Цель урока: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.
Задачи урока:
- Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.
- Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.
- Воспитывать ответственное отношение к природе.
Ход урока
Организационный этап.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Этап актуализации знаний.
Человечество стоит на пороге экологического кризиса. А как вы думаете, что такое экологический кризис?
Экологический кризис – временное напряжение состояния взаимоотношений между человечеством и природой.
(Учащимся демонстрируются кадры с мест экологических катастроф.)
- Посмотрите внимательно и подумайте, что иллюстрируют эти кадры? (На них изображена изуродованная природа.)
Наша планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава-океан?!
Где вся природа поймана в капкан?И вы ответите мне без труда
Проблема окружающей среды
Проста или сложна?
- Как вы думаете? (Это очень сложная проблема.)
Давайте попытаемся найти решения этой проблемы, простые, зависящие от нас.
Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня её здоровье в опасности. (Глобусу подвязывается «зубная» повязка.) Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас перед нашим центром экологической помощи две задачи:
- Произвести «врачебный осмотр планеты».
- Выписать «простые » рецепты для лечения серьезных «заболеваний» Земли.
(На доске записываются задачи Центра экологической помощи – ЦЭП.)
Со временем ученые по заданию центра будут выезжать в места экологического бедствия, а сейчас мы проведем пристрастный «врачебный» осмотр планеты. Каков же диагноз?
Этап усвоения новых знаний.
Очень серьезным диагнозом является уменьшение биологического разнообразия, т.е. сокращение видов организмов.
- Какие царства живых организмов вам известны? (Растения, животные, грибы, простейшие, бактерии.)
Потеря биологического вида из любого царства крайне нежелательна для биосферы (живой оболочки Земли), т.к. он участвует в круговороте веществ, поддержании равновесия в природе. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями.
- Каково значение растений природе? (Выделение О2, поглощение СО2, питание животных и т.д.)
А вы знаете, что уже десятки видов растений исчезло с планеты Земля, а около 540 видов занесено в Красную книгу Российской Федерации?! Давайте пролистаем несколько страниц Красной книги растений. (Дети называют несколько видов растений с представленной выставки.) И далеко неполный перечень растений, можете потом почитать список растений, занесенных в Красную книгу.
С 1600 года исчезновение видов начали подтверждать документально. С тех пор на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Гибель большинства из них связана с деятельностью человека. Какие животные занесены в Красную книгу?
- Что такое Красная книга? (Это документ, в котором отражается состояние некоторых организмов в природе, которые нуждаются в охране.)
- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются по охране биологического разнообразия? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)
- Красная книга помогает сохранению биологического разнообразия?
- Создают ли государства законы для решения этой проблемы?
- Какие вы знаете особо охраняемые территории?
А вот ещё одна болезнь – исчезновение лесов. Сведение их приобрело всемирный характер: «полысение планеты» сегодня отчетливо видно из космоса. К настоящему времени в зоне субтропиков сведено 80% первоначальной площади. Тропические леса деградируют и сокращают площадь со скоростью 260000 квадратных метра в минуту, есть опасения, что исчезнут через 25 лет.
- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются, чтобы сохранить леса? (Законы по охране лесов, выращивание в питомниках рассады, высаживание деревьев для сохранения площади лесов.)
- Создают ли государства законы для решения этой проблемы?
- Поводятся ли какие-нибудь акции по увеличению площади лесов?
- Какая часть планеты занята океанами, морями, реками? (3/4 планеты занято водой.)
Нашу планету свободно можно было бы назвать планета «Вода», поэтому нам кажется, что водные ресурсы неисчерпаемы. Однако серьезной болезнью нашей планеты является загрязнение воды. Соленые воды морей и океанов используются людьми очень мало, а они составляют 96% всех вод Земли.
- А откуда люди получают пресную воду? (Реки, ледники, озера.)
Однако сегодня много водоемов покрыто сплошной нефтяной пленкой, а вследствие этого может погибнуть все живые организмы, пресная вода становится непригодной к употреблению. Скоро может наступить момент, кода вся вода станет загрязненной.
- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются, чтобы сохранить леса? (Законы по охране пресных вод, сооружение очистных сооружений.)
- Создают ли государства законы для решения этой проблемы?
- Какие есть экономические меры по охране вод? (Счетчик, штраф.)
Любой организм имеет право на существование. Для природы все любимые дети: и человек, и божья коровка, и кишечная палочка.
Вот она, Земля, маленькая такая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовет, просит прийти на помощь.
Поэтому я обращаюсь к вам! Будем беречь нашу Землю. В нашей сложной проблеме – охране окружающей среды – давайте найдем простые решения, которые будут зависеть только от вас и принесут пользу нашему дому – планете Земля.
- Вспомните, какие заболевания мы обнаружили у нашей планеты? (Сведение лесов, сокращение биологического разнообразия, загрязнение пресной воды.)
Этап закрепления новых знаний.
Сейчас каждая из групп на консилиуме обсудит и примет решения по одному из заболеваний
Что нужно сделать:
- Прописать пациенту планете Земля средство, которое поможет в решение этой проблемы, иначе говоря, что лично я могу сделать? (Приложение 2)
- Нарисовать эмблему, которая поможет донести ваше видение решения проблемы?
- Сочинить девиз, который услышат все и он заставит помнить, что от нас многое зависит. (Приложение 3)
Поскольку на выполнение этого задания у вас всего 2 минуты распределите задания внутри своей группы, приготовьтесь их озвучить.
Через 2 минуты дети озвучивают придуманные ими средства, показывают эмблемы, декламируют девиз (работы вывешиваются на стенд).
Земля с её биосферой – величайшее чудо и она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня!
- Какую сложную проблему мы попытались решить с вами сегодня? (Охрана окружающей среды.)
- Зависит ли от нас с вами что-нибудь в решении этой проблемы? (Да.)
Вот у нас с вами простые решения этой сложной проблемы.
Этап информации учащихся о домашнем задании.
У меня к вам будет маленькое домашнее задание, но которое вы должны делать ежедневно, исполняйте, пожалуйста, те самые рецепты, которые вы прописали нашей планете.