Раздел: «Человек изображает жизнь. Магия искусства.»
Тема: «Интеллектуальные игры. Магия живописи. Натюрморт.»
Цель занятия:
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- формирование мотивации к познанию нового;
- совершенствование художественно-эстетического вкуса ребят в целях гармоничного развития личности.
Задачи:
- Создание комфортного климата и ситуации успеха в группе.
- Включение ребёнка в диалог с миром, путём развития интеллекта; актуализация полученных ранее знаний (по темам «Это знают все», «Портрет», «Пейзаж»).
- Расширение кругозора, накопление начальных энциклопедических знаний, знакомство с новыми произведениями живописи, понятием «натюрморт».
- Тренировка различных видов памяти (краткосрочной и долговременной; слуховой, зрительной, образной).
- Развитие механизмов внимания, наблюдательности, умения сосредотачиваться.
- Совершенствование процессов саморегуляции и повышение работоспособности; работа над умением слушать и слышать, смотреть и видеть, выполнять инструкции.
- Ориентировка ребят на творческое воплощение своих идей и знаний, развитие воображения, фантазии.
- Повышение уровня общей и ученической культуры; воспитание уважительного отношения к своей личности и окружающему миру; поощрение индивидуального мнения и терпимости к чужому взгляду.
- Разумное совмещение занимательности, школьной программы с возрастными интеллектуальными нормами и возможностями.
Основной ожидаемый результат: формирование желания узнавать новое, формирование доброго, человечного, достойного, взгляда на окружающий мир.
Оборудование:
- репродукции картин;
- доска, карточки с заданиями для игр;
- мультимедийный проектор и экран.
***Все высказывания и предположения учеников воспринимаются учителем уважительно и доброжелательно.
Ход игры
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
(Подготовка оборудования, тетрадей.)
Учитель: Приветствие, сообщение темы и цели занятия.
Решаемые задачи: 1, 8.
II. Разминка «Это знают все».
(Слайд 2)
Вопросы (задаются по цепочке):
- Самое большое сухопутное животное.
- Царь зверей.
- Самое высокое животное.
- Самое большое млекопитающее.
- Самая маленькая птица.
- Самая большая птица.
- Кого называют кораблём пустыни?
- Птица – деревенский будильник.
- Птица – доктор леса.
- Птица с самым большим клювом.
- Птица с мешком для улова под клювом.
- Существо, которое меняет цвет, в зависимости от поверхности, на которой находится.
- Животное, которое моет в воде еду и различные предметы.
- Дикая кошка с коротким хвостом и кисточками на ушах.
- Что общего у жирафа и лебедя?
- «Эвкалиптовый мишка».
- «Бамбуковый мишка».
- «Речная лошадь».
- Что общего у лягушки и медведя?
- Самая большая ящерица.
- Самое быстрое животное.
- Лучшие певцы в наших лесах.
- Дикая полосатая кошка.
- Самая морозоустойчивая птица.
- Самая большая обезьяна.
- Первая птица, прилетающая к нам весной?
Ответы учащихся (устные):
- Слон. (Слайд 3)
- Лев. (Слайд 4)
- Жираф. (Слайд 5)
- Кит. (Слайд 6)
- Колибри. (Слайд 7)
- Страус. (Слайд 8)
- Верблюд. (Слайд 9)
- Петух. (Слайд 10)
- Дятел. (Слайд 11)
- Тукан. (Слайд 12)
- Пеликан. (Слайд 13)
- Хамелеон. (Слайд 14)
- Енот. (Слайд 15)
- Рысь. (Слайд 16)
- Длинная шея. (Слайд 17)
- Коала. (Слайд 18)
- Панда. (Слайд 19)
- Бегемот. (Слайд 20)
- Спят зимой. (Слайд 21)
- Варан. (Слайд 22)
- Гепард. (Слайд 23)
- Соловей. (Слайд 24)
- Тигр. (Слайд 25)
- Пингвин. (Слайд 26)
- Горилла. (Слайд 27)
- Грач. (Слайд 28)
(Вопросы и видео ответы появляются на экране.)
Решаемые задачи: 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
III. Магия живописи.
(Слайд 29)
1. Сила знания и искусства творит чудеса (повторение).
Учитель: Сила знания и искусства творит чудеса – в этом мы с вами убедились на предыдущих встречах. Какие же чудеса с нами происходили? Возможно, ответить вам помогут появившиеся на экране картины. (Слайды 33, 31, 32) Спасибо, верно ...
(Репродукции на экране.)
Устные рассуждения учащихся.
(Ответы на экране.)
Решаемые задачи: 2.
2. Натюрморт (новый материал).
А) Определение. (Слайд 33)
Б)
- Натюрморт с лебедем. Снейдерс.
- «Цветы и плоды». Хруцкий.
В)
- «Ожидание». Пименов.
- «Красные рыбы». Матисс.
- «Роза». Врубель.
Г) «Хит-парад».
Учитель: Сегодня поговорим о натюрморте.
Решаемые задачи: 3, 4, 5, 6.
- Как вы думаете, что может быть изображено в натюрморте?
Предположения учащихся.
Учитель: Умники, согласна! Запишем в тетрадях определение ...
Учащиеся работают с конспектом.
Учитель: В переводе натюрморт – «мёртвая природа»*.
(Определение появляется на экране и в тетрадях.)
Натюрморт – картина с изображением дичи*, фруктов, букетов, ракушек, утвари*...
Учитель: С этой точки зрения показателен Натюрморт с лебедем, Снейдерса (Слайд 34) (описание, рассмотрение картины, мастерства художника, рассуждение об охоте в 17 веке, когда была написана картина и о современной..).
Реакция учащихся.
Учитель: Попробуйте сами назвать следующую картину («Цветы и плоды». Хруцкий). (Слайд 35)
Рассуждения учащихся и работа с конспектом.
Решаемые задачи: 7.
Учитель: Запишите в тетрадь название и подумайте – почему же «мёртвая природа»?
Предложения учащихся.
Учитель: Предложите свои названия следующим натюрмортам ...
Запишем в нашем конспекте ...
Учащиеся работают с конспектом (... то, что находится в неестественных для себя условиях (цветы сорваны).
Учитель: Как всегда – наш хит-парад. Конечно, все картины удивительны, каждая имеет свою историю ..., но вы сейчас назовёте наиболее понравившийся вам натюрморт и его автора (работа по цепочке, на доске появляются баллы, итоги).
Предложения учащихся, устная работа по-цепочке.
Решаемые задачи: 4, 6, 8, 9.
IV. «Портрет человечка» – физкультурная минутка.
Учитель: Сейчас вы сами попробуете быть художниками. Посмотрим, насколько точно вы сможете «изобразить» человечка...
Упражнения возле парт.
(На экране: меняющий позы человечек-схема.)
Решаемые задачи: 6, 7, 9.
V. Игра «Сильное звено».
(Слайд 44)
По 7 вопросов, задаваемых по рядам-звеньям.
Ответы по рядам: название – 1 балл, имя художника – балл, подсказки – пропуск хода.
(На экране репродукции картин, знакомство с которыми состоялось на предыдущих встречах.)
Решаемые задачи: 2, 4, 5, 6, 8.
Устные ответы по рядам: (Слайд 45)
- «Март». И.Левитан.
- «Весна. Большая вода». И.Левитан.
- «Золотая Осень». И.Левитан.
- «Молодой садовник». О.Кипренский. (Слайд 46)
- Портрет молодой девушки. О.Кипренский.
- Автопортрет с кистями. О.Кипренский. (Слайд 47)
- Портрет Д.Давыдова. О.Кипренский.
- Автопортрет О.Кипренского.
- Портрет Н.Трубецкого. О.Кипренский. (Слайд 48)
- «Озеро». И.Левитан.
- Натюрморт с лебедем. Снейдерс.
- Портрет О.Рюминой. О.Кипренский. (Слайд 49)
- «Девочка в маковом венке». О.Кипренский.
- «Молодая цыганка…». О.Кипренский.
- Автопортрет А.Дюрера. (Слайд 50)
- «Роза». М.Врубель.
- «Осенний день. Сокольники». И.Левитан.
- «Молодой заяц». А.Дюрер.
Учитель: Какие вы молодцы! Память хорошая...
VI. Анаграммы.
(Слайд 51)
- Условия.
- Совместная игра. (Слайды 52-54)
- Подумай самостоятельно. (Слайды 55-58)
Учитель: Вспомним нашу любимую игру...
- Устные совместные ответы учащихся.
- Самостоятельные письменные ответы учащихся.
- Самопроверка учащихся.
(Игры на экране.)
Решаемые задачи: 5, 6, 7, 8.
VII. Заключительный этап.
Учитель: Итоги встречи.
Творческое домашнее задание (по желанию) (Слайд 59) рисунок, сообщение (тема «Натюрморт»).
Вручение буклетов.
Учащиеся высказывают впечатления об уроке, делают пометки в дневниках.
(Галерея-ребус-оценка.) (Слайд 60)
Решаемые задачи: 2, 5, 7, 9.
Приложение