Цель: показать связь слов в предложении.
Задачи:
- учить правильно изменять слова в предложении;
- в зависимости от цели высказывания учит выбирать правильный знак в конце предложения;
- закреплять правило посадки при письме;
- развивать мышление, связную речь, расширять словарный запас;
- развивать моторику рук;
- воспитывать аккуратность при письме, самостоятельность.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 1 класс, автор А.В.Полякова;
- табличка со словом «Простокваша»;
- иллюстрации с предметными картинками.
Ход урока
Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Проверьте готовность к уроку. Садитесь!
Повторение изученного материала
- Давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?
Для чего нужна речь?
Какие виды речи знаете?
Из чего состоит речь?
Что такое слова?
- Молодцы!
А сейчас мы немного разомнемся. Я предлагаю поиграть в слова. На доске висит слово ПРОСТОКВАША. Что обозначает это слово?.. (Ответы детей). Вы должны из букв этого слова составить свои слова, обозначающие предметы. (Время ограничено).
Идет подготовка к письму, повторение правила посадки при письме.
Самостоятельно дети записывают слова (5-6 мин.) на листочках.
- Время вышло! Проверяем!
По цепочке вы читаете свои слова, не повторяясь. Будьте внимательны! (Дети читают).
Какие слова у вас еще остались? Молодцы!
Работа в тетради.
Отложили листочки. Открыли рабочие тетради и записали число, «Классная работа».
Следующее задание: «Найти лишнее слово».
- Я показываю картинки, вы записываете слова в строчку и подчеркиваете лишнее слово.
Вызываю к доске по очереди двух учеников, каждый из которых записывает по одной группе слов, подчеркивает лишнее слово.
- Книга, азбука, картина.
- Груша, репа, банан.
- Самостоятельно в тетради с проверкой: Лиса, белка, кошка.
- Мы хорошо поработали! Встанем и немного отдохнем.
Физминутка «Буратино»
Подготовительная работа
На доске записаны слова в столбик.
- Прочитайте! Сравните слова в левом и правом столбиках! Какая группа слов составляет предложение? (Прочитайте его). На что похоже это предложение? (На пословицу). Из чего оно состоит?
Сообщение новой темы урока
- Сегодня на уроке вы узнаете как связаны между собой «слово» и «предложение» и какие знаки можно ставить в конце предложения.
Работа над новым материалом
- Откройте учебники на с.4 и найдите упр.3. Прочитайте задание. Какие слоги надо вставить?.. (Ответы учащихся.)
Следующее задание: на доске даны слова:
Туча, закрыть, солнце
Полить, сильный, дождь
- Можно назвать предложениями? (Нет, слова не связаны).
Далее идет запись предложений на доске и в тетради. Как пишутся предложения?
Какие знаки ставят в конце предложений?
- О чем узнали из первого предложения? О чем говорится? (О туче). Что говорится о туче? (Закрыла).
- Подчеркните главные члены. (Аналогичная работа по 2-му предложению).
- Кто может сделать вывод о словах в предложении, как надо писать предложения и какие знаки ставятся в конце предложения? (Ответы 4-5 учеников.)
Далее чтение выводов на стр.5 в учебнике.
Физминутка «Мы писали, мы читали, дружно все тихонько встали..» и гимнастика для глаз.
Закрепление нового материала
Стр.5, упр.4
Идет устный разбор 1-го предложения и запись на доске.
2-е предложение самостоятельно с проверкой.
- Что это за предложения? (Пословицы.)
- Как вы их понимаете? (Идет работа над смыслом пословиц.)
Молодцы! А теперь закончим работу в тетради чистописанием.
лллл лллл
ял мя ал ум ол ям
И подведем итог урока.
Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Как слова связаны в предложении?
- Какое правило надо знать о написании предложений?
Отгадайте загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Снежинка.)
Устно составьте предложение со словом снежинка (4-5 ответов).
Оценивание работы учащихся на уроке
Урок окончен.