Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить со звуком [о], буквой «о», учить писать строчную букву «о».
  2. Развивать психофизиологические функции (слухового, зрительного анализаторов).
  3. Вызывать при помощи игр положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

  • модели-схемы «человечков»;
  • рисунки цветов;
  • модель схемы слова;
  • магниты синего, зелёного, красного цветов для проведения звукового анализа слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

«Шарик»:

  • надуть щёки;
  • сдуть щёки.

«Дудочка»:

  • с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).

«Лошадка»:

  • вытянуть губы;
  • приоткрыть рот;
  • поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Чистим зубки»:

  • закрыть рот;
  • провести круговые движения языка между губами и зубами.

«Футбол»:

  • закрыть рот;
  • упереться напряжённым языком то в одну, то в другую щёку.

II. Создание проблемной ситуации.

- Вот наши знакомые «человечки» (на доске 5 схем). Внезапно ворвался ветер-озорник и испортил их имена. Разве есть такие буквы?

(У букв И, Г, П, Т, Р пропущены элементы.)

- Вспомним их имена.

(Дети дописывают недостающие элементы.)

- Поздороваемся с ними.

(Дети называют хором буквы.)

- Сегодня они собираются на день рождения к другу, который пригласил их и нас с вами.

- Хотите узнать как его зовут?

- Цель нашего урока: познакомиться с «человечком», постараться о нём всё узнать.

III. Повторение пройденного.

- Ребята, в гости ходят нарядно одетыми. Поможем одеться, нарядиться «человечкам».

(На доске подвижные модели «человечков», башмачки разного цвета, шапочки-цилиндры и шапочки-звоночки. У доски работают 5 человек. Они помогают одеться «человечкам» Г, П, Т, Р, И. Остальные дети в это время в подготовленном учителем тексте закрашивают красным карандашом букву «и» кружком.)

Проверка.

- Кто без шапочки? Почему? Дайте ему характеристику.

- Расскажите, что означают эти схемы. (Буква Г обозначает согласный звонкий твёрдый звук [г] и согласный звонкий мягкий звук [г*] и т.д.)

- Молодцы! Теперь все нарядные, красивые.

IV. Открытие детьми нового знания.

1. Выделение звука [о] в звучащих словах.

- А что же именинник? Он готовится к встрече гостей, накрывает стол.

- Что же на столе? (На столе: овощи.)

- Составим схему этого слова.

(Вычерчивание схемы, деление на 3 части, постановка ударения.)

- Назовите первый слог. Сколько в нём звуков? Какой?

- Что образует этот звук?

(Обозначение на схеме звука [о] красным кружком.)

2. Поиск решения проблемы.

- Вот мы и узнали, как зовут «человечка»? Произнесём его имя ещё раз хором.

(При произнесении звука [о] губы округлены и слегка вытягиваются вперёд.)

- Как произносится?

- Как проходит воздух?

- Что образует?

3. Открытие нового знания.

- А теперь внимание! Встречайте именинника. Как он одет? Почему?

4. Характеристика звука.

- Звук [о] гласный, т.к. произносится с голосом, воздух при произнесении звука не встречает преграды, звук образует слог.

- Первым поздравляет именинника самый близкий друг.

- Как вы думаете кто? Почему? (Звук [и], т. к. он тоже гласный.)

Завершение схем-«человечков» в Азбуке. Стр.38.

5. Подбор слов на заданный звук.

- А дети нашего класса, в именах которых есть звук [о], встаньте, пожалуйста.

Оля, Рома, Соня, Вова, Коля, Жора, Зоя, Костя, Тоня.

- Называйте по порядку свои имена.

- Поздравьте именинника.

- Только в гости приходят с цветами. Какие цветы подарим? (В названиях которых есть звук [о].)

Игра.

  • Колокольчики, лилии, гладиолусы, тюльпаны, ромашки, мимозы, розы, астры, пионы.

(Учитель показывает картинки цветов, называет их. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [о].)

6. Знакомство с буквой. Работа в тетради для печатания.

- Звук [о] обозначается буквой «о».

(Учитель показывает печатную букву «о»).

- На что похожа буква?

О – знакомо нам давно:
Круг, баранка, колесо.

Работа в прописи.

- Эта буква интересна тем, что может писаться сверху вниз, а может снизу вверх. Это зависит от того, какая буква будет стоять после неё.

(Продолжение работы в прописи.)

V. Физкультурная минутка.

Пальчиковая гимнастика: ладонь – кулак.

Хочешь? Тоже делай так:
То – ладонь, а то – кулак.

Руки положить на стол:

а) ладони прижать к столу;

б) одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» – «кулак»);

в) разжать пальцы одной руки и прижать её к столу (позиция «рука» – «кулак»).

Для усложнения – увеличить темп движения.

VI. Первичное закрепление.

- А теперь споём «Каравай».

... Каравай, каравай!
Кого хочешь выбирай!
- Я люблю, конечно, всех,
А согласных больше всех!

7. Чтение слогов по Азбуке. Стр. 38.

а) Чтение первого столбика слогов, изменяя громкость от шёпота до крика.

б) Чтение второго столбика слогов, изменяя темп от медленного до быстрого.

в) Чтение третьего и четвёртого столбиков слогов с ударением сначала на первом слоге, а потом на втором.

8. Чтение столбиков слов. Выяснение лексического значения некоторых из них.

- Чем отличаются слова:

  • пот – топ топот – ропот топор – топот

Игра.

П...РОГ П...РОГ

VII. Самостоятельная работа.

- Праздник закончен. Попрощаемся с нашими друзьями. Сколько их уже?

(Дети заканчивают схемы в Азбуке).

- Сколько нужно вызвать такси, чтобы их рассадить по общим признакам и никому не было обидно? (Три: гласные, звонкие согласные, глухие согласные.)

VIII. Итоги урока.

- Назовите букву-именинницу. Какой звук она обозначает?

- Что запомнили про этот звук? (Звук [о] гласный, т.к. произносится с голосом, воздух при произнесении звука не встречает преграды, звук образует слог.)