В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно- логическим мышлением.
Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии.
Задержка психического развития - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.
Психолого-педагогические наблюдения за пяти-шестилетними детьми с задержкой психического развития и их клиническое изучение (В.А.Авотиньш, У.В.Ульенкова, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.Ю.Борякова и др.) выявили ряд особенностей психического развития таких детей.
Наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являютсяснижение работоспособности и повышенная истощаемость;неустойчивость внимания и своеобразное поведение;недостаточная продуктивность произвольной памяти; более низкий уровень развития восприятия; нарушение двигательных способностей; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; трудности в счете, решении задач; неудовлетворительный навык каллиграфии.
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у них вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия.
С 1990 года в систему образования включены дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития.
Дети дошкольного возраста, имеющие особенности в психофизическом, социально-эмоциональном, интеллектуальном развитии, вот уже несколько лет получают коррекционно-педагогическую помощь в МДОУ детском саду комбинированного вида II категории № 55 «Улыбка», который является единственным в городе Сургуте, где имеются группы для детей с задержкой психического развития.
Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.
Специфика организации воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития включает в себя разделение полномочий между воспитателем и другими специалистами. Но, не смотря на разделение полномочий – осуществляется преемственность в работе специалистов с детьми.
Учитель-дефектолог составляет тематический план работы на год, проводит занятия по речевому и сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений.
Учитель-логопед проводит работу по формированию правильного произношения у детей,развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр.
Воспитатель организует работу с детьми по заданию учителя-дефектолога и учителя-логопеда, проводит занятия с детьми по изобразительной деятельности - рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Значение лепки для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А.Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию.
У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами у детей дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные.
Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
В современной педагогической литературе уделяется много внимания организации деятельности с детьми продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.
Возникновению у детей изобразительной деятельности и ее развитию посвятили свои исследования советские педагоги, психологи Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Н.А.Ветлугина и другие. Большинство из них сходятся во мнении о том, что обучение должно быть направлено на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в произведении окружающую действительность, на поиски детьми способов изображения.
В своих работах Т.Г.Казакова обращает внимание на то, обучению изобразительной деятельности необходимо уделять большое внимание не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи.
В работе с детьми с ЗПР, я отдаю предпочтение работе с пластическими материалами, считая их наиболее доступными с точки зрения техники, как в детском саду, так и дома.
Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие - более крупные.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Каждая фигурка как будто дышит и говорит.
Хорошо, когда дома или в детском саду есть пластилин. Тогда интересно и весело лепить фигурки, а потом разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина взять соленое тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Во дворе или на даче тоже найдется материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице зима, то постройки с большим удовольствием можно создавать из снега».
Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка глины или пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке.
Организация работы с дошкольниками с ЗПР.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР, я столкнулась с тем, что дети не в состоянии вылепить простейшую фигуру даже при помощи взрослого. Это обусловлено особенностями развития.
Особые трудности при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с задержкой психического развития возникали в связи с тем, что нет соответствующих программ по работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому работу с детьми пришлось выстраивать в разных направлениях.
Мною был разработан перспективный план работы на год. Основной формой работы являются занятия по лепке, которые проводятся еженедельно в младшей и средней группе, и 2 раза в месяц – в старшей и подготовительной группе в соответствии с тематическим планом учителя-дефектолога, что способствует преемственности в работе специалистов и наиболее полному усвоению детьми программного материала.
С детьми, не усвоившими материал на занятии, проводится индивидуальная работа.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития постоянно испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками, я подобрала соответствующие коммуникативные игры и упражнения.
Ежедневно в группе проводятся пальчиковые игры и упражнения. Особо нравятся детям игры с речевым сопровождением с использованием прищепок.
В блоке совместной деятельности с детьми старшего возраста организуются тематические занятия: «Зоопарк», «Мы на луг ходили», «Аквамир», «Космос», где дети по желанию принимают участие в создании общей композиции на протяжении нескольких занятий.
Один раз в неделю в бытовом центре с детьми проводятся игры и упражнения по развитию мелкой моторики и ручной умелости (с водой, крупами, песком, магнитом и т.д.).
Кроме этого использую на занятиях песни, потешки, стихи, загадки; музыкальные произведения для накопления опыта музыкального переживания; иллюстративный материал по теме недели; рассматриваем с детьми игрушек народно-прикладного искусства.
В свободное время предлагаю детям различный пластический материал – глину, пластилин, соленое тесто для самостоятельной художественной деятельности.
Параллельно проводится работа с родителями. Наиболее эффективными формами являются – родительское собрание, мастер-класс, консультации, беседы, просмотр видеоматериалов и другие.
Для того чтобы отследить результаты работы с детьми 2 раза в год я провожу диагностические исследования (на начало и конец учебного года).
Работая с детьми в данном направлении в течение трех лет, удалось достичь заметных результатов.
В настоящее время у большинства детей уже сформированы представления о разнообразии пластических материалов и возможностями своего воздействия на них, расширились возможности изобразительной деятельности детей.
Повысился интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, появилось умение выполнять декоративные композиции разными способами и расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства, а также навык создания разных композиций в технике пластилинографии.
Появилось желание экспериментировать с разными материалами на прогулке и в бытовом центре.
У многих детей преодолены трудности в общении с взрослыми и сверстниками, появилась способность радоваться результатам общей работы и желание принимать участие в создании коллективных композиций.
Я считаю, что организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей:
- повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;
- развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;
- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- развивает творчество, фантазию и воображение;
- способствует развитию речевой и познавательной активности;
- развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Все это способствует интеллектуальному и речевому развитию детей, а значит, успешной подготовке к обучению в школе.
Литература
- Борякова Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№1, 2004.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).//М. «ГНОМ и Д», 2007.
- Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем». // М.: Творческий центр «СФЕРА», 2001.
- Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА».-2005.
- Шевченко С.Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №1, 2004.