В настоящее время все активнее идет поиск обновления содержание образования вообще и в частности с целью повышения, как обучения, так и развития младших школьников с задержкой психического развития.
Поэтому большую роль во всестороннем развитии школьников играет развитие памяти.
Это связанно с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания.
У всех школьников с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания.
Исследования показали, что отклонения от норм у детей данной категории имеют различные формы и индивидуальные проявления.
Данная программа позволит улучшить работоспособность и повысить уровень познавательной активности, мотивацию к учебной деятельности. Учащиеся смогут быстрее принимать и перерабатывать нужную им информацию.
Содержание программы
Пояснительная записка
Проводя диагностику, мониторинги и тесты, выяснила, что у учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а так же неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.
Что значит хорошая память учащегося ?
Это такая память, которая обеспечивает “ скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала”.
Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со временем память становится управляемой, произвольной.
По своей природе память разнообразна – произвольная и непроизвольная, образная, словесно – логическая, кратковременная, долговременная, оперативная и смысловая.
Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.
У учащихся с задержкой психического развития наблюдаются нарушения всех видов памяти, поэтому коррекционная работа в этом направлении очень актуальна.
Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.
У детей с задержкой психического развития в основном память непроизвольная, наглядно – образная, кратковременная. Поэтому учащиеся овладевают учебным материалом с гораздо меньшим успехом.
С помощью тестов выяснила, как развита память у учащихся:
- Объем смысловой памяти (пересказ текста по объему, по качеству и на время).
- Объем непосредственной памяти (ряды случайных цифр) Методика Джекобсона.
- Зрительная память (воспроизвести слова, записанные в столбик)
- Слуховая память (методика 10 слов)
- Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р. Лурия.
Работа в этом направлении позволила выяснить причины низкой успеваемости и плохого запоминания.
- Ослабленное здоровье учащихся.
- Низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого развития (ОНР 3 уровень, ограничение коммуникативных отношений и познавательных возможностей).
- Недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.
Основные направления в работе
- Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Цель: коррекционно-развивающая работа по представлению о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. - Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.
Цель: обучение плавному чтению, ускоренному письму. - Оказание систематической индивидуальной помощи учащимся по предметам.
Цель: индивидуальные коррекционные занятия, тренинги, игры. - Работа с воспитателями.
Цель: преемственность в работе.
Этапы работы.
- Теоретический
Цель программы
Развитие приемов и видов памяти:
- Образная память
- Оперативная память
- Кратковременная память
- Долговременная память
- Словесно – логическая память
- Прием “схематизация”
- Прием “ составление плана”
- Прием “ повторение”
- Прием “ группировка”
- Прием “ смысловое соотнесение”
Задачи программы
- Повышение познавательного интереса.
- Развитие навыков быстрого чтения.
- Обучение самоконтролю и планированию.
Принципы программы
- Учет возрастных и индивидуальных возможностей.
- Учет объема и содержания материала.
- Систематичность знаний.
- Единство диагностик по приемам и видам памяти.
Предмет психокоррекции
Приемы и виды памяти у учащихся с задержкой психического развития.
Объект психокоррекции
Дети с задержкой психического развития с нарушением видов памяти.
Программа действий по проблемной теме.
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
- Разработка тематического плана коррекции познавательной деятельности.
- Оказание индивидуальной помощи по предмету.
- Разработка занятий, тренингов и игр по коррекции памяти.
- Изучение мотивации учебной деятельности.
- Обучение учащихся приемам быстрого чтения.
- Включение регионального компонента в соответствие с предлагаемой программой.
Прогнозируемый педагогический результат
- Повысить уровень мыслительных операций.
- Снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках.
- Повысить технику чтения, ее осознанность, беглость, выразительность, правильность.
- Улучшить качество психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.
- Поднять на более высокий уровень словесно – логическую и произвольную память.
Вывод:
В своем классе все больше стала обращать внимание на то, что одному учебный материал дается легко, а другие справляются с ним частично или вообще не справляются.
Решила выяснить, как развита память у учащихся.
По проведенному мониторингу получила неутешительные результаты.
Считаю, что обратить внимание нужно больше на написание зрительных диктантов по методике Федоренко, ввести работу с деформированным текстом, письмо по памяти. Проводить индивидуальные и групповые занятия по развитию всех видов психических процессов.
На уроках математики память развивать через математические диктанты, числовые ряды с пропущенными цифрами, коррекционные игры.
Также неотъемлемой частью работы создавать вместе с ребятами консультативные группы взаимопомощи в учении, где более способные дети помогают не только друзьям, но и любому, кто не ленится.
В целом внедрение данной программы в учебной деятельности будет способствовать формированию и развитию детей потребности и мотивов к учебной деятельности, будет вести к созданию соответствующих образцов мышления, содействовать развитию творческой личности, повысит уровень самостоятельности, самоконтроля и самооценки.
Список литературы для учащихся с задержкой психического развития.
- Тихомирова Л. Ф. “Познавательные способности детей”.
- Степанова О. А. “Дидактические игры на уроке в начальной школе”.
- Андреев А. Н. “Учись быстро читать”.
- Рахновская И. В. “Вместе играем, учимся, переживаем”.
- Разумовская О. К. “Игры со словами в школе и дома”.
Список используемой литературы.
- Лайло В. В. “Развитие памяти и повышение грамотности”.
- Шамарина Е. В. “Обучение детей с З.П.Р.: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционноз-развивающего обучения”.
- Ефименкова Л. Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”.
- Мамайчук И. И. “Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии”.
- Барташников А. А. “ Учись мыслить”.