Цели:
- Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных и растениях.
- Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Картинки с изображением животных, растений.
- Кроссворд. Перелётные птицы.
- Карточки с пословицами и поговорками.
- Компакт-диск с голосами птиц.
- Магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
Готовность к уроку.
2. Сообщение темы урока.
– Как называется наш урок? (КВН)
– Что такое КВН?
– По какой теме КВН? (Природа)
– Что такое природа?
– Какая бывает природа?
– Что относится к живой природе? Приведите примеры.
– Что относится к неживой природе? Приведите примеры.
– По ходу урока мы будем отгадывать загадки, заполнять кроссворды, вспоминать пословицы и поговорки на тему “ Природа”, играть в игру, и многое другое.
– Соревнуются три команды. Название команд.
3. Разминка.
– Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.
Учитель задаёт вопросы командам по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На обдумывание 5 секунд.
– Что делает ёж зимой? (спит)
– Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)
– Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
– Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)
– Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (лиственница)
– Какое дерево, как и берёза даёт сладкий сок? (клён)
– Из какого дерева делают спички? (из осины)
– Какое дерево применяют для изготовления лыж? (берёзу)
4. Почтовый ящик.
– Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте кто их написал.
1 письмо.
“У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?”
(Синица)
2 письмо.
“Меня называют “ смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клёна. Осенью прячу под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?”
(Поползень)
3 письмо.
“Я зверь небольшой домашний, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. Кто я?”
(Кошка)
– Кто же написал вам письма?
– Как назвать их одним словом? (животные)
– На какие две группы можно их разделить? (звери и птицы)
– Назовите отличительный признак зверей. (тело покрыто шерстью)
– Отличительный признак птиц. (тело покрыто перьями)
5. Разгадать кроссворд. Перелётные птицы.
– Каких птиц называют перелётными?
– Назовите главную причину отлёта птиц.
у… | (утка) |
.т..ж | (стриж) |
ив…. | (иволга) |
..во..ц | (скворец) |
л..т..к. | (ласточка) |
6. Игра “ Прилетели птицы”.
– А сейчас отдохнём и поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
– Что неправильно?
– А мухи-это кто? (насекомые)
– Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
– Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
– Комары – это кто? (насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
– Все мы молодцы!
7. Пословицы и поговорки.
Командам раздаются карточки с пословицами или поговорками. Надо их закончить:
Не зато волка бьют, что сер, а за то… (что овцу съел).
Волка ноги.. (кормят)
Не учи орла летать, а соловья… (петь).
8. Отгадать загадки.
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Пока сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.
(крыжовник)
Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.
(черника)
Он зелен, полосат,
И всё же
Большая ягода он тоже.
(арбуз)
– Ещё раз назовите отгадки.
– Что общего и чем различаются? (растения, культурные и дикорастущие)
9. Загадочное животное.
– Расшифруйте названия животных, записанных на листочках.
1 команда | льдоша (лошадь) |
2 команда | кабел (белка) |
3 команда | шаугкял (лягушка) |
10. Итог урока.
Награждение команды – победительницы и лучших знатаков природы.