Цели урока:
1. Совершенствовать умения решать текстовые задачи и задачи геометрического характера (используя устные и письменные формы) и совершенствовать вычислительные навыки.
2. Развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать
3. Воспитывать: интерес к математике, путем использования на уроке познавательного материала; патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Тип урока: интегрированный (математика, окружающий мир)
Оборудование:
- Презентация (Приложение 1);
- Карта России, сделанная каждым учеником на уроке “Окружающий мир”;
- Картины, фотографии городов-героев: Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга;
- Карточка с задачами к уроку для каждого ученика;
- Картинка с изображением самолета.
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие по нашей стране.
-Как называется наша страна? (Россия)
-Побываем в 4 городах-героях России.
-Как вы думаете, почему мы решили побывать в городах-героях? (В этом году отмечается 65 лет Победы в ВОВ)
-Давайте посмотрим на карточки и подумаем, какую цель мы поставим для себя сегодня на уроке? (Закрепим умения решать задачи и будем совершенствовать вычислительные навыки.)
2. Минутка чистописания
-Т. к. в нашем классе 27 человек, мы в полном составе отправимся в путешествие.
-Давайте запишем это число, чтобы нам не потеряться в путешествии и дадим характеристику этого числа. (Это число двузначное, в нем 2 десятка и 7 единиц, для записи этого числа нужно 2 клетки)
Дети записывают число 27 в тетради целую строчку, а 5 человек решают примеры по карточке:
28 - (10 - 2) | 74 - (20 + 50) | 13 – 8 + 7 |
36 - (20 + 10) | 60 - (40 - 10) | 16 – 7 + 8 |
3.Работа над темой урока (Геометрический материал).
- А сейчас нам необходимо определить маршрут путешествия, т. к. мы хотим побывать в 4 городах, нам нужно выбрать самый быстрый транспорт и это будет самолет.
-Положите перед собой карту. (У каждого ученика есть карта России, сделанная на уроке “Окружающий мир”)
-На каком материке находится Россия? (Евразия)
Евразия - самый большой материк в мире.
-Отправимся мы из г. Самара, потом побываем в Волгограде, Москве и Санкт – Петербурге и вернемся опять в Самару.
-Найдите эти города на своих картах, проведите линии от Самары до Волгограда, от Волгограда до Москвы, от Москвы до Санкт - Петербурга и вернитесь в Самару.
-Представьте, что мы сейчас находимся в городе Самара.
-На какую фигуру похож маршрут? (четырехугольник)
-Какие четырёхугольники вы знаете?
-Что такое прямоугольник?
-Посмотрите в карточку задача №1:
1. (Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Найдите периметр прямоугольника.)
-Чему равны стороны прямоугольника?
-Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см
-Почему я назвала размеры только двух сторон? (противоположные стороны равны)
-Найдите периметр прямоугольника. Что такое периметр?
-С этим заданием мы справились, значит, мы успешно долетим до города Волгограда.
Физкультурная минутка, зрительная гимнастика.
Решение текстовых задач.
-Мы прибыли в Волгоград, давайте на картах зеленой точкой отметим пункт остановки.
(Один ученик выходит к доске с сообщением о г. Волгограде)
Этому городу более 400 лет. Раньше город назывался Царицын, Сталинград, а с 1961г носит название Волгоград. С 1965г. Город – герой.
В городе во время ВОВ проходила одна из битв, которую назвали Сталинградской.
В честь победы в Сталинградской Битве на Мамаевом кургане почти 40 лет назад был создан памятник - ансамбль.
(Рассматриваем фото, вывешенные на доске, приложение 1: слайды 1, 2, 3, 4)
-Волгоград – это город, который находится на юге Европейской части нашей страны. Во всех южных городах 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь. Сейчас мы об этом узнаем, решив задачу №2 (на сравнение)
2.(Летом, 22 июня, на юге нашей страны самый длинный день – 18 часов, а ночь продолжается всего 6 часов. На сколько часов день длиннее ночи?)
День – 18 ч.
Ночь – 6 ч.
18-6= на 12(ч.) день длиннее ночи.
Ответ: на 12 ч.
- Продолжаем наше путешествие и делаем остановку в городе – герое Москва.
(Рассматриваем фото, вывешенные на доске, приложение 1: слайды5, 6, 7, 8, 9)
(Ученик выходит к доске с сообщением о г. Москве)
Москва – столица нашей Родины. Городу – 850 лет.
Во время ВОВ немецкие войска подступили к городу, но были остановлены советскими войсками.
Москва и Кремль – эти два имени всегда рядом, потому что Кремль – сердце Москвы. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага, в старину Кремль был окружен рвом с водой, чтобы недруги не проникли в Кремль.
Задача № 3 (с косвенным вопросом.)
3.(В старину глубина рва Московского Кремля была 9 м, что на 20 м меньше его ширины. Какова ширина рва?)
Глубина – 9м, что на 20 м меньше
Ширина - ? м.
20 + 9 = 29(м) ширина.
Ответ: 29 м.
Физминутка, зрительная гимнастика
- Пока мы отдыхали, самолет доставил нас в г. Санкт-Петербург
До 1991 г. Город назывался Ленинград. Его основал Петр-1 более 300 лет назад.
(Рассматриваем фото, вывешенные на доске, приложение 1: слайды 10,11, 12, 13, 14)
(Ученик выходит к доске с сообщением о г. Санкт-Петербурге)
В годы Вов, несмотря на голод и холод, город выдержал 900 дневную блокаду и отразил все атаки врага. В 1945 году городу присвоено звание города – героя. Сейчас – это один из красивейших городов мира.
Красивы улицы, здания, мосты, каналы. Особенно знамениты разводные мосты, Петропавловская крепость, Зимний дворец, ныне Эрмитаж.
(Рассматриваем фото Эрмитажа)
- Давайте устно составим задачу №4 по краткой записи и решим ее (на доске табличка)
(В это время 3 интегрированных ученика с ОВЗ по зрению решают задачу по карточке)
1 день – 32 ч.
2 день - ?, на 20 ч. больше.
32 + 20 = 52 (ч.) во 2 день.
Ответ: 52 ч.
4.(В одном зале Эрмитажа было 25 пейзажей, натюрмортов на 10 картин больше, чем пейзажей, а портретов на 5 меньше, чем натюрмортов. Сколько натюрмортов в одном зале Эрмитажа?)
Пейзажей- 25 к.
Натюрмортов - ?, на 10 к больше.
Портретов - ?, на 5 к. меньше.
- 25+10=35 (к) натюрмортов
- 35-5=30 (к) портретов
Ответ: 30 картин.
- Подходит к завершению путешествие и чтобы удачно долететь до Самары, в самолете нам приготовили еще одно, последнее задание (достаю из самолета карточки с задачей, где нужно исправить ошибки в решении).
5. (На экскурсию по городам России отправились 62 девочки, а мальчиков 30 человек. Сколько всего детей отправились на экскурсию?)
Девочек – 62 ч.
Мальчиков – 30 ч.
62 – 30 = 92 (ч.) всего.
Ответ: 92 человека.
(Дети исправляют ошибки)
4. Итог урока
- Мы замечательно справились со всеми заданиями, благополучно вернулись назад.
Самара не является городом-героем, но во времена ВОВ ее называли запасной столицей России. Глубоко под землей, в условиях строжайшей секретности, был построен бункер для главнокомандующего Сталина. Сейчас бункер рассекречен и открыт для посещения туристами
(Рассматриваем фото, вывешенные на доске, приложение 1: слайды 15, 16, 17, 18, 19)
-Мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
Оценки.
5. Домашнее задание.
Составить задачу на сравнение.