Цель урока: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.
Задачи урока:
- Повысить компетентность школьников в вопросах
музыкального искусства:
- через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;
- через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.
- Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
- Развивать навыки импровизации и творчества.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.
Новые понятия: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
Оборудование урока:
- музыкальный центр;
- иллюстрация Большого театра Москвы;
- иллюстрация дирижёра, дирижёрские жесты;
- иллюстрация симфонического оркестра.
Музыкальный материал:
- «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;
- «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе;
- «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
Вход детей в класс. Построение класса. Музыкальное приветствие.
2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).
Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.
(Звучит фрагмент песни «Про волшебников».)
Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?
Дети: В музыкальном театре.
Учитель: Что такое музыкальный театр?
Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.
Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.
Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?
Дети: Оперы и балеты.
Учитель: Что такое опера?
Дети: Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?
Дети: Кит песня.
(После ответа, на доске появляется схема: ПЕСНЯ→ОПЕРА.)
Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?
Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».
Учитель: Что такое балет?
Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
Учитель: А какой кит привёл нас в балет?
Дети: Кит танец.
(На доске снова появляется схема: ТАНЕЦ→БАЛЕТ.)
Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: С персонажами балета «Золушка».
(После ответов детей на доске появляются иллюстрация оперы.)
Учитель: Молодцы.
3. Объяснение новой темы (30 минут, из них на прослушивание всех музыкальных фрагментов – 10 минут).
Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.
Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.
В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
(На доске появляется иллюстрация Большого театра Москвы.)
А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, рассказываю немного детям о сказке Гофмана «Щелкунчик»).
(Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)
Учитель: А кто исполнил эту музыку?
Дети: Исполнили музыкальные инструменты.
Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Дети отвечают.
Учитель: Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?
Дети: В балете.
Учитель: Ребята, какой кит вы услышали?
Дети: Это кит марш.
Учитель: Что вам подсказало, что это кит марш?
Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.
Учитель: Как звучит мелодия? А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? В чём особенность?
Дети: Мелодия отрывистая, отчётливая, быстрая.
Учитель: Почему в балете, а не в опере?
Дети: Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.
Учитель: Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?
Дети: В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.
Учитель: Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?
Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
(На доске появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)
Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.
(На доске появляется фото дирижера крупным планом.)
Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: Осторожные, мягкие...
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.
(Повторное слушание и пластические движения детей.)
Учитель: Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Марш». А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим.
(Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.)
Учитель: Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий?
Дети: Музыка не была похожа на музыку предыдущего фрагмента. Она отличается.
Учитель: Чем отличается?
Дети: Мелодия была ... (мнения детей).
Учитель: Какой кит прозвучал?
Дети: Кит песня, потому что мы слышали голос.
Учитель: В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка?
Дети: В опере, так как здесь слышали пение.
Учитель: Какое настроение в этой музыке?
Дети: Радостное, весёлое.
Учитель: А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?
Дети: Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.
Учитель: Ребята, а только ли в этой музыке слышен кит песня. Можно ли услышать ещё какой-либо кит?
(Повторное слушание.)
Дети: Да. Здесь ещё звучит кит марш, так как хочется маршировать. Мелодия отрывистая, чёткая.
Учитель: А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.
(Повторное слушание и пластическое интонирование вместе с детьми.)
Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?
Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.
Учитель: Итак, с каким китом мы с вами встретились в этих двух музыкальных фрагментах?
Дети: С китом марш.
Учитель: Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня кит марш?
Дети: В оперу и в балет.
(На доске появляется схема: МАРШ→ОПЕРА, МАРШ→БАЛЕТ.)
Учитель: А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?
Дети: Нет. Марши звучат по-разному.
Учитель: Как звучит марш в опере?
Дети: В опере марш звучит песенно.
Учитель: Как звучит марш в балете?
Дети: В балете марш звучит танцевально.
Учитель: А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Послушайте его.
(Слушание фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – «Марш Черномора».)
Учитель: Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.
(Повторное слушание «Марша Черномора» и пластическое интонирование с детьми.)
Учитель: Какими жестами вы показали музыку?
Дети отвечают.
Учитель: Почему ваши жесты были разными?
Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.
Вывод. О волшебстве рук дирижёра и его помощницы – дирижёрской палочки.
4. Обобщение урока (3 минуты).
Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?
Дети: О театре. (О каком ?)
О симфоническом оркестре (Почему его так называют?)
О дирижёре и его жестах, о роли.
О музыкальных спектаклях. (О каких?)
Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?
Дети: Кит марш.
Учитель: Как звучит марш в опере? (Фрагмент.) Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?
Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.
Учитель: Молодцы.
5. Итог урока (1 минута).
Выставление оценок.