Конспект урока русского языка (1-й класс) "Предложение и слово"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: показать связь слов в предложении.

Задачи:

  • учить правильно изменять слова в предложении;
  • в зависимости от цели высказывания учит выбирать правильный знак в конце предложения;
  • закреплять правило посадки при письме;
  • развивать мышление, связную речь, расширять словарный запас;
  • развивать моторику рук;
  • воспитывать аккуратность при письме, самостоятельность.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» 1 класс, автор А.В.Полякова;
  • табличка со словом «Простокваша»;
  • иллюстрации с предметными картинками.

Ход урока

Оргмомент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Проверьте готовность к уроку. Садитесь!

Повторение изученного материала

- Давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?

Для чего нужна речь?
Какие виды речи знаете?
Из чего состоит речь?
Что такое слова?

- Молодцы!

А сейчас мы немного разомнемся. Я предлагаю поиграть в слова. На доске висит слово  ПРОСТОКВАША. Что обозначает это слово?.. (Ответы детей). Вы должны из букв этого слова составить свои слова, обозначающие предметы. (Время ограничено).

Идет подготовка к письму, повторение правила посадки при письме.

Самостоятельно дети записывают слова (5-6 мин.) на листочках.

- Время вышло! Проверяем!

По цепочке вы читаете свои слова, не повторяясь. Будьте внимательны! (Дети читают).

Какие слова у вас еще остались? Молодцы!

Работа в тетради.

Отложили листочки. Открыли рабочие тетради и записали число, «Классная работа».

Следующее задание: «Найти лишнее слово».

- Я показываю картинки, вы записываете слова в строчку и подчеркиваете лишнее слово.

Вызываю к доске по очереди двух учеников, каждый из которых записывает по одной группе слов, подчеркивает лишнее слово.

  • Книга, азбука, картина.
  • Груша, репа, банан.
  • Самостоятельно в тетради с проверкой: Лиса, белка, кошка.

- Мы хорошо поработали! Встанем и немного отдохнем.

Физминутка «Буратино»

Подготовительная работа

На доске записаны слова в столбик.

- Прочитайте! Сравните слова в левом и правом столбиках! Какая группа слов составляет предложение? (Прочитайте его). На что похоже это предложение? (На пословицу). Из чего оно состоит?

Сообщение новой темы урока

- Сегодня на уроке вы узнаете как связаны между собой «слово» и «предложение» и какие знаки можно ставить в конце предложения.

Работа над новым материалом

- Откройте учебники на с.4 и найдите упр.3. Прочитайте задание. Какие слоги надо вставить?.. (Ответы учащихся.)

Следующее задание: на доске даны слова:

Туча, закрыть, солнце
Полить, сильный, дождь

- Можно назвать предложениями? (Нет, слова не связаны).

Далее идет запись предложений на доске и в тетради. Как пишутся предложения?

Какие знаки ставят в конце предложений?

- О чем узнали из первого предложения? О чем говорится? (О туче). Что говорится о туче? (Закрыла).

- Подчеркните главные члены. (Аналогичная работа по 2-му предложению).

- Кто может сделать вывод о словах в предложении, как надо писать предложения и какие знаки ставятся в конце предложения? (Ответы 4-5 учеников.)

Далее чтение выводов на стр.5 в учебнике.

Физминутка «Мы писали, мы читали, дружно все тихонько встали..» и гимнастика для глаз.

Закрепление нового материала

Стр.5, упр.4

Идет устный разбор 1-го предложения и запись на доске.

2-е предложение самостоятельно с проверкой.

- Что это за предложения? (Пословицы.)

- Как вы их понимаете? (Идет работа над смыслом пословиц.)

Молодцы! А теперь закончим работу в тетради чистописанием.

лллл    лллл

ял мя  ал ум  ол ям

И подведем итог урока.

Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

- Как слова связаны в предложении?

- Какое правило надо знать о написании предложений?

Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Снежинка.)

Устно составьте предложение со словом снежинка (4-5 ответов).

Оценивание работы учащихся на уроке

Урок окончен.