Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Размножение растений"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Расширить знания о жизни растений.
  2. Дать представление о размножении из семян.
  3. Учить быть наблюдательными.

Совершенствование речевых навыков, актуализация изученного материала по теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

а) Психологический настрой на урок.

- Соедините свои руки.

- Что вы почувствовали?

(Тепло своих рук и т.д.)

б) Идеальный опрос – шутка.

- Кто сегодня чувствует себя на 5? На 4? На 3?

Чем мы будем заниматься на уроке вы узнаете, если разгадаете кроссворд

(см. приложение 1)

(Ответы: 1. Питание. 2. Свет. 3. Углекислый. 4. Дыхание. 5. Кислород.)

Конечно же, мы сегодня будем продолжать изучать растения.

II. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

Повторим то, что вы уже знаете.

Карточка № 1.

Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть.

Как растения получают эти питательные вещества?

Карточка № 2.

Могут ли животные и человек жить на земле без растений?

(тихий опрос)

- Карточка №3 (см. приложение 2)

(части растений)

Весь класс: игра- викторина.

“Узнай растение”

1. “Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный, — последовал ответ. -А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы за природу не прячьтесь! За гибель леса будете отвечать вы...”

- Что за хвойные деревья росли в этом лесу? (Ответ: Лиственница)

2. “Солнце освещает стволы высоких стройных деревьев. Посмотрите-ка, их розовато-коричневая кора будто золотой становится в солнечных лучах. Крона ажурная, неплотная, пропускает много света, оттого в лесу светло и радостно...

Это - удивительное дерево. Все в нем полезно. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветет и огромное количество пыльцы попадает в реки, ее поедают мальки и маленькие рыбешки”.

(Ответ: Сосна)

3. “Хвойных кустарников очень мало. В наших лесах растет всего один. Хвоинки его не похожи на хвою ели или сосны. Они плоские, колючие, сизо-зеленые. И сидят на веточках по три вместе. Осенью среди хвои становятся заметны мясистые синеватые горошины. Пожуй такую горошину — и во рту долго будет сохраняться приятный сладковато-смолистый вкус. Эти горошины называются “шишко-ягоды”, а в них семена. Дрозды и другие птицы кормятся шишко-ягодами и разносят семена кустарника по другим лесам”.

(Ответ: Можжевельник)

- Что еще можно рассказать про эти растения.

III. Работа в группах

I группа Схема “Дыхание растений” (см. приложение 3)

II группа Схема “Питание растений” (см. приложение 4)

Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете?

(дышат, питаются, растут, развиваются, умирают)

IV. Физкультминутка

(на доске рисунок растения)

- Сколько на растении листочков

- Столько встанем на носочки.

- Сколько цветков

- Столько сделаем кругов

  • Сколько плодов нас ждет
  • Столько выпадов вперед

- Ну, а сколько корней

- Руки в стороны скорей

Части растений повторили

Сядем дружно за столы мы.

Мы повторили, как дышат и питаются растения.

V. Введение в тему.

Откройте базовый лист контроля.

- Что мы уже знаем?

- Какая тема идет следующая?

(Размножение растений)

Вот это и будет нашей проблемой на уроке.

Загадка:

Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички.

(ромашка)

Гудит мохнатенький – летит за сладеньким.

(пчела)

Какое отношение к цветам имеют насекомые?

(они кормятся сладким цветочным соком – нектаром и при этом опыляют растения)

А кто знает, что такое опыление?

(это перенос пыльцы с одного растения на другое)

А сейчас заглянем в таблицу, которую мы составили на прошлом уроке.

Разнообразие растений (приложение)

- как размножаются мхи, папоротники?

- а хвойные и цветковые растения?

А что будет с растением, если опыление не произошло?

VI. Работа над новым материалом.

Послушайте рассказ!

Опыт с грушей

Однажды ученые поставили такой опыт – на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось?

На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной? Почему?

Верно, если опыления не произошло, то плодов и семян у растений не будет.

Значит пчелы, шмели, бабочки – насекомые опылители. Они выполняют важную работу – помогают размножаться растениям.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри.

- А кто знает – как это происходит?

(чтобы добраться до нектара они запускают свой клювик внутрь цветка)

А теперь, что же происходит дальше?

Растения опылились, образовались

Цветок

Завязь

Плод

Семена

(семена разносятся ветром)

Да ребята растения настоящие путешественники!

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (на доске)

Почему же плодам необходимо путешествовать?

Если приглядеться к плодам, то можно догадаться, как они путешествуют.

Плоды с семенами клена, липы, березы, одуванчика

У этих плодов есть крылышки или парашютики (их разносит ветер)

А плоды репейника, череды (крючки, зубчики, чем цыпляются за шерсть животных, одежду человека) и путешествуют пока не отпадут.

А есть интересные растения, которые распространяются саморазбрасыванием (бешеный огурец, недотрога)

Бешеный огурец (приложение)

О них нам расскажут______________________________

Почему же плодам необходимо путешествовать?

На одном растении очень много плодов. Если они все упадут около растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы – им не хватило бы места, света, питания.

Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.

VII. Контроль по усвоению новой темы.

Проверка с доски

Тест: Как распространяются семена?

1. одуванчик а) ветром

б) водой

в) животными

2. репейник а) ветром

б) саморазбрасыванием

в) человеком и животными

3. сосна а) ветром, птицами, животными

б) птицами

в) водой

4. бешеный огурец а) водой

б) человеком

в) саморазбрасыванием

  1. ответы на тест (приложение)
  2. а, 2- в, 3 – а, 4- в)

VIII.ИТОГ.

Если бы растения не размножались, то они исчезли бы с лица Земли. И представляете, что бы произошло?

Значит, растения надо беречь!

Послушайте отрывок из стихотворения.

Давайте пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

Рефлексия.

Цветок настроения (приложение)

Дети разукрашивают лепестки (лежат на столе) в цвет своего настроения.

Домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Растения — недотроги

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет, и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

В полет

Растениям надо думать о расселении. Просто расселяться одуванчику: подхватит ветер его плоды-парашютики и перенесет на необжитые земли. Не хитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки, — вода унесет семена. А что делать тем, кто растет в стоячей воде? Как перескочить в соседний водоем? Водные растения приспособились так: семена кувшинок (Кувшинка (приложение)и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро.

Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.

Виды опроса

  1. Идеальный опрос-шутка
  2. Цепочкой
  3. Светоигры
  4. Тихий опрос
  5. Взаимоопрос в группах
  6. Программируемый опрос (тест)
  7. Базовый лист контроля

Кроссворд см. (приложение 1)

Карточка №3 (см. приложение 2)

“Дыхание растений” (см. приложение 3)

“Питание растений” (см. приложение 4)

Разнообразие растений (приложение 5)

Ответы на тест (приложение 6)

Цветок настроения (приложение 7)

В папке Цветы – фотографии остальных растений.