Цели занятия:
1. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мышления, внимания и памяти;
- развитие чувства ритма, дыхания и голоса.
2. Образовательные:
- расширение и активизация словаря на материале темы «Осень»;
- определение позиции звука [р] в слове;
- упражнение в согласовании существительных с числительными;
- употребление слов в единственном и множественном числе.
3. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к лягушкам;
- воспитание интереса к занятию.
Оборудование:
- игрушка – лягушонок с пришитым языком и перчатками;
- игрушка – подъемный кран;
- картонное дерево с листочками;
- картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Придумайте пожелание или ласковые слова и скажите их друг другу.
(Дети сами выбирают, кому и что сказать.)
Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Я загадаю о нем загадку, а вы отгадайте, кто это.
Загадка.
Скачет по болоту
Зелёная квакушка.
Зелёненькие ножки,
Зовут её ... (Лягушка.)
Приход лягушонка с сюрпризным мешочком (рисунок 1).
Рисунок 1
(Дети рассматривают лягушонка.)
Логопед: Лягушонок принес стихотворение о себе.
Стих о лягушонке.
Живу один я у воды,
Букашек ем и мошек.
От лягушонка детям нет беды,
Как нет беды от кошек!
II. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Дети, давайте покажем нашему гостю, что мы умеем делать. Сначала выполним гимнастику для языка.
«Чистка верхних зубов»
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
«Маляр»
Язык как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
«Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
«Лошадка»
Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.
«Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
(Дети выполняют упражнения, один ребенок выполняет, всунув свою руку в язык лягушонка и манипулирует им.)
III. Закрепление знаний об осени и осенних признаках.
Логопед: Дети, Лягушонок жил в болоте и не знает, какое сейчас время года. Поможем ему отгадать загадку.
Загадка про осень.
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает?
(Дети называют время года.)
Логопед: О каких признаках осени говорится в стихотворении?
(Дети отвечают.)
IV. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: А сейчас лягушонок вместе с нами выполнит гимнастику для пальчиков и еще раз вспомнит признаки осени.
(Один из детей надевает лапки (пришитые перчатки) и выполняет упражнения вместе с другими детьми.)
Задание: поочередно соединять пальцы рук на каждый признак осени.
«Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья;
Пустынны поля;
Первым снежком принакрылась земля».
V. Развитие дыхания.
Рисунок 2
Логопед: Осенью часто дует ветер.
(Дети дуют на дерево с листьями тихо; сильно; плавно; порывисто.)
VI. Развитие ритма.
Логопед: Послушайте стихотворение:
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Дети постукивают по столу подушечками пальцев поочередно.)
Логопед: Вы услышали, как стучит дождь?
Дети: Да, мы же стучали пальчиками, как капли.
VII. Автоматизация звука [р] в словах.
Рисунок 3
Логопед: Дети, наш гость принес с собой сюрпризный мешочек. Как вы думаете, что в нем может лежать?
(Дети дают разные ответы.)
Логопед: Лягушонок принес картинки и игрушку – подъемный кран. Сейчас каждый из вас построит дорожку из картинок. Для этого надо к карточкам, на которых изображен один предмет, приложить карточку с несколькими предметами. Игрушечный кран поедет по дорожке, а вы будете называть, что нарисовано на карточках, не забывая ясно, четко произносить слова.
VIII. Координация речи с движением.
Логопед: Давайте покажем, как могут кружиться листья.
(Звучит спокойная музыка, дети выполняют.)
Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
IX. Развитие звукового анализа.
Рисунок 4
Логопед: Посмотрите на домик с окошечками и на картинки. Лягушонок все перепутал. Помогите ему правильно распределить картинки.
(Дети выполняют задание, определяя позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.)
X. Согласование существительных с числительными: 1-3-5.
Рисунок 5
Логопед: Дети, выберите понравившиеся картинки и давайте поучим лягушонка правильно считать.
(Дети выполняют задание, лягушонок намеренно ошибается, дети поправляют его.)
XI. Итог.
(Дети прощаются с гостем.)
Логопед: Дети, послушайте, какое стихотворение оставил нам лягушонок.
«Не скажу я никому,
Почему тигры рычат: гарр...
Вороны кричат карр...
Летит вертолет др...
Трактор ревет тр...
И не догадается никто,
Что тигры рычат,
Вороны кричат,
Чтоб научить всех ребят
Трудный звук р выговаривать».
Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Ильякова Н.Е. Звуки «Р», «Л», я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. Москва. Издательство «Гном и Д», 2005 г.
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедичеакие упражнения. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера», 2005 г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
- Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Санкт-Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 г.
- Смирнова И.А., Артемова Т.В., Иванова В.М., Оганджанянц Г.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе.//Дефектология №3, 1994.