Урок по окружающему миру. Курс "Мир и человек". Программа "Школа–2100". Тема: "Родители и дети". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • формировать у учащихся новые понятия внутреннее оплодотворение, вынашивание, выкармливание молоком, обучение потомства;
  • развивать умения работать в группах, обсуждая результата наблюдений; создать условия для воспитания коммуникативной культуры;
  • воспитывать наблюдательность, толерантность, интерес к предмету.

Оборудование: мультимедиа (интерактивное путешествие в мир знаний, 6-12 лет) «Большая детская энциклопедия», лото, карточки для игры, смайлики.

Ход урока

Организационный момент.

- Урок окружающего мира сегодня проведём, работая в группах. В группы вы объединились по желанию. Для вас, ребята, урок будет необычным, потому что урок проведём совместно с учителем биологии Лидией Николаевной и консультантами Женей и Русланом. Организатором урока буду я, учитель – тьютор.

Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Вначале урока я организую с вами викторину «Система органов». Играть будем с компьютером. Допишите выражения, предложенные компьютером: (приложение №1)

  • Скелет, мышцы….
  • Пищевод, желудок, печень, кишки….
  • Носовая полость, трахея, лёгкие….
  • Почки, мочеточники, мочевой пузырь….
  • Сердце, сосуды….
  • Головной мозг, спинной мозг, нервы…

- Какие органы из системы органов выпали с поля нашего зрения? (Органы чувств.)

- Объясните выражения: «из глаз сыплются искры», «звенит в ушах».

- Далее проделаем опыт. Определить вкус воды. В четырёх стаканах вода. От каждой группы принимает участие в этом опыте один человек.

Какой орган помог определить вкус воды? (Язык.)

- Обобщим знания об органах чувств. На доске значки глаза, уха, носа, языка и руки. У вас на столах лежат карточки со словами. Расположите их с соответствующими органами чувств. (Красный, солёный, горький, громкий, огромный,, шелковый, шипящий, мама, тухлый, кислый, визгливый, мальчик, мелодичный, папа, сладкий, твёрдый, девочка, горячий, прокисший, ароматный.)

- С какими словами у вас возникли затруднения? (Папа, мама, мальчик, девочка.)

Совместное «открытие знаний».

- На какие группы можно разделить эти слова? (Папа, мама; мальчик, девочка.)

- Как назвать одним словом папу и маму, мальчика и девочку? (Родители, дети.)

- Тема нашего урока…

- Каждому из вас я приготовила листок. В таблице вы запишите, что знаете по этой теме, что хотели бы узнать. Третью графу пока не заполняйте. Её вы заполните в конце урока.

Консультанты вам помогут.

Что я знаю по данной теме

Что хочу знать по данной теме

Что узнал по данной теме

 

 

 

Листки отложите на край стола.

- Как учитель – организатор хочу предложить вам немного отдохнуть и поиграть в лото. Здесь четыре конверта. Консультанты, раздайте конверты детям. В конвертах лото. Нужно собрать рассыпанные части в одно целое. При затруднении обращайтесь за помощью к консультантам.

- Что получилось?

(Из разрезанных частей картинок собраны рыба, пресмыкающееся, птица, зверь.)

- В чём различие размножения рыб, пресмыкающихся, птиц и зверей?

(У рыб внешнее размножение, оплодотворяются икринки; у пресмыкающихся, птиц и зверей оплодотворение внутреннее. У пресмыкающихся и рыб вылупляются яйца, а из них – детёныши. У зверей появляются на свет один или два детёныша.)

- Сколько детёнышей должно родиться у рыб, пресмыкающихся, птиц и зверей, чтобы они выжили и дали в дальнейшем потомство?

(Чтобы сохранить потомство, у рыб рождается миллионы икринок, из которых появляются мальки. Много мальков погибает. Пресмыкающиеся откладывают яйца. Из них вылупляются детёныши, но многие из них тоже погибают, потому что родители о них не заботятся. Птицы откладывают яйца. Вылупившихся птенцов опекают, кормят, учат летать. У зверей появляется один или два детёныша. О них тоже заботятся, кормят, учат выживать в природе, находит корм).

- Я заметила в классе некоторую закономерность. Какую?

- Почему вы так сели?

- А почему вообще женщины непохожи на мужчин?

- Эту проблему мы сегодня решим.

- В прошлом году мы с вами определили, что живые организмы состоят из клеток. Новый организм начинается со слияния (или оплодотворения) двух половых клеток: женской и мужской. Клетки живут недолго и боятся высыхания. Поэтому у сухопутных животных – насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, включая человека – оплодотворение происходит внутри тела матери и называется внутренним. Мужские клетки называются сперматозоидами, а женские клетки называются яйцеклетками. Как же сперматозоиды и яйцеклетки находят друг друга?

- Смотрим на экран. (Мультимедиа, раздел «Наука» - оплодотворение.)

- Прежде чем родиться, ребёнок целых девять месяцев растёт и развивается в организме матери.

- Смотрим на экран. (Мультимедиа, раздел «Наука» - беременность)

- Ребёнка может вынашивать только мама. Тело папы устроено по-другому.

- Обратите внимание на рисунок на странице 57 учебника. Выполните задание №2.

Расширение полученных знаний.

- Учитель – биолог познакомит вас с правилами, почему только взрослые люди могут иметь детей.

- Новорождённый ребёнок не может питаться обычной пищей, потому что ему ещё нечем жевать и переваривать её. Целый год он сосёт материнское молоко, которое содержит все питательные вещества в таком виде, что они легко всасываются в кровь. Молоко вырабатывается в молочных железах матери. Развитие грудных желёз – это ещё одно отличие организма женщины.

Многие годы ребёнок нуждается в заботе родителей. Им предстоит не только вырастить малыша, но и сделать его членом человеческого общества. Обучение детей всем премудростям жизни требует появление у людей настоящей прочной семьи, в которой супруги – муж и жена – помогают друг другу воспитывать ребёнка.

Самостоятельная работа в группах.

- Подумайте и ответьте на вопрос, почему только взрослые могут иметь детей. Выполните задание №3 по учебнику на странице 58 учебника.

- Какие ответы подчеркнули?

(Органы размножения полностью развиваются лишь у взрослых.

Надо научиться отвечать не только за себя, но и за своих детей.

Организм прежде должен закончить свой рост.)

Итог урока.

- Мне и нашим гостям интересно узнать, какими качествами должны обладать папы и мамы. Обсудите вопрос по группам и напишите на листках. У каждой группы свой листок. В случае затруднения обращайтесь за советом к консультантам.

Рефлексия.

- Настало время заполнить третью графу таблицы: что узнал о родителях и детях.

Озвучить ответы.

- Кому не удалось найти ответ на вопрос, что хочу знать?

- Каждый день в дневниках мы определяем наше отношение к пройденному дню. А сейчас определите ваше отношение к сегодняшнему уроку. Выберите из конверта личики – смайлики.

Запишите домашнее задание: стр. 56 – 59, ответить на вопросы к тексту, зад. 4, 5 на стр. 60.