Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом), повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника (см. приложение). Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе , без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер).

Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться “вехи”, по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Пример: Белочка – лесное животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Дом у нее в дупле дерева и т.д.

Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Мы, воспитатели, не только расширяем словарь ребенка, но и включаем углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты), смысловыми отношениями слов (синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход). Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). Игорь П. любит играть в ЛЕГО, он увлеченно создает постройки по собственному замыслу. В ходе игры у него возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог): “Я сделал робота. Он умеет шагать. Вместо рук у него захваты. Он будет тушить большие пожары. А пожарные будут управлять из машины”.

Особую роль в развитии речи отвожу на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, пользоваться распространенными предложениями, высказывать свои мысли (“У кошки было два белых котенка, а серых на одного меньше. Сколько серых котят было у кошки?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия (“Чудо – пуговка”, “Наши цветущие растения”, “Мирные профессии в Армии нужны”), занятия с простейшими опытами (“Стекло и керамика”, “Откуда взялся ветер?”, “Ходит капелька по кругу”, “Для кого дерево дом?”, “Хлеб – всему голова” и др.) Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Пример: тематическое занятие “Земля – кормилица наша”. В ходе занятия ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря), закрепляет знания об условиях роста растений (мнемотаблица), проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю), делает выводы о труде земледельцев, занимается словотворчеством (земля – землица – земледелец – землевладелец). Свои представления обобщает в небольшом , содержательном рассказе, используя опорную схему. Так на занятиях формирую у детей представление о структуре рассказа: начало – середина – конец.

Рассказы детей могут быть в форме “радиопередачи”, “телепередачи”, “детского журнала”, “телефонного разговора”, из личного опыта и т.п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание сочетаю с коллективным (прием моделирования), когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т.к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе.

Аня: Ель – растение. Это высокое дерево с иголками вместо листьев. Она очень красивая.

Сева: Иголки мелкие и колючие. Осенью они не опадают. Они вообще редко опадают.

Данил: Ель служит домом для птиц и животных. Ее семечками питаются птицы. Она украшает наш детский сад.

Чтобы у ребенка появилось желание высказываться, я создаю речеактивирующую ситуацию (это внесение игрушки, прослушивание аудиозаписи, чтение письма, решение ситуативной задачи, загадывание загадки и т.д.) и привлекаю слушателей, которые будут воспринимать его высказывания, оценивать их. Это важный и значимый момент для всех детей, потому что развивает самоконтроль за своими высказываниями, их последовательностью, полнотой речи и оценки ее сверстниками. Активизирую связную речь играми “живое – неживое”, “Чудесный мешочек”, “Да – нет”, “Отгадай предмет”, “Что сначала, что потом”, “Что лишнее”.

Уточнению значений слов служит работа над обобщающими наименованиями (клест, синица, ворона – птицы, капуста, свекла, морковь – овощи и т.д.)

Учу детей подбирать точные определения, образные выражения и использую эти умения в играх “Угадай и назови”, “Что в пакете?”, при составлении загадок, описании картин, проведенных опытов, в интеллектуальных играх “Эрудиты”, “Зов джунглей”, “Самый умный”, КВН.

Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать о чем говорит. Побуждаю детей к рассуждению вопросами:

– Может ли человек прожить без воды, пищи?
– Почему зимой идет снег, а не дождь?
– Чем бабочки отличаются от птицы?

Для чего? Да чтобы ребенок высказывал свою мысль, приводил доказательства правильности или неправильности своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), рассуждая, обобщая общее мнение. Здесь уместны игры “Перевертывание”, “Путаница”, загадки, пословицы о природе, окружающем, познавательные беседы, наблюдения и совместное обсуждение интересующего вопроса. В ходе этого дети учатся высказываться, слушать собеседника, соблюдать очередность высказываний, выбирать свою тему беседы:

– Я хочу знать, почему идет снег.
– А я – какие бывают звезды.
– Почему самолеты летают?

А также анализируют и обобщают свои представления об окружающем:

– Я люблю собак, потому что они умные. Охраняют дом и могут выступать в цирке.
– А также служат в милиции и Армии, потому что у них хорошо развит нюх.
– Собаки бывают разные – пастушьи, служебные, охотничьи.

В ходе беседы дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями, обсуждать разные проблемы (“Есть ли в космосе инопланетяне?”, “Далеко ли до звезд?”) и, если раньше дети затруднялись и давали однозначный ответ “да” или “нет”, то теперь могут составить обстоятельный ответ на вопрос.

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. Потому, заботясь о богатстве, активности, связности речи, мы решаем проблему продуктивности мышления. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т.е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов (описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская деятельность ребенка.

Используемая литература:

  1. А.В. Паклина. “Формирование речевой готовности дошкольников”.
  2. Н.Г.Василевская. “Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: проблемы преемственности”.
  3. Журнал “Детский сад от А до Я”, № 5/ 2007 год.

Приложение