1. Объяснительная записка
Повышение уровня качества образования – основная цель работы педагогических коллективов в настоящее время. Наша школа, являясь постоянно развивающейся образовательной организацией, уже давно идёт по предложенному пути.
Рейтинг является одним из высокоэффективных методов, способствующих достижению цели. Это не новая технология. Существует большое разнообразие рейтинговых систем: рейтинговая система оценки деятельности преподавателя, рейтинговая система оценки качества знаний учащихся по отдельно взятому предмету, рейтинговая система обучения в целом и т.д.
Рейтинг в переводе с английского языка – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного явления. Что для нас есть качественное явление? Это наш ребёнок, учащийся школы «Приоритет», его желание и умение быть успешным. Это учитель частной школы, профессионал, неравнодушный человек, любящий детей, активно и ответственно участвующий в их взрослении. Это родитель нашей школы, друг, «заказчик», для которого сотрудничество и взаимоуважение не просто слова. Все мы объединены общей целью: желанием состояться каждый в своём качестве, стремлением к успеху.
Мы создали новую уникальную автоматизированную рейтинговую систему и назвали её «Рейтинг успешности школьника».
Главный возрастной мотив школьников – мотив достижения. Это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. «Рейтинг успешности школьника» способствует формированию целостной личности, включающей учебную, социально и личностно значимую деятельность, взаимоотношение с другими людьми, затрагивает внутренний мир человека, учит чувству ответственности и уверенности в своих силах.
2. Цели. Задачи. Принципы
Цель «Рейтинга успешности школьника» - создание условий для достижения успехов.
Задачи:
- Повышение уровня учебно-познавательной мотивации;
- Формирование активной жизненной позиции школьников.
Принципы организации рейтинговой системы:
- Направленность – главной задачей рейтинговой системы является повышение уровня качества образования, второстепенной – упорядочение сравнения качеств деятельности учащихся.
- Публичность – немедленное объявление результатов и размещение их на стенде «Рейтинг успешности школьника».
- Прозрачность – открытая демонстрация, простая доказуемость, проверяемость расчётов баллов.
- Состязательность – спортивность, соревновательность, публичность успеха, наличие дополнительных поощрений, множественность номинаций.
- Ценность права демонстрации своих знаний.
- Активность – учащиеся под влиянием созданной мотивации самостоятельно выбирают для себя приоритетные виды учебной деятельности.
- Вариативность – в системе предусматриваются «контрольные точки», когда преподаватель имеет право корректировать правила и шкалы цен.
- Позитивность – в системе нет места действиям и оценкам, которые могут породить негативную реакцию.
- Коллективизм – в рейтинговой системе работают все преподаватели и учащиеся.
- Единообразие и организационная простота.
- Демократичность – никто не получает баллов «просто так», по посторонним причинам. Каждый балл должен быть заработан.
- Аналитичность результатов рейтинга – залог дальнейшего продвижения.
- Шанс есть всегда.
3. Основные показатели «Рейтинга успешности школьника»
«Рейтинг успешности школьника» состоит из обучения и активной жизненной позиции. Подобный подход позволяет каждому ученику проявить себя в разных областях школьной жизни и тем самым подняться на высшую ступень рейтинга.
Обучение включает в себя прилежание, поведение и успеваемость. Каждый понедельник, придя в школу, ученик имеет по 10 баллов за прилежание и поведение, которые необходимо сохранить до пятницы. Сделать это непросто, так как каждый параметр имеет свои критерии. В конце недели учителя-предметники оценивают прилежание и поведение ученика в соответствии с этими критериями, заполняют бланки. Таким образом, ученики каждый понедельник имеют шанс начать рейтинг «с чистого листа», исправляя допущенные просчёты (при желании).
Успеваемость – это третий параметр, входящий в состав Обучения. В данном случае учитывается не только качественная отметка ученика на уроке, но и количество отметок. Чем активнее ученик работает на уроке, тем больше отметок за разные виды работ на уроке он может получить, тем выше его рейтинг.
Подсчёт баллов за обучение производится еженедельно. Результаты объявляются на линейке и вывешиваются на стенде «Рейтинг успешности школьника». Это сделано для того, чтобы школьники могли видеть промежуточные результаты и вовремя принимать меры для изменения рейтинговой ситуации.
Активная жизненная позиция включает в себя активную жизненную позицию ученика в классе, в школе, вне школы.
Активность в классе обсуждают ученики на классном часе вместе с кураторами и воспитателями в соответствии с критериями. Активность в школьной жизни, также в соответствии с критериями, обсуждается на совещании учителей. Причём, чтобы информация была достаточно полной, в дневниках учащихся вклеен листок для ведения учёта общественной работы в классе, школе, дома. Личная ответственность детей – фиксирование полной информации и своевременная её передача для подведения результатов рейтинга. Активность вне школы оценивают родители. Это тот инструмент воспитательного процесса, которым мы предлагаем воспользоваться нашим родителям. Конечно же, можно просто поставить 5 баллов ребёнку только потому, что это ваш ребёнок. А можно не дарить драгоценные баллы, постараться оценить труд, помощь, активность чада, и тем самым помочь ему самоутвердиться, поверить в собственные силы, приблизить успех.
Результаты по параметрам активной жизненной позиции подсчитываются в конце месяца. Затем суммируются полученные баллы и рейтинговые показатели за обучение. Таким образом, мы узнаём лучшего ученика и лучший класс месяца.
4. Критерии оценивания для «Рейтинга успешности школьника»
4.1. Критерии оценивания поведения:
- опоздание на урок;
- учёт требований к подготовке рабочего места учащегося;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к учащимся (внешний вид и т.д.);
- соблюдение этикета в урочное и внеурочное время (лексика, жвачки и т.д.);
- - содержание классов и мест общего пользования в чистоте;
- использование мобильного телефона и электронных игровых средств на уроке.
4.2. Критерии оценивания прилежания:
- учёт состояния содержания учебников, книг, тетрадей, дневников и места их хранения;
- наличие необходимых учебных и письменных принадлежностей;
- уровень подготовки учащихся к уроку (выполнение домашнего задания и т.п.);
- выполнение орфографического режима ведения тетрадей и дневников;
- выполнение заданий сверх программы;
- дополнительная подготовка к уроку (рефераты, презентации, доклады).
4.3. Критерии оценивания активной жизненной позиции в классе:
- выполнение обязанностей дежурного;
- выполнение обязанностей и поручений по классу;
- участие в общеклассных мероприятиях;
- коммуникабельность;
- порядок в содержании личных вещей.
4.4. Критерии оценивания активной жизненной позиции в школе:
- проектная деятельность;
- участие в общешкольных мероприятиях в качестве участника, помощника, организатора;
- посещение школьных кружков.
4.5. Критерии оценивания активной жизненной позиции вне школы:
- выполнение обязанностей по дому;
- посещение внешкольных кружков и секций;
- выполнение домашнего задания, подготовка к школе.
4.6. Бонусы:
- участие и победы в окружных мероприятиях;
- участие и победы в городских мероприятиях;
- участие и победы во всероссийских мероприятиях.
4.7. Поощрения:
- Лучший класс месяца награждается билетами в кино.
- Лучший ученик месяца получает:
- благодарственное письмо родителям;
- 5 пятёрок по пяти предметам (по выбору);
- один выходной день;
- фотография ученика вывешивается на стенд.
С целью автоматизации «Рейтинга успешности школьника» нами разработана математическая модель, алгоритмы поэтапного модульного расчета и создана уникальная система автоматизированного расчета.
Результатом использования данной рейтинговой системы является повышение учебно-познавательной мотивации и активности участия школьников в общественной жизни учебного коллектива. Учёт, отслеживание различной деятельности учащихся в школе и за её пределами не только подталкивает детей к постоянному развитию, но и способствует формированию самостоятельности, чувству ответственности за себя, свой успех. Достижение успеха можно спрогнозировать и распланировать. Это стало очевидным для всех взрослых и школьников. Осталось только научиться достигать желаемого. Ведь «Рейтинг успешности школьника» создаёт условия для достижения успехов, расширяет горизонты, даёт шанс, а использование перечисленных возможностей – дело каждого.
Данная система постоянно развивается и приносит свои результаты.