В последнее время появляются новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются популярностью среди детей и доступны всем людям.
Новые технологии не оставили в стороне двигательную область жизни человека. Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных видов физической культуры. Большую популярность сейчас приобретают ФИТНЕС технологии: степ-аэробика, аква-аэробика, пилатес, бодибилдинг, боевые искусства, калланетик, японская гимнастика, шейпинг, фитбол и другие. Возможности применения фитнес технологий широки, диапазон упражнений огромен. Они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека.
Мяч большого размера – фитбол в переводе с английского означает "здоровый мяч" и используется в оздоровительных целях. Это уникальный тренажер, представляющий собой гимнастический ортопедический мяч диаметром от 45 до 95 см. в зависимости от роста. Мяч выдерживает статическую нагрузку до 300 кг, максимальный вес пользователя -130 кг. Фитбол снабжен антиразрывной системой безопасности ABS, т.е. при случайном порезе фитбол не взорвется, а будет медленно выпускать воздух. Мяч можно легко надуть и с помощью обыкновенного велосипедного насоса и так же легко сдуть.
Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника. Для здоровых людей – это новая форма занятий с новым распределением акцентов ударной нагрузки: с одной стороны, практически полное ее отсутствие на нижних конечностях, с другой – увеличение роли мышц спины в поддержании равновесия на сферической поверхности мяча. Фитбол является лучшим представителем балансировочного оборудования, который помогает развить упругость мышц, гибкость, силу, улучшить координацию движений и осанку.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, невротические синдромы и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений и как предмет, и как снаряд, и как опора. Это и яркая игрушка, и мебель, и массажный "стол".
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
– для укрепления мышц рук и плечевого
пояса;
– для укрепления мышц брюшного пресса;
– для укрепления мышц спины и таза;
– для укрепления мышц ног и свода стопы;
– для увеличения гибкости и подвижности в
суставах;
– для развития функции равновесия и
вестибулярного аппарата;
– для формирования осанки;
– для развития ловкости и координации движений;
– для развития чувства ритма и музыкальности;
– для расслабления и релаксации, как средство
профилактики различных заболеваний
(опорно-двигательного аппарата, внутренних
органов).
В отличие от скучных силовых тренировок в спортзале, фитбол – один из наиболее веселых и позитивных видов фитнеса. Попробуйте хоть раз, и вы сразу же заметите улучшение настроения! Очень удобно, что фитболом можно заниматься не только в спортзале, но и самостоятельно – дома, перед телевизором. Включив веселую музыку, вы также можете выполнять необходимый комплекс упражнений вместе с детьми.
Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методики лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость.
Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий.
Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Тёплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Жёлтый и зелёный цвета способствуют проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.
Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза.
Главная функция яркого резинового мяча – оздоровление. Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу и на мяче; стоя с мячом; на коленях; в приседе и т.д. У занимающихся на фитболах школьников, улучшается осанка, настроение, внимание. Дети становятся более сильными, ловкими, выносливыми, – всё это потому, что большие гимнастические мячи дарят здоровье и радость.
Большое количество и разнообразие упражнений на фитболах требует их упорядочения и, следовательно, классификации, что, в свою очередь, позволяет разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения и применения.
Основными средствами фитбола являются физические упражнения, которые можно классифицировать по нескольким признакам (Приложение 1):
- по целевому признаку;
- по педагогическому признаку;
- по использованию предмета;
- по анатомическому признаку;
- по признаку преимущественного воздействия;
- по исходным положениям;
- по организации групп обучающихся.
Такая классификация средств фитбол-аэробики дает возможность подобрать и составить определенные комплексы упражнений, выполняемые с музыкальным сопровождением в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств.
Оздоравливающий эффект занятий фитболом.
– укрепляет сердечную мышцу, улучшает
работу по кровоснабжению всех органов тела,
нормализует кровяное давление;
– улучшает работу легких, увеличивает глубину
дыхания;
– улучшает подвижность позвонков, обеспечивает
активную деятельность мышц спины, плеч, поясницы,
грудной клетки, шеи, живота, рук и ног;
– разблокирует суставы рук и ног, нормализует их
функционирование, устраняет боли в суставах;
– повышает тонус центральной нервной системы и
вызывает массу положительных эмоций.
Комплексы упражнений составляются и подбираются очень многообразные в зависимости от возраста, физической подготовленности и цели занятий (Приложение 2).
Золотые правила фитбола.
1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо
по росту, так, чтобы при посадке на мяч между
туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и
стопой был прямой угол. Правильная посадка
предусматривает также приподнятую голову,
опущенные и разведённые плечи, ровное положение
позвоночника, подтянутый живот.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что
рядом отсутствуют какие-либо острые предметы,
которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую
движениям, и нескользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегчённых
исходных положений, постепенно переходя к более
сложным.
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или
доставлять дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений,
скручиваний в шейном и поясничных отделах
позвоночника, интенсивного напряжения мышц и
спины.
7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не
задерживать дыхание.
8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и
лёжа на спине голова и позвоночник должны
составлять одну прямую линию.
9. При выполнении упражнений мяч не должен
двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго
дозироваться в соответствии с возрастными
возможностями детей.
11. Следить за техникой выполнения упражнений,
соблюдать приёмы страховки и учить
самостраховке на занятии с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к
созданию положительного эмоционального фона,
бодрого, радостного настроения.
Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
Использование фитболов (мячей) в играх придаёт им более творческий характер, усиливает терапевтический эффект. Дети 1-4 классов охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом и эстафеты, игры-забавы. Бессюжетные игры очень блики к сюжетным – в них лишь нет образов, которым они подражают. В основе таких игр лежит выполнение определённых двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цель бессюжетных игр с фитболами – двигательная корректировка развития воспитанников. Перед педагогом ставится задача научить детей действовать в соответствии с инструкцией, что приучает их ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции. Фитболы позволяют разнообразить эти игры, они дарят детям радость и здоровье. Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе (занятиях, прогулке, самостоятельных играх детей, развлечениях и в качестве индивидуальной работы). Множество таких игр направлены на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение.
Следует отметить, что эффективность игр обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются возрастные особенности, смена периодов двигательной активности, интервалы для отдыха и дифференцированной оценки деятельности.
Этапы освоения фитбола.
Подготовительный этап – знакомство с мячом.
Цель: дать детям представление о форме и физических свойствах мяча. Необходимо научить ребенка правилам общения с мячом, "дружбы":
– рассмотреть мяч, т.е. какого он цвета, какой формы (красный, желтый, круглый, красивый, веселый и т.д.);
– потрогать его (мягкий, упругий, удобный, прыгучий и т.д.);
– почувствовать, т.е. на этом этапе знакомства дать возможность каждому ребенку индивидуально поиграть с мячом, полежать на нем, посидеть и т.д. (обязательно обеспечить страховку).
Игровые упражнения этого этапа:
- прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами “змейкой”, вокруг различных ориентиров;
- поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы;
- передача мяча друг другу, броски мяча; игры с мячом типа “Догони мяч”, “Попади в цель”, “Докати мяч”. Варианты: толкая ладонями, толкая развёрнутой ступнёй.
Первый этап. Цель: научить правильной посадке на мяче.
1. Важно сформировать у ребенка ощущение центра тяжести: ребенку предлагается сесть на мяч так, как ему удобно; педагог предлагает отвести тазом мяч в одну сторону, спрашивая у детей об их ощущениях ( "Удобно ли вам так сидеть?"), в другую сторону, вперед, назад (плечи неподвижны). Дети должны почувствовать и самостоятельно определить удобную для них позу ("Как вам удобнее сидеть?").
2. Вырабатываем правила удобной
посадки:
а) ровная и прямая спина, головой (макушкой)
тянемся вверх;
б) ноги стоят на полу полной стопой на, пятки не
касаются мяча;
в) живот подтянут;
г) руки прямые опущены вниз (ладони лежат на мяче).
В этом положении предлагается ребенку произвести легкое надавливание на мяч тазом и совершить движения вниз – вверх. Важно чтобы дети сохраняли ровное положение.
3. Необходимо объяснить детям, как можно удержаться на мяче и не упасть. Для этого существуют правила:
- не отрывать от пола обе ноги одновременно;
- во время прыжков на мяче нельзя отрывать туловище от мяча (за исключением прыжков с продвижением).
Это основные правила, при соблюдении которых ребенку гарантирована безопасность. Если вы научите детей выполнять эти правила, то дальнейшее обучение упражнениям на мяче будет гораздо проще и быстрее.
Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре на полу расположены на ширине плеч, параллельно друг другу.
Второй этап. Цель: научить детей основным исходным положениям фитбол – гимнастики и дыхательной гимнастики.
Положение стоя с мячом:
мяч в опущенных руках;
мяч перед грудью в согнутых руках;
мяч перед грудью в вытянутых руках;
мяч над головой в вытянутых руках;
мяч за головой;
- мяч за головой в согнутых руках.
Положение приседа с мячом:
- присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
- присед с опорой руками на мяч, колени вместе;
Положение сидя на мяче:
сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук;
- ноги на ширине плеч, с различными положениями рук.
Положение сидя на полу:
руки в упоре сзади, мяч между ног;
руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
сидя на полу, мяч за спиной;
сидя на полу, мяч поднят над головой;
сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.
Положение стоя на коленях:
с опорой руками на мяч;
с упором руками на мяч;
положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
положение сед на пятки, мяч сбоку.
Лёжа на полу:
лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;
лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;
лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;
лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;
лёжа на животе, мяч удерживается стопами;
лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;
лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;
лёжа на боку, ноги на мяче;
лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;
лёжа на боку, мяч удерживается стопами.
Лёжа на мяче:
на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол, ноги свободны;
на груди с упором ладонями и стопами с пол;
на спине в упоре на стопах, руки за головой;
на боку в упоре на стопах, руки на мяче.
Дыхательные упражнения на данном этапе направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнегрудного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дети осваивают статические упражнения с фитболами. Для этого использовались игры типа “Кто дольше простоит?”,
“Кто самый выносливый?”, “Самый сильный”, “Замри”, наглядные и словесные методы (образец, объяснение, показ).
Третий этап. Цель: научить основным динамическим движениям с мячом, которые соответствуют возможностям детей:
ходьба с мячом в руках:
бег с мячом в руках;
прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;
прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;
прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.
Четвёртый этап. Цель: научить детей образным движениям с фитболами, выполнять эти движения в комплексе.
С детьми выполнялись различные образные, имитационные движения на мяче.
Для этого детям предлагалась картинка (например, бабочка, качели, кольцо и пр.) и словесная инструкция, описание этого упражнения. По мере разучивания детям предлагалась серия картин – дети выполняли комплекс подобных упражнений с мячами под музыку или без сопровождения.
Пятый этап. Цель: научить детей выразительно, пластично выполнять упражнения.
На данном этапе, разучиваемые ранее образные, имитационные упражнения объединяются в единый комплекс упражнений с мячами. Вначале дети выполняют его с опорой на показ учителя, а затем и самостоятельно.
Шестой этап. Самостоятельная деятельность детей по составлению упражнений.
Седьмой этап. Разучивание и выполнение комплексов общеразвивающих упражнений с фитболами в различных исходных положениях на различные группы мышц. Обучение более сложным упражнениям с фитболом.
Особое внимание следует уделить подбору музыки, так как музыка создает не только радостное настроение, но и активизирует движения. Средствами музыки мы формируем у детей чувство ритма, учим соотносить движение с ритмом музыки, а так же повышаем эмоциональное состояние.
Восьмой этап. Тренировочные занятия на развитие двигательных качеств.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, через движения тела дети учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, усиливают кровообращение, обмен веществ. Фитбол – гимнастика применяется также для лечения заболеваний органов дыхания. Возникающие при колебаниях мяча вибрации оказывают обезболивающее действие, благотворно влияют на работу печени и почек, стимулируют функции головного мозга.
Упражнения фитбол – гимнастики просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.
Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья.
Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно – образовательную, коррекционную и развивающую работу в образовательном учреждении.