глаголы во 2-ом лице единственного числа?
– Приведите примеры.

12. Дом. Упр.349, правило.