Цели урока:
Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.
Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
- Оборудование:
ПК, мультимедиа-проектор, полосовые магниты; гальванометр, катушка от разборной модели трансформатора, источник тока, соединительные провода.
Программное обеспечение:
Power Point; Уроки физики “Кирилла и Мефодия. 9-й класс (М.: ООО “ Кирилл и Мефодий”, 2006). “Физика 7-11 класс” Библиотека электронных наглядных пособий; тестовая оболочка КРАБ-2; Виртуальная физическая лаборатория “Лабораторные работы по физике, 9-й класс” (М.: Дрофа, 2006)
- Орг. Момент.
Ход урока
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать магнитные явления. Будем знакомиться с новым явлением, которое лежит в основе работы источников переменного тока. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.
2.Выявление имеющихся знаний.
2.1 Фронтальный опрос.
слайд 2-3
- Назовите источники электрического поля.
- Назовите источники магнитного поля.
- Чем создается магнитное поле?
- Чем создается поле постоянного магнита?
- Что является основной характеристикой магнитного поля?
- Что называют линиями магнитного поля?
- Что представляют собой линии индукции прямого тока?
- Что представляют собой линии индукции соленоида?
- Как можно определить направление линий магнитной индукции?
- По какому правилу можно определить направление силы, действующей на проводник с током?
- Как можно изменить магнитные полюса катушки с током?
2.2 Контроль знаний .
Группа № 1 – работа с тестами на компьютерах ( тестовая оболочка КРАБ-2) <Приложение2>
Группа № 2 физический диктант.
Слайды 4-11
КАКИМИ БУКВАМИ ОБОЗНАЧАЮТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ:
- МАГНИТНЫЙ ПОТОК.
- ИНДУКЦИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ.
- СИЛА АМПЕРА.
- СИЛА ТОКА.
- СКОРОСТЬ ЗАРЯДА.
- ДЛИНА ПРОВОДНИКА.
НАПИШИТЕ ФОРМУЛУ ДЛЯ РАСЧЁТА:
7. МАГНИТНОГО ПОТОКА.
8. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ПРОВОДНИК С ТОКОМ.
9. МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
10. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ЗАРЯД.
НАПИШИТЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН:
11. СИЛЫ ТОКА.
12. МАГНИТНОГО ПОТОКА.
13. МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
14. СИЛЫ ЛОРЕНЦА.
ЗАДАЧИ-РИСУНКИ
15. Укажите направление силы Ампера <рисунок 1>
16. Определите направление тока в проводнике <рисунок 2>
17. Определите магнитные полюсы катушки с током <рисунок3>
18. Определите неизвестную величину: L= 1м; В = 0,8Тл; I= 20A; F - ?
ОТВЕТЫ: слайд 12
3.Объяснение нового материала.
Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем. (Сообщение учащегося о жизнедеятельности М. Фарадея 3 мин) [4]
слайд 13
“Превратить магнетизм в электричество”- записал Фарадей в своем дневнике. 1821г. И только через10 лет он смог решить эту задачу. Мы с вами откроем, то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за несколько минут. Фарадей не мог понять одного: что только движущийся магнит вызывает ток. Покоящийся магнит не вызывает в ней тока. Какие же опыты проводил Фарадей? Давайте повторим опыты Фарадея, с помощью которых он открыл явление ЭМИ.
Демонстрация №1( рис.125 a,б учебника Физика-9)
Слайд 14 Возникновение в замкнутом проводнике электрического тока, обусловленное изменение магнитного поля называют явлением ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
Полученный ток называют – индукционным. [3]
Слайд 15 видео №1 Опыт Фарадея [6]
Слайд 16 ВЫВОД: Индукционный ток возникает только при относительном перемещении катушки и магнита. Направление индукционного тока зависит от направления вектора В внешнего магнитного поля. [3]
Слайд 17 (видео №2 ЭМИ. Индукционный ток<Приложение3> [6]
Слайд 18 (видео №3Сила Ампера) [5]
Индукционный ток в замкнутом контуре появляется только в том случае, когда изменяется магнитный поток, который проходит через площадь охваченную контуром.
Всесторонние исследования ЭМИ показали, что с помощью этого явления можно получить электрический ток любой мощности, что позволяет широко использовать электроэнергию в промышленности. Сейчас почти вся электроэнергия, используемая в промышленности, получается с помощью индукционных генераторов, принцип работы которых основан на явлении ЭМИ. С ним мы познакомимся на следующих уроках. Поэтому Фарадей по праву считается одним из основателей электротехники.
4. Закрепление нового материала.
В качестве закрепления материала мы выполним компьютерную лабораторную работу “Изучение явления электромагнитной индукции”
(работа загружена на все ученические компьютеры и на экране высвечивается путь к файлу ПУСК> ВСЕ ПРОГРАММЫ >ДРОФА > ЛАБ. РАБОТЫ 9 КЛАСС [8 ].
Слайд 20 Если останется время учащимся предлагается решить задачи №38,40 стр. 248 учебника, и посмотреть видеофрагмент №4 Слайд 21 токи Фуко[5]
Слайд 19
5. Задание на дом.
§49, упр.39(1,2). Подготовиться к лабораторной работе № 4
Литература
1.Перышкин А.В., Гутник Е.М. “Физика – 9 класс”, Москва “Дрофа”, 2009год
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9 класса, Москва “Дрофа”,2008
3.Волков В.А. Поурочные разработки по физике 9 класс , Москва “Вако”, 2007
4. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов, Москва “Просвещение”, 1986год
Электронные издания
5. Физика. Библиотека электронных наглядных пособий.7-11класс 1CD. (МОРФ,2003ГУ РЦ ЭМТО,2003 “Кирилл и Мефодий”, 2003).
6. Уроки физики “Кирилла и Мефодия. 9 класс (М.: ООО “ Кирилл и Мефодий”, 2006).
8. Виртуальная физическая лаборатория “Лабораторные работы по физике, 9-й класс” (М.: Дрофа, 2006).