Урок-спектакль "Прилагательное как часть речи". Обобщающий урок в 3-м классе по УМК "Начальная школа ХХI века"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщить знания учащихся о прилагательном как части речи.
  • Определить вместе с учащимися значение прилагательного в родном языке.
  • Закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока
  • Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к русскому языку

Ход урока

На доске висит условное обозначение “ тайны языка” – сундучок и ключик к нему.

Разыгрывается сценка. Любопытная ворона натыкается на сундучок.

– Это что же за сундучок?

Учитель: Этот сундучок хранит все тайны русского языка.

Ворона: Но зачем нам разгадки на тарелочке с голубой каемочкой? Мы и сами все тайны раскроем, верно?

Учитель: Верно! Тогда в путь!

На доске плакат, на котором изображен нарядный разноцветный домик.

Учитель: Кто в домике живет?

Выходит ученица.

Ученица в роли имени прилагательного: Добор пожаловать , милые, славные, симпатичные дети.

Учитель: Вы догадались , кто эта девочка, знающая так много приятных красивых слов?

Ворона:

Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Знать мы все должны.
Солнечное лето.
Праздничная ель.
Вкусные конфеты.
Машенькин портфель.

Ученица в роли прилагательного: Назовите в этом стихотворении все имена прилагательные.

На доске рубрика “ Давай подумаем”.

Сценка из комедии “ Недоросль”.

Один из героев комедии Правдин спрашивает Митрофанушку, что он знает о грамматике.

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна,

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Учитель: Согласитесь ли вы с объяснением Митрофана?

Составьте текст рассуждение. Дверь– это имя существительное.

Во-первых, это слово обозначает название предмета и отвечает на вопрос что?

Во-вторых, имеет морфологические признаки : ……………………….(дети перечисляют )

Ученица в роли прилагательного: Меня зовут имя прилагательное, потому что я прилагаюсь к существительному. И тоже имею свои морфологические признаки. В зависимости от существительного изменяюсь по числам, родам и падежам.

– Давайте поиграем в прятки. Я превращусь в имена прилагательные, а вы меня найдите в толпе слов. Сначала ищите моего папочку, Имя Существительное

Игра “Почтальоны”.

Весь класс делится на несколько групп по 6 человек. Учащимся раздаются карточки со словами:

  1. Фломастер, слива, груша, лимон, полено, мальчик.
  2. Цветок, стол, трава, стекло, друг, кошка, солнце.
  3. Тропинка, снежинка, дуб, хлеб, озеро, молоко.

Троих игроков назначают почтальонами и вручают им карточки со словами (по 6 штук).

1 набор: сочная, желтая, кислый, синий, хороший, толстое
2 набор: прозрачное, зеленая , серая, верный, алый, яркое
3 набор: резная, узкая, свежий, могучий, парное, глубокое

Почтальонам нужно доставить прилагательные по адресам.

Ученица в роли прилагательного. Прочитайте отрывок из повести К Паустовского “ Язык и природа” Стр. 85 учебник Литературное чтение 3 класс.

– Прочитайте текст без прилагательных Что у вас получилось? Для чего же мы нужны?

Ученица (смотрясь в зеркало): “ Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее”.

Зеркальце: Иванова – менее милая, Брусникина – менее румяная, Птицына – менее красивая. А Лариска Дыркина из 3-б – самая милая, более красивая, красивейшая.

Ученица заплакала.

Ученица в роли прилагательного. Да ты что! Ведь все познается в сравнении! Эта Лариска тебя красивее, зато ты умнее, добрее, справедливее. И вообще, разве красота – это самое главное качество? У каждого есть свои хорошие и плохие качества, причем в большей или меньшей степени. А чтобы назвать их, в языке используют качественные прилагательные.

Учитель: А какие еще разряды прилагательных вы знаете?

(Относительные и притяжательные)

Учитель: Предлагаю вам игру в разведчиков. Я вам буду читать сказку, а вы должны внимательно слушать и, обнаружив прилагательные, записать в тетрадь их в 3 столбика.

Качественные  Относительные Притяжательные

 Сказка. Жила-была одна старая колдунья. Проживала она в королевском замке, на чердаке, под самой крышей. Там было темно, пыльно и скучно, поэтому старушка поглядывала из своего окошечка вниз, на двор, и, помешивая серебряной ложкой колдовское варево в чугунном котелке, рассуждала вслух:

– Ох уж мне это сказочное королевство! Ни одной приятной физиономии!

Вот придворная дама, например. Ну та, рыжая. Вечно лезет со своей медной шевелюрой куда не следует.(Кстати, чуть не забыла бросить в котел змеиное жало и лягушачьи лапки.)

А маршал ее величества! Красавец тоже мне! Каменное лицо и оловянный взгляд! Со своей слоновьей грацией все фарфоровые вазы в замке перебил!

О, еще одна фигура при дворе– главный церемониймейстер! Павлиньи перья на шляпе и серебряные пряжки на башмаках. Но такая посредственность!

И все-таки я живу среди них! Все потому, что у меня ангельское терпенье и золотое сердце. И внешне-то я много красивее всех!

Проверка задания. Побеждает тот, кто больше записал прилагательных.

Ворона:

В доме у папашки с мамашкой
Жили кудрявые дочки – близняшки
Очень была дочка Люба кудрява,
Но даже кудрявей ее была Клава.
Слово кудрявей, ребята, возьмите
И по родам поскорей измените.
В доме идет соревнованье тщеславий:
Папа кудрявей или мама кудрявей.

Вывод: по родам прилагательные в простой сравнительной форме не изменяются.

Качественные прилагательные могут иметь краткую форму.

Ворона.

У полных прилагательных отчаяние.
Куда-то убежало окончание.
Умчалось ,разрешенья не спросив.
Стал смелый смел.
Красивый стал красив.

Учитель: У кратких прилагательных в мужском роде окончание “ убегает” , т.е. становится нулевым, а в женском и среднем остается по одной букве.

Найдите и укажите краткие прилагательные, укажите их род и число.

– Всякому мила своя сторона.

– Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

– Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот, кто на дело туп.

Ворона. Зато по падежам краткие прилагательные не изменяются.

Ученица в роли прилагательного. И это очень просто понять, если рассуждать логически. Краткое прилагательное всегда бывает сказуемым. Сказуемое всегда связано с подлежащим, а подлежащее всегда имеет форму именительного падежа.

В древности краткие прилагательные изменялись по падежам, память о том времени осталась в выражениях: на босу ногу, средь бела дня, по белу свету, от мала до велика.

О каком правиле идет речь в стихотворении.

Надо больше доверять,
Надо больше доверять,
Прилагательному
И к вопросу прибегать,
И к вопросу прибегать,
Вспомогательному

Смело спрашивайте слово –
Дать ответ оно готово,
Отвечает пусть само:
Он в костюме был каком:
“ Шерстяным” иль “ Шерстяном” ?
Ну, конечно, в в шерстяном – в шерстяным он был смешным.
Так что вывод очень прост:
Ставьте правильно вопрос.

Самостоятельная работа.

Дети обмениваются карточками, которые они приготовили дома на правописание окончаний прилагательных. Самопроверка

Ворона. Я, путешествуя с вами по теме прилагательное, вела дневник. И вот, какие записи у меня получились.

  1. Часть речи: прилагательное.
  2. Морфологические признаки.

А) Начальная форма И. п., ед., м. р.
Б) Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
В) Непостоянные признаки (они могут быть, а могут и отсутствовать):

У качественных: степень сравнения (если есть)

Краткая или полная форма

У всех прилагательных:

  1. Падеж
  2. Число
  3. Род (в ед. числе)
  4. Синтаксическая роль в предложении.

Итог. Теперь, мои дорогие ученики, перед вами обширное поле деятельности.

В следующем году вы с легкостью сможете выполнять морфологический разбор имени прилагательного. А нам остается только пожелать Вам успехов!