Урок-конкурс по изобразительному искусству

Разделы: МХК и ИЗО


Место проведения: специально оформленный класс или зал, куда можно пригласить зрителей.

Цели и задачи урока:

  • Эффективное погружение в игру.
  • Приобретение новых знаний, расширяющих и дополняющих представления об основных понятиях изобразительного искусства.
  • Закрепление умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства.
  • Привлечение к участию в игре студентов, занимающихся по дисциплине дополнительной подготовки “Изобразительное искусство”, которые являются одновременно и участниками событий и свидетелями успехов, достигнутых в освоении основ изобразительной грамоты, декоративно-прикладного искусства.

Ход урока

Звучит музыка

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие зрители, преподаватели и студенты!

Сегодня мы собрались на урок – игру “Звездный час”. Поприветствуем участников – это Юля, Маша, Ира, Алина, Катя и Кристина.

– Правила игры следующие:

  • тот из участников, кто даёт правильный ответ первым, получает звезду;
  • участник, ответивший на три вопроса правильно, переходит в следующий тур игры.

– Итак, начинаем 1-й тур. Посмотрите на таблицу №1.

Перед вами слова – термины, относящиеся к изобразительному искусству:

1– РИТМ, 2 – СИЛУЭТ, 3 – МОТИВ, 4 – КОМПОЗИЦИЯ, 5 – УЗОР, 6 -КОНТУР.

– Найдите здесь слово, которое означает согласованное размещение всех частей рисунка на плоскости или в объёме. Поднимите номер, относящийся к этому термину.

– Правильно, согласованное размещение всех частей рисунка на плоскости или в объёме называется КОМПОЗИЦИЕЙ. Это номер – 4.

– Поприветствуем участников Катю и Алину, правильно ответивших на этот вопрос.

– Следующий вопрос. Найдите слово, являющееся основным элементом орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

– Участники, поднявшие номер 3 ответили правильно, потому что МОТИВ это основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

– Кто ответил правильно, сделайте шаг вперед.

– Следующее задание. Найдите здесь слово, означающее внешнее очертание изображаемого предмета или фигуры.

– Правильный ответ – контур. Тот участник, который поднял номер 6, делает шаг вперёд.

– Итак, КОНТУР – это внешнее очертание изображаемого предмета или фигуры.

– И вот уже наша конкурсантка Катя, правильно ответившая на вопросы, переходит во 2-й тур. Поприветствуем её.

– Следующий вопрос: найдите здесь слово, являющееся повторяемостью, чередованием тех или иных элементов композиции орнамента.

– После небольшого раздумья конкурсанты поднимают номер 1. Это правильно, так как повторяемость, чередование тех или иных элементов композиции орнамента это – РИТМ.

– И вот уже к нашей конкурсантке Кате присоединяется Алина, правильно ответившая на этот вопрос. Она тоже выходит во 2-й тур. Поприветствуем её.

– Найдите теперь здесь слово, означающее приём работы кистью.

– Тот участник, который поднял вверх номер 0, оказался прав. Этого слова здесь нет, а приём работы кистью это – примакивание.

– Следующий вопрос: найдите здесь слово, которое означает рисунок, служащий украшением предмета.

– Да, конечно, УЗОР – это рисунок, служащий украшением предмета. Правильный ответ – номер 5.

– На этом 1-й тур заканчивается, и мы прощаемся с Юлей.

– Переходим ко 2-му туру. Каждый из участников получает лист бумаги и фломастер. Итак, все готовы, играем дальше.

– Задание: в течение 2 минут вы должны написать как можно больше названий цветов и оттенков, относящихся к теплой цветовой гамме.

– Отложили фломастеры. Теперь посмотрим, сколько названий цветов теплой гаммы у вас записано. У Кати – 12, у Алины – 10, молодцы!

– А кто из зрителей может назвать цвет или оттенок, относящийся к теплой цветовой гамме, который еще не назвали участники. Хорошо!

– Наши участники тоже молодцы. Написавшая больше всех слов Катя получает звезду. У кого меньше всех слов и звезд – выбывает из игры. И это – Ира и Кристина, и мы прощаемся с ними.

– А с оставшимися игроками мы начинаем 3-й тур – полуфинал.

– В этом туре только 2 участника, которые правильно ответят на 3 вопроса, выйдут в финал. Посмотрим, кто это будет.

– Посмотрите на таблицу № 2.

Перед вами названия сел и городов России:

Городец, Семёнов, Гжель, Полховский Майдан.

– Внимание, 1 вопрос:

Если объединить все эти названия по одному общему признаку, то одно из названий лишнее.

– Правильный ответ номер 3, так как Гжель – название села Московской области, а не Нижегородской, как остальные; также этот центр знаменит росписью по фарфору, а не по дереву, как другие.

– Второй вопрос:

Про изделия, которые выполнены там говорят, что они – “в воде не тонут, и в огне не горят”.

Город Семёнов – один из центров производства “огненной” хохломы, поэтому правильный ответ – номер 2.

– Третий вопрос:

В этом населенном пункте кроме росписи изделий, также занимаются резьбой по дереву.

– Правильно ответили те, кто подняли номер 1, потому, что город Городец знаменит не только росписью, но и резьбой по дереву.

– И вот уже известен один из финалистов нашей игры “Звездный час”, это – Катя. Поприветствуем её.

– Четвертый вопрос:

У матрешек из этого населенного пункта на голове всегда изображают цветок – трёхлистник.

Такое изображение цветка – трёхлистника можно увидеть в головном уборе только у полхов-майданских матрешек, поэтому правильный ответ – номер 4.

– Пятый вопрос:

В росписи, относящейся к одному из названий, существует единственный черный цветок во всем русском декоративном искусстве.

– Правильный ответ – номер 1, так как в городецкой росписи на изделиях встречается изображение алых, синих и черных купавок.

– Вот и известны имена наших финалистов. Ими стали Катя и Алина.

Мы прощаемся с Машей, не прошедшей в финал.

– Итак, финал.

Садитесь и слушайте задание:

Вам дается 3 минуты в течение этого времени вы должны написать как можно больше названий инструментов и принадлежностей, изобразительных материалов художника, то есть все то, чем он пользуется.

Время пошло.

– Первым начинает зачитывать свои слова тот, у кого больше звезд.

– Победила в этой игре “Звездный час” – Катя, студентка 321 группы.

Алине мы дарим сладкий утешительный приз.

– Для нашей победительницы – Кати наступил “Звёздный час”. Ты можешь сказать что-нибудь нашим зрителям и участникам.

– Сейчас мы дарим нашей победительнице диплом – победителя игры “Звёздный час” и приз. Также для тебя прозвучит песня в исполнении группы студентов.

– Мы благодарим всех вас, кто пришёл и участвовал в нашей игре “Звёздный час”. До свидания.

Звучит музыка.