1. Чистописание.
Отгадать ребус.
Огород
– Прописывать будем букву, обозначающую звук согласный, твердый, звонкий, непарный.
Рр Ррр Рррр
– Какую закономерность вы видите. (Увеличение на 1 букву). Продолжите в тетради.
– Прописать соединения ре (среднее), ря (нижнее), ру (верхнее)
Безотрывное соединение в слове растения.
2. Словарь в виде теста (растения). 1 человек за компьютером. Класс работает по карточкам.
п…мидор …гурец м…рковь ов…щи б…реза …сина р…бина …рех |
ябл…ко м…лина м…моза вас…лек пш…ница к…ртофель к…пуста |
Проверка.
3. Прочитайте пословицы.
Не разгрызеш… …реха, так и …дра не съеш….
Что посе…ш…, то и п…жнеш….
– Объясните смысл пословиц.
– Объясните орфограммы на месте пропусков букв.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Морфологический разбор слова посеешь.
– Назовите глаголы 2 лица ед.ч., которые встречаются в пословицах.
– Какое правило правописания этих глаголов вы знаете?
4. Сегодня мы поговорим о глаголах 2 лица ед. числа более подробно. Объявить тему урока.
5. На доске: одеваешь, одеваешься, хватаешь, хватаешься, обижаешь, обижаешься.
– Чем похожи все эти слова?
– Распределите слова на 2 группы.
одеваешь хватаешь
обижаешь
одеваешься хватаешься
обижаешься
(Проверка)
– Почему во 2 группе, где глаголы с возвратным значением, тоже пишется ь? (Т.к. – это тоже глаголы 2 лица, ед.ч.) Правило в учебнике.
В глаголах 2-ого лица в единственном числе пишется – ешь, – ешься, – ишь, – ишься.
– Разобрать по составу глаголы 2 столбика: одеваешься, хватаешься, обижаешься.
6. Синтаксический разбор предложения.
Ты одеваешься, идешь в березовую рощу и наслаждаешься красотой русской природы.
7. Физминутка.
8. Найти в таблице словосочетания или предложения, в которых встречаются глаголы 2 лица ед.ч., записать в тетрадь.
Вставьте пропущенные буквы или слова. |
|
запеч___ утку | береч___ одежду |
увлеч___ работой | привлеч___ к ответу |
Пирог должен испеч___ся. | Ты должен береч___ся. |
Как она могла им увлеч___ся? | навлеч___ гнев |
Среж___те цветы. | Спряч___те руки. |
Не переч___ матери! | Не пореж___те руки. |
Спряч___тесь от него. | Не покалеч___тесь. |
Не вреж___ся в машину. | Обознач___те остановку. |
Почему ты не умываеш___ся? | Зачем ты с ним ссориш___ся? |
Постираеш___ белье? | Ты его обидиш___ этими словами. |
Разве ты не видиш___, что он прав. | Чему ты улыбаеш___ся? |
Как ты смееш___ так себя вести? | Ты строиш___ дом. |
9. Самостоятельная работа. Упр. 348.
Выписать только те глаголы, которые могут иметь суффикс ся.
Укажите лицо, спряжение и время глаголов, которые не могут иметь суффикс ся.
Радуешь, блестишь, пляшешь, гремишь, чистишь, ответишь, стучишь, бормочешь, сидишь, скачешь, шалишь, удивляешь, смотришь.
Проверка.
10. Кроссворд. Поставить глаголы в форму 2 лица ед.ч.: рисковать, торопиться, думать, веселиться, удержаться, ошибаться, бороться.
11. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как пишутся глаголы во 2-ом лице единственного числа?
– Приведите примеры.
12. Дом. Упр.349, правило.