Логопедическое занятие на автоматизацию звука [р]

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

1. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие мышления, внимания и памяти;
  • развитие чувства ритма, дыхания и голоса.

2. Образовательные:

  • расширение и активизация словаря на материале темы «Осень»;
  • определение позиции звука [р] в слове;
  • упражнение в согласовании существительных с числительными;
  • употребление слов в единственном и множественном числе.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к лягушкам;
  • воспитание интереса к занятию.

Оборудование:

  • игрушка – лягушонок с пришитым языком и перчатками;
  • игрушка – подъемный кран;
  • картонное дерево с листочками;
  • картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Придумайте пожелание или ласковые слова и скажите их друг другу.

(Дети сами выбирают, кому и что сказать.)

Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Я загадаю о нем загадку, а вы отгадайте, кто это.

Загадка.

Скачет по болоту
Зелёная квакушка.
Зелёненькие ножки,
Зовут её ... (Лягушка.)

Приход лягушонка с сюрпризным мешочком (рисунок 1).

Рисунок 1

(Дети рассматривают лягушонка.)

Логопед: Лягушонок принес стихотворение о себе.

Стих о лягушонке.

Живу один я у воды,
Букашек ем и мошек.
От лягушонка детям нет беды,
Как нет беды от кошек!

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Дети, давайте покажем нашему гостю, что мы умеем делать. Сначала выполним гимнастику для языка.

«Чистка верхних зубов»

Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.

«Маляр»

Язык как кисточка моя,
И ею небо крашу я.

«Барабанщик»

За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.

«Лошадка»

Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.

«Грибок»

Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз – и вся учеба.

(Дети выполняют упражнения, один ребенок выполняет, всунув свою руку в язык лягушонка и манипулирует им.)

III. Закрепление знаний об осени и осенних признаках.

Логопед: Дети, Лягушонок жил в болоте и не знает, какое сейчас время года. Поможем ему отгадать загадку.

Загадка про осень.

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает?

(Дети называют время года.)

Логопед: О каких признаках осени говорится в стихотворении?

(Дети отвечают.)

IV. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: А сейчас лягушонок вместе с нами выполнит гимнастику для пальчиков и еще раз вспомнит признаки осени.

(Один из детей надевает лапки (пришитые перчатки) и выполняет упражнения вместе с другими детьми.)

Задание: поочередно соединять пальцы рук на каждый признак осени.

«Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья;
Пустынны поля;
Первым снежком принакрылась земля».

V. Развитие дыхания.

Рисунок 2

Логопед: Осенью часто дует ветер.

(Дети дуют на дерево с листьями тихо; сильно; плавно; порывисто.)

VI. Развитие ритма.

Логопед: Послушайте стихотворение:

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

(Дети постукивают по столу подушечками пальцев поочередно.)

Логопед: Вы услышали, как стучит дождь?

Дети: Да, мы же стучали пальчиками, как капли.

VII. Автоматизация звука [р] в словах.

Рисунок 3

Логопед: Дети, наш гость принес с собой сюрпризный мешочек. Как вы думаете, что в нем может лежать?

(Дети дают разные ответы.)

Логопед: Лягушонок принес картинки и игрушку – подъемный кран. Сейчас каждый из вас построит дорожку из картинок. Для этого надо к карточкам, на которых изображен один предмет, приложить карточку с несколькими предметами. Игрушечный кран поедет по дорожке, а вы будете называть, что нарисовано на карточках, не забывая ясно, четко произносить слова.

VIII. Координация речи с движением.

Логопед: Давайте покажем, как могут кружиться листья.

(Звучит спокойная музыка, дети выполняют.)

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

IX. Развитие звукового анализа.

Рисунок 4

Логопед: Посмотрите на домик с окошечками и на картинки. Лягушонок все перепутал. Помогите ему правильно распределить картинки.

(Дети выполняют задание, определяя позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.)

X. Согласование существительных с числительными: 1-3-5.

Рисунок 5

Логопед: Дети, выберите понравившиеся картинки и давайте поучим лягушонка правильно считать.

(Дети выполняют задание, лягушонок намеренно ошибается, дети поправляют его.)

XI. Итог.

(Дети прощаются с гостем.)

Логопед: Дети, послушайте, какое стихотворение оставил нам лягушонок.

«Не скажу я никому,
Почему тигры рычат: гарр...
Вороны кричат карр...
Летит вертолет др...
Трактор ревет тр...
И не догадается никто,
Что тигры рычат,
Вороны кричат,
Чтоб научить всех ребят
Трудный звук р выговаривать».

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Ильякова Н.Е. Звуки «Р», «Л», я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. Москва. Издательство «Гном и Д», 2005 г.
  2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедичеакие упражнения. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера», 2005 г.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  4. Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Санкт-Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 г.
  5. Смирнова И.А., Артемова Т.В., Иванова В.М., Оганджанянц Г.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе.//Дефектология №3, 1994.