Цели урока:
- Знакомство со звуками [в- в΄], буквой В.
- Развитие речи учащихся.
- Закрепление пройденного материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте дети. Встали прямо, расправили плечи и тихо сели.
2. Повторение пройденного.
- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
- По ленте букв надо назвать правильно букву и какие звуки она может обозначать. Начнём с гласных.
Гласные | |
буква | звуки |
а о у ы и |
[а] [о] [у] [ы] [и] |
Согласные | |
буква | звуки |
эн эль эр ка тэ эс |
[н – н΄] [л – л΄] [р – р΄] [к – к΄] [т – т΄] [с – с΄] |
3. Знакомство с новыми звуками [в- в΄] и буквой В.
- Отгадайте загадку.
Серый, зубастый по лесу рыщет,
Добычу ищет. (Волк.)
- Это один, а как будет много? (Волки.)
- Составьте из букв это слово и сделайте звуковой анализ этого слова. К доске вызывается ученик.
Волки
- Сколько в этом слове звуков? (5 звуков.) – 1
- Сколько гласных и сколько согласных? (2 гласных и 3 согласных.)
- Надо изменить одну букву в слове «волки» и получится название столового прибора. (Букву «о» поменять на «и» и получится слово «вилки».)
- Подумайте ,что изменится в звуковом составе. (И – показатель мягкости согласных , поэтому звук , стоящий впереди станет мягким.)
Вилки
- Делаем вывод. Какие же звуки может обозначать буква «вэ»? (Буква «вэ» может обозначать звуки [в- в΄].)
- Так где же будет находиться эта буква на ленте? (Где согласные.)
4. Физкультурная минутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
5. Работа с текстом.
На доске напечатаны предложения:
- Вова вырастил лук. А Лариса – салат. У нас выросла тыква. Вот так тыква!
- Что написано на доске? (Предложения.)
- Докажите! (Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак).
- Сколько предложений написано? (4 предложения.)
- Прочитайте 1 предложение, Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)
- Прочитайте 3 предложения. Сколько слов здесь? (4 слова.)
- Прочитайте последнее предложение Сколько слов в этом предложение? (3 слова.)
- Что стоит в конце этого предложения? (В конце предложения стоит восклицательный знак.)
- Прочитайте с правильной интонацией.
6. Развитие речи.
Продолжите:
- У белки – (бельчонок).
- У мыши – (мышонок).
- У вороны – (воронёнок).
- У галки – (галчонок).
- У лисы – (лисёнок).
- У курицы – (цыплёнок).
- У коровы – (телёнок).
- У лошади – (жеребёнок).
- У свиньи – (поросёнок).
- У собаки – (щенок).
- У овцы – (ягнёнок).
7. Работа по учебнику. Развитие (азбука стр.74).
- Прочитайте первое предложение. (Как лиса ловила ворон.)
- Прочитайте второе предложение. (Он тоже ловит ворон.)
- Где происходит действие? (Действие происходит в школе.)
- Что делают дети? (Девочка пишет, а мальчик ничего не делает, значит ловит ворон.)
- Что вы скажите о выражении «ловит ворон»? (Это выражение имеет 2 значения: прямое и переносное.)
8. Разгадывание ребусов стр.74.
9. Разучивание скороговорки.
Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.
10. Итого урока.
- В каком слове есть звук [в- в΄]? (Ворона.)
- Какой звук? ([в]- согласный, твёрдый.)
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она может обозначать? (Буква «вэ» может обозначать два звука [в- в΄].)
11. Оценивание ответов детей.