Урок окружающего мира в 4-м классе "Новейшее время: история продолжается сегодня"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с открытиями учёных, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами;
  • развивать умения строить рассуждения, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать интерес к истории как науке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"!

2. Проверка домашнего задания

Учитель:

-Итак, мы познакомились со знаменитыми людьми Нового времени, отважными путешественниками, техническими изобретениями 19 века. И сегодня мы продолжаем путь по дороге истории и заглянем в следующую эпоху. А чтобы узнать, как называется это время, надо ответить на вопросы (далее используется Приложение 1)

(Слайд №2)

3. Изучение нового материала

- Новейшее время - самая короткая среди эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось новейшее время в октябре 1917 года, когда в России произошла Октябрьская революция.

Какое же это было время?

Жестокое время - Вторая мировая война (слайд №3), атомная бомбардировка японских городов (слайд №4).

Мудрое время - человек в космосе, а затем и на Луне (слайд №5)

Время компьютеров - нужно ли объяснять значение этой фразы? (слайд №6)

Время новейших материалов - нас уже не удивишь самолетом из различных пластмасс, кузовом автомобиля из стеклопластика и двигателем, где не использовано ни грамма металла (слайд №7)

Трудное время - не только для людей, но и для нашей родной планеты Земля (слайд №8)

Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных. Появление "озоновой дыры" над Южным полюсом - все это результат безответственного отношения людей к природе.

Новейшее время сейчас действительно самая короткая историческая эпоха. Сколько она продлится - зависит от нас с вами.

Работа с учебником.

Текст с28-31 (учебник "Мир вокруг нас" Плешаков). Чтение по цепочке.

Анализ прочитанного текста.

- Давайте обобщим, какие изменения произошли в жизни людей за эти 100 лет?

Путешественники продолжают покорять бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды. В 1909 г. американец Роберт Пири достиг Северного полюса. А в 1911 норвежец Руаль Амудсен покорил Южный полюс.

- А как изменилось устройство государственной жизни?

В начале века во главе многих государств находился один человек - монарх, а концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.

- Какие изобретения 20 века присутствуют в каждом доме?

Холодильник, телевизор, радио, видеомагнитофон, компьютер.

- Какое интересное событие произошло в 20 веке?

Освоение космоса.

- Кто был первым человеком, который побывал в космосе?

Юрий Алексеевич Гагарин.

- Когда это произошло?

12 апреля 1961 года.

4. Физминутка. Коррекция зрения. (Приложение 2)

Продолжение новой темы

- Чем еще запомнился 20 век?

Запомнился двумя страшными войнами. Это первая мировая(1914-1918), Вторая мировая (1941-1945) войны.

- После Второй мировой войны какую организацию создали станы-победительницы?

Организацию Объединенных наций, ООН.

- Чем она занимается?

Сохранением мира на Земле.

5. Закрепление пройденного материала.

Слайд №9 "Блиц-опрос"

6. Итог урока.

- Что вам запомнилось об эпохе новейшего времени?

- Что может сделать каждый из вас, чтобы эпоха новейшего времени продлилась как можно дольше?

Домашнее задание: написать сочинение на тему "Что я могу сделать для своей эпохи?"

Слайд №10