Русский язык. 2-й класс. Тема: "Работа над словом" (метод творческого проекта)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  1. Знакомить со словом как морфемной единицей русского языка.
  2. Учить правильно употреблять данное слово в своей речи.
  3. Научить работать с различными словарями.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  6. Развивать интерес к поисково-исследовательской работе.
  7. Развивать коммуникативность.
  8. Развивать кругозор учащихся.
  9. Развивать творческое воображение.
  10. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
  11. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • план работы над Творческим Проектом;
  • карточки со словами;
  • атрибуты для проведения игр;
  • костюмы;
  • аудиокассета с записью классической оркестровой музыки;
  • словарь Ожегова, В. Даля, толковый словарь.
  • картины известных художников;
  • веретено;
  • высказывания русских писателей о русском языке (запись на плакатах и на аудиокассете).

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок
Мы хотим учиться, думать и играть,
Будем мы стремиться многое узнать.

2. Минутка чистописания.

Пословицы о слове.

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь (народная пословица).
  • Бритва скребёт, слово режет (пословица).
  • Ветер горы разрушает, слово народы поднимает (пословица).
  • Ласковое слово что весенний день.
  • Слово – серебро, молчание – золото.

3. Вступительное слово учителя.

- Всю неделю вы по группам работали над своими проектами, собирали материал о данном слове по определённому плану.

План работы над Творческим Проектом.

  1. Обыгрывание слова.
  2. Лексическое значение слова (однозначное / многозначное, исконное / заимствованное, др.).
  3. История возникновения слова.
  4. Составление текста с данным словом.
  5. Составление игры к слову или со словом.
  6. Слово в произведениях литературы.

- И вот сегодня на уроке вы покажете завершающий этап по работе над своим Творческим Проектом, расскажете, что интересного вы нашли и узнали об этом слове. Начнёте вот с чего: как называется ваш Творческий Проект, знали только члены одной группы и поэтому сейчас, выполняя первый пункт плана, вы нам обыграете своё слово, а мы постараемся угадать, как называется ваш Проект.

4. Представление Творческих Проектов.

Первая группа.

Разыгрывает сценку в гимназическом классе: дети в форме и форменных фуражках с книжками под мышкой заходят в класс, занимают свои места. В класс входит учитель, здоровается с гимназистами и начинает урок (рисунок 1).

Рисунок 1

1 ученик – лексическое значение слова.

Гимназия – школа с углублённым изучением отдельных предметов (в том числе латыни и древнегреческого языка).

2 ученик – история возникновения слова.

Гимназия – заимствованное слово.

Оно образовалось от греческого слова gymnasion, что означает «площадка для гимнастических упражнений», позднее означало «школа, где философы вели беседы со своими слушателями». В России с 1804 года гимназия становится основным типом школы. Там учились только мальчики. Позже открылись женские гимназии.

3 ученик – составляет текст со словом.

В нашем городе.

В нашем городе есть необычное учебное заведение. Это гимназия имени Вахитова. В ней углублённо изучают наш родной татарский язык. Раньше это была татарская гимназия. Дети учились и разговаривали только на татарском языке. Там училась моя мама. А теперь в гимназии есть и русские классы.

4 ученик – составляет игру со словом.

Так как гимназия – это учебное заведение, то и вам учебная игра: из букв слова гимназия составить другие слова. (Гимн, Азия, мина, мазня, мания, Зина, газ, маз.)

5 ученик – находит слово в литературе.

Отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «В Музее В.И. Ленина».

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора,
- Я поведу тебя в музей! –
Сказала мне сестра.

Вот через площадь мы идём
И входим, наконец,
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец.

Я вижу дом, где Ленин рос,
И тот похвальный лист,
Что из гимназии принёс
Ульянов-гимназист.

Здесь книжки выстроились в ряд –
Он в детстве их читал,
Над ними много лет назад
Он думал и мечтал.

Вторая группа.

Девочки в русских народных костюмах располагаются у доски. Звучит русская народная песня. Одна расправляет пряжу, другая прядёт, третья сматывает пряжу в клубок. Третьей девочке помогает мальчик. Он держит в руках веретено, с которого третья девочка сматывает пряжу в клубок. По окончании работы, когда веретено опустеет, мальчик выходит на середину и демонстрирует веретено (рисунок 2).

Рисунок 2

1 ученик – лексическое значение слова.

Веретено – слово исконное, русское.

Лексическое значение этого слова я нашла в толковом словаре Владимира Даля.

Веретено – это простое, ручное орудие для пряжи, для ручного прядения: деревянная точёная палочка, острая к верхнему концу и утолщённая в середине, с круто заострённой пяткою.

2 ученик – история возникновения слова.

Слово веретено пришло к нам из древнего русского языка. Это такой инструмент, который помогает скручивать пряжу в нитку. Для этого этот инструмент надо вертеть-крутить рукой. Вот от слова «вертеть» и образовалось слово веретено.

3 ученик – составляет текст со словом.

Бабушка.

У меня есть бабушка. Она старенькая, много знает и умеет. Она умеет шить, вязать, печь пироги, вкусно варить. Но больше всего я люблю смотреть, как она прядёт пряжу. Веретено так и крутится в её руке. А потом я держу веретено, а бабушка сматывает нитку в клубок. Так мы с ней дружно работаем.

4 ученик – составляет игру со словом.

Я предлагаю вам отгадать кроссворд на тему старинных русских предметов быта.

Я показываю предмет, а вы его называете (рисунок 3).

Рисунок 3

5 ученик – находит слово в литературе.

Отрывок из произведения Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна».

Старушоночка прядёт
И за пряжею поёт:
«Веретенце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».
Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и в миг оно
Укололо руку ей…
Всё исчезло из очей;
На неё находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Всё утихнуло кругом.

Третья группа.

У доски становятся ребята, в руках которых картины. Картины развешены на стене, установлены на подставке. Входит в картинную галерею ребёнок и начинает внимательно разглядывать картины. Звучит приятная тихая музыка (рисунок 4).

Рисунок 4

1 ученик – лексическое значение слова.

Значение слова галерея я нашла в толковом словаре учебника.

Это слово многозначное: имеет два значения.

  1. Галерея – это длинный узкий крытый проход, соединяющий две части здания.
  2. Галерея – это музей, помещение для выставки картин.

2 ученик – история возникновения слова

Слово галерея заимствованно. Оно образовано от французского слова galerie, что означает «крытый ход», «покрытие».

3 ученик – составляет текст со словом (рисунок 5).

Рисунок 5

Какие бывают галереи.

Галерея – в архитектуре крытое помещение, длина которого значительно превышает ширину. Галерея обычно соединяет две части здания В средневековых замках и дворцах галереи украшались картинами и статуями, и в последствии название галерея стало применяться к музейным помещениям различной формы. Галереей называют также торговые помещения, соединяющие две улицы. Иногда галереи имеют застекленные стены и крышу. Так в Казани в метро стеклянная галерея остановки «Аметьево» соединяет два тоннеля. В театрах галереей называется верхний ярус зрительного зала.

4 ученик –составляет игру со словом (рисунок 6).

Рисунок 6

Я предлагаю вам игру с загадками. Возьмите планшеты. Напишите столбиком слово «галерея». Каждая буква слова – это первая буква слова-отгадки.

Г – гриб

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.

А – антенна

День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но всё я слышу,
Вдаль гляжу хотя без глаз,
На экране мой рассказ.

Л – лягушка

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

Е – ежу

Нам нужны иголки для шитья,
А кому нужны иголки для житья?

Р – река

Летом бежит, Зимою спит,
Весна настала – опять побежала.

Е – ель

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.

Я – якорь

Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.

5 ученик – находит слово в литературе.

Я написала стихотворение «Мечта».

Почему люблю искусство,
Так же жажду рисовать.
На показы я мечтаю
В галерею выставлять.

Пусть другие тоже знают
От походов в галерею
На душе спокойней станет,
Будешь счастлив и добрее.

Четвёртая группа.

К доске выходят со стульями и музыкальными инструментами музыканты. Они настраивают музыкальные инструменты. Под аплодисменты музыкантов выходит с дирижёрской палочкой дирижёр. Кланяется зрителям. Поворачивается к музыкантам, стучит.

палочкой по пюпитру. Наступает тишина, и начинает звучать классическая музыка. По окончании музыки, музыканты уходят, а дирижёр продолжает кланяться зрителям (рисунок 7).

Рисунок 7

1 ученик – лексическое значение слова.

Я нашёл значение слова дирижёр вот в этом Универсальном словаре.

Дирижёр – это музыкант, который управляет оркестром, хором.

2 ученик – история возникновения слова.

Слово дирижёр заимствованное. Оно образовалось от латинского слова dirigere, что означает «руководить, управлять». Кроме того в слове дирижёр есть суффикс -ёр-, этот суффикс пришёл к нам из французского языка. Он имеет значение «тот, кто выполняет действие, названное в корне слова».Так и получилось слово дирижёр – это тот, кто дирижирует, управляет.

3 ученик – составляет текст со словом.

На концерте.

Однажды мои родители купили билеты на концерт П.И.Чайковского. В зале мы заняли свои места. На сцене расположился оркестр. Вышел дирижёр в черном фраке и с бабочкой на шее. Настала тишина. Дирижёр взмахнул палочкой, и по залу полилась прекрасная музыка.

4 ученик – составляет игру со словом.

Я очень люблю математику и поэтому предлагаю вам решить примеры, которые я составила для вас. Если все примеры решить правильно, то получится название нашего Проекта.

7 / 7
2 * 1
2 + 1
13 – 9
45 / 5
2 * 3
12 – 5
  → Д
→ И
→ Р
→ И
→ Ж
→ Ё
→ Р

5 ученик – находит слово в литературе.

Отрывок из стихотворения итальянского писателя Джани Родари.

…Кто на площади оркестром
Дирижирует? Маэстро.
Приседает, пляшет,
Палочкою машет…

5. Итог урока.

Вывод. Итак, вы проделали большую интересную работу, узнали много нового, поделились своими знаниями с другими. Благодаря сегодняшнему уроку мы с вами поняли, как важно слово в русском языке. Что самое простое, обычное человеческое слово является тонким и сложным творением человека. Слово живет своеобразной жизнью и играет огромную роль в судьбах своего творца-народа. Вот как говорил о слове и его значении великий русский писатель К.Д.Ушинский «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа».

Обобщение. Понравился ли вам урок? Что нового интересного вы узнали? Чему вы научились в процессе работы над проектом? Какое значение имеет слово в русском языке, в нашей жизни? Надо ли знать много слов и понимать их? Почему?

(Рисунок 8)