Цель: познакомить с понятием равенства фигур; закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым сложением и вычитанием чисел на числовом отрезке и с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Ход урока
I Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
На места все тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Отгадайте, куда мы отправимся на этом уроке?
Шириною широко,
Глубиною глубоко
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не льется.
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Верно, на море).
- А на чем мы поплывем?
Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
- Правильно, отправляемся в путешествие по морю на самодельном кораблике. Да, да на самодельном, я не оговорилась. Построим кораблик для путешествия сами.
Игра “Танграма” - сложите из частей “Танграма” модель кораблика.
II Устные упражнения
1. – Путешествие на кораблике будет интересным, увлекательным, полное разных неожиданностей.
- Какая досада! В самом начале путешествия кораблик наскочил на мель.
Вез кораблик карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
- Я думаю, мы не будем две недели дожидаться прилива и управимся побыстрее. Дружно взялись за работу, поработаем с числовым рядом.
- счет по линейке до 20 и обратно.
- счет 9 – 16, 11 – 5.
- назвать последующее 7, 12.
- как получить последующее?
- на сколько последующее больше предыдущего?
- назвать предыдущее 6, 18.
- как получить предыдущее?
- на сколько предыдущее меньше последующего?
- назвать соседей 13.
- какое число стоит между 17 и 19?
- справа от 19, слева от 17?
- что происходит с числом при перемещении направо, налево?
- Молодцы сдвинули кораблик с мелководья.
2. – О чем говорится в этой загадке?
В тихую погоду
Нет нас нигде.
А ветер подует
Бежим по волне.
- Налетел на море ветер, нагнал волну и разметал кораблики. Помогите корабликам доплыть до нужной пристани.
Плещет теплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый
Бури не боится.
В море-океане
Не хочет заблудиться.
- Кораблики с красными и синими парусами.
- Числовой ряд от 0 до 10.
- Последовательно проводятся линии от выражения к числу
3. Посмотрим, все ли спокойно на море. Мне кажется, кто-то показался вдали. Да это же пираты! Обхитрим их! Полный вперед! На какие группы можно разбить кораблики нашей флотилии? (на суммы, разности, по цвету парусов).
4. а) Работа с учебником
- Самостоятельная работа №2, с.38 с последующей проверкой по образцу на доске.
(из парусов треугольной формы сложили прямоугольник, обозначили буквой П; синий треугольник и красный треугольник – части).
- как найти целое?
- как найти часть?
- всегда вычитают только из…
- сделайте записи в своих бортовых журналах
- после проверки дети ставят “+” за правильно выполненное задание.
б) коллективная работа №3, с.38.
- как обозначена целая фигура?
- на сколько частей она разбита?
- как называются части?
- Замечательно и быстро справились с заданиями. Где уж пиратам угнаться за вами, они остались далеко позади.
III Актуализация знаний
- – Определим направление ветра и полный вперед.
- Плыви, плыви кораблик
На запад, на восток.
Канаты-паутинки
А парус – лепесток.
- Что-то не получается набрать скорость. Отгадайте, где неполадки:
Уступает ветру в споре
Увлекает судно за собою. (Парус).
- Так и есть порвались паруса. Аврал! (Так называется работа всей команды на корабле).
2. Скорее за дело.
- Взять порванный парус, наложить его на кальку.
- Обвести и вырезать выкройку.
- ?? Проблемный вопрос: Как думаете, подойдет ли эта выкройка к нашему парусу? Покажите.
3. – Только вот нет парусины такого цвета, но ведь цвет не важен.
- Возьмите парусину зеленого цвета, положите на кальку.
- Обведите, вырежьте.
- ?? Проблемный вопрос: Как вы думаете, парус зеленого цвета подойдет к нашему кораблику? Почему?
Вывод: Вспомнить последовательность действий по замене порванного паруса на новый:
а) порванный парус (магнитом на доску) обозначим буквой а:
а
б) его наложили на кальку, обвели и вырезали, выкройку обозначим буквой с:
а с
в) что обнаружили? (при наложении полностью совпали, значит, равны):
= а = с
г) по выкройке (обозначенной буквой с) вырезали новый парус, обозначим его б
с б
д) что обнаружили? (новый парус совпал с выкройкой)
= с = б
е) новый парус совпал с выкройкой, а выкройку делали по старому парусу, т.е. все три фигуры раны
ё) попробуем сделать сложный математический вывод
(поставить на магнитную доску слова “если”, “а”, “то” перед равенствами)
Если а=с, а с=б, следовательно а=б
Проблемный вопрос: а – старый парус
б – новый парус
а=б – значит старый
Можно заменить на новый. Это доказали методом наложения. Что делать, если так поступить нельзя?
Пальчиковая гимнастика.
1. Почему же наш большой
Крути, вертит головой?
Он на судне капитан –
Изучает океан.
2. Палец указательный
Умный и внимательный
Занят делом постоянно,
Он помощник капитана.
3. Средний пальчик – наш матрос,
Флаг он нам на борт принес,
Чтоб он весел был в пути,
Ты дружочку помоги.
4. Безымянный палец – кок,
О испек большой пирог,
Поперчил и посолил,
И вокруг его ходил.
5. Наш мизинец – это юнга,
Он сейчас прямой, как струнка.
Юнга трудится весь день –
Нам крутить его не лень.
IV Открытие нового знания
- Пока кроили и шили, ветер отнес кораблики далеко в море. Беда! Не отчаивайтесь!
1. Мой давний знакомый спешит к нам на помощь и ведет своих братьев младших
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад
А зовут его квадрат.Квадрат в дорогу собирается
И брата он с собой зовет.
Чтоб в путешествие отправится
Давай с тобой построим плот.
- Верно, будем строить плот. Времени мало, спустим на воду тот, в котором меньше всего строительных квадратов и на котором поместятся все путешественники.
- Посмотрим, что получилось у меня. На какой их этих плотов потребовалось меньше квадратиков и где мы все поместимся.
(ответы детей).
- Какие получили фигуры?
- Как же определить равные фигуры?
V Первичное закрепление
- Работа с учебником №1, с.38 (левая рамка).
- Считаем квадраты в фигуре а (20) – раскрасить зеленым цветом.
- Считаем квадраты в фигуре б (16) – красным – это ключ к выполнению заданий.
VI Повторение изученного
- Ребята! С помощью азбуки Морзе получена телеграмма, в которой говорится:
“Дорогие ученики 1 “А” класса! Я вылечил всех обезьян на острове и хочу вернуться домой. Приезжайте за мной и моими друзьями. Доктор Айболит”.
Плоты по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей
Первоклассных малышей.
- Прямо по курсу – остров! Как обрадовались обезьянки.
Физкультминутка
Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается
Да-да-да!
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
1. – Сразу забросали вопросами (работа с кассами).
Семь мартышек, семь соседок
Со своих сбежали веток.
Все повисли по одной
На хвостах вниз головой.
Раскачались, раскачались
Меж собою подрались.
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке.
С ветки сбросили ее
Сколько будет без нее?
2. Принесла слону обезьяна 2 банана.
Вот обрадовала подарком великана
Был банан у него, посмотрите.
Теперь сколько стало всего, подскажите.
- Так понравились вы обезьянкам, что никак не хотят отпускать вас домой. Приготовили задания в надежде, что вы никогда не догадаетесь и навсегда останетесь с ними на острове.
Ребусы
Перестановки
кр. с. з. с. кр. з. з. кр. с.
кр. з. с. с. з. кр. з. с. з.
VII Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Все ли у вас получилось?
- Не огорчайтесь!
Математику, друзья
Не любить никак нельзя
Очень строгая наука
Очень точная наука,
Ма-те-ма-ти-ка!