Урок по математике: "Равные фигуры". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить с понятием равенства фигур; закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым сложением и вычитанием чисел на числовом отрезке и с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Ход урока

I Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
На места все тихо сели,
На меня все посмотрели.

- Отгадайте, куда мы отправимся на этом уроке?

Шириною широко,
Глубиною глубоко
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не льется.
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Верно, на море).

- А на чем мы поплывем?

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.

- Правильно, отправляемся в путешествие по морю на самодельном кораблике. Да, да на самодельном, я не оговорилась. Построим кораблик для путешествия сами.

Игра “Танграма” - сложите из частей “Танграма” модель кораблика.

II Устные упражнения

1. – Путешествие на кораблике будет интересным, увлекательным, полное разных неожиданностей.

- Какая досада! В самом начале путешествия кораблик наскочил на мель.

Вез кораблик карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

- Я думаю, мы не будем две недели дожидаться прилива и управимся побыстрее. Дружно взялись за работу, поработаем с числовым рядом.

- счет по линейке до 20 и обратно.

- счет 9 – 16, 11 – 5.

- назвать последующее 7, 12.

- как получить последующее?

- на сколько последующее больше предыдущего?

- назвать предыдущее 6, 18.

- как получить предыдущее?

- на сколько предыдущее меньше последующего?

- назвать соседей 13.

- какое число стоит между 17 и 19?

- справа от 19, слева от 17?

- что происходит с числом при перемещении направо, налево?

- Молодцы сдвинули кораблик с мелководья.

2. – О чем говорится в этой загадке?

В тихую погоду
Нет нас нигде.
А ветер подует
Бежим по волне.

- Налетел на море ветер, нагнал волну и разметал кораблики. Помогите корабликам доплыть до нужной пристани.

Плещет теплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый
Бури не боится.
В море-океане
Не хочет заблудиться.

- Кораблики с красными и синими парусами.

- Числовой ряд от 0 до 10.

- Последовательно проводятся линии от выражения к числу

3. Посмотрим, все ли спокойно на море. Мне кажется, кто-то показался вдали. Да это же пираты! Обхитрим их! Полный вперед! На какие группы можно разбить кораблики нашей флотилии? (на суммы, разности, по цвету парусов).

4. а) Работа с учебником

- Самостоятельная работа №2, с.38 с последующей проверкой по образцу на доске.

(из парусов треугольной формы сложили прямоугольник, обозначили буквой П; синий треугольник и красный треугольник – части).

- как найти целое?

- как найти часть?

- всегда вычитают только из…

- сделайте записи в своих бортовых журналах

- после проверки дети ставят “+” за правильно выполненное задание.

б) коллективная работа №3, с.38.

- как обозначена целая фигура?

- на сколько частей она разбита?

- как называются части?

- Замечательно и быстро справились с заданиями. Где уж пиратам угнаться за вами, они остались далеко позади.

III Актуализация знаний

  1. – Определим направление ветра и полный вперед.

- Плыви, плыви кораблик

На запад, на восток.

Канаты-паутинки

А парус – лепесток.

- Что-то не получается набрать скорость. Отгадайте, где неполадки:

Уступает ветру в споре

Увлекает судно за собою. (Парус).

- Так и есть порвались паруса. Аврал! (Так называется работа всей команды на корабле).

2. Скорее за дело.

- Взять порванный парус, наложить его на кальку.

- Обвести и вырезать выкройку.

- ?? Проблемный вопрос: Как думаете, подойдет ли эта выкройка к нашему парусу? Покажите.

3. – Только вот нет парусины такого цвета, но ведь цвет не важен.

- Возьмите парусину зеленого цвета, положите на кальку.

- Обведите, вырежьте.

- ?? Проблемный вопрос: Как вы думаете, парус зеленого цвета подойдет к нашему кораблику? Почему?

Вывод: Вспомнить последовательность действий по замене порванного паруса на новый:

а) порванный парус (магнитом на доску) обозначим буквой а:

а

б) его наложили на кальку, обвели и вырезали, выкройку обозначим буквой с:

а с

в) что обнаружили? (при наложении полностью совпали, значит, равны):

= а = с

г) по выкройке (обозначенной буквой с) вырезали новый парус, обозначим его б

с б

д) что обнаружили? (новый парус совпал с выкройкой)

= с = б

е) новый парус совпал с выкройкой, а выкройку делали по старому парусу, т.е. все три фигуры раны

ё) попробуем сделать сложный математический вывод

(поставить на магнитную доску слова “если”, “а”, “то” перед равенствами)

Если а=с, а с=б, следовательно а=б

Проблемный вопрос: а – старый парус

б – новый парус

а=б – значит старый

Можно заменить на новый. Это доказали методом наложения. Что делать, если так поступить нельзя?

Пальчиковая гимнастика.

1. Почему же наш большой
Крути, вертит головой?
Он на судне капитан –
Изучает океан.
2. Палец указательный
Умный и внимательный
Занят делом постоянно,
Он помощник капитана.
3. Средний пальчик – наш матрос,
Флаг он нам на борт принес,
Чтоб он весел был в пути,
Ты дружочку помоги.
4. Безымянный палец – кок,
О испек большой пирог,
Поперчил и посолил,
И вокруг его ходил.
5. Наш мизинец – это юнга,
Он сейчас прямой, как струнка.
Юнга трудится весь день –
Нам крутить его не лень.

IV Открытие нового знания

- Пока кроили и шили, ветер отнес кораблики далеко в море. Беда! Не отчаивайтесь!

1. Мой давний знакомый спешит к нам на помощь и ведет своих братьев младших

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад
А зовут его квадрат.

Квадрат в дорогу собирается
И брата он с собой зовет.
Чтоб в путешествие отправится
Давай с тобой построим плот.

- Верно, будем строить плот. Времени мало, спустим на воду тот, в котором меньше всего строительных квадратов и на котором поместятся все путешественники.

- Посмотрим, что получилось у меня. На какой их этих плотов потребовалось меньше квадратиков и где мы все поместимся.

(ответы детей).

- Какие получили фигуры?

- Как же определить равные фигуры?

V Первичное закрепление

- Работа с учебником №1, с.38 (левая рамка).

- Считаем квадраты в фигуре а (20) – раскрасить зеленым цветом.

- Считаем квадраты в фигуре б (16) – красным – это ключ к выполнению заданий.

VI Повторение изученного

- Ребята! С помощью азбуки Морзе получена телеграмма, в которой говорится:

“Дорогие ученики 1 “А” класса! Я вылечил всех обезьян на острове и хочу вернуться домой. Приезжайте за мной и моими друзьями. Доктор Айболит”.

Плоты по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей
Первоклассных малышей.

- Прямо по курсу – остров! Как обрадовались обезьянки.

Физкультминутка

Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается
Да-да-да!
Тот не огорчается

Ни-ког-да!

1. – Сразу забросали вопросами (работа с кассами).

Семь мартышек, семь соседок
Со своих сбежали веток.
Все повисли по одной
На хвостах вниз головой.
Раскачались, раскачались
Меж собою подрались.
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке.
С ветки сбросили ее
Сколько будет без нее?

2. Принесла слону обезьяна 2 банана.
Вот обрадовала подарком великана
Был банан у него, посмотрите.
Теперь сколько стало всего, подскажите.

- Так понравились вы обезьянкам, что никак не хотят отпускать вас домой. Приготовили задания в надежде, что вы никогда не догадаетесь и навсегда останетесь с ними на острове.

Ребусы

Перестановки

кр. с. з. с. кр. з. з. кр. с.

кр. з. с. с. з. кр. з. с. з.

VII Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?
- Все ли у вас получилось?
- Не огорчайтесь!

Математику, друзья
Не любить никак нельзя
Очень строгая наука
Очень точная наука,
Ма-те-ма-ти-ка!