Конспект урока литературного чтения по теме "Звуки [м], [м'], буквы М, м". 1-й класс по УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: познакомить с новыми буквами и звуками.

Задачи:

  • формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с  изученными буквами;
  • закреплять умение употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
  • воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебник «Русская азбука» (Горецкий В.Г. и другие), иллюстрации о Москве, аудизапись песни «Москва! Звонят колокола!», карточки с заданиями, предметные картинки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Приготовь скорей, дружок,
Аккуратно по порядку
Книжку, ручку и тетрадку.

2. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на предметные картинки и определите тему нашего урока. (На доске карточки с иллюстрациями: моста, медведя, Москвы, самолета, метро, молотка)

- На уроке мы познакомимся с новыми буквами и звуками, которые они обозначают.

3. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения.

На доске: А О П У И Е Ы

- Какая буква «лишняя»? (Буква П – обозначает согласный звук).

- Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е).

- Назовите «хитрую» букву. Почему мы ее так назвали? (Буква Е).

- Прочитаем слоги. (Чтение проводится по индивидуальным карточкам).

- Мгновенный диктант. (В течение нескольких секунд показывается карточка с напечатанным словом. Дети должны успеть прочитать слово, а потом назвать его.)

Спорт, спуск, спина, спели, спали, справа, справка.

- В каких словах звук /п/ - мягкий?

4. Физкультурная пауза.

Мы похлопаем ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились
Завертелись, завертелись
И остановились.

5. Работа над новым материалом.

(Звучит аудизапись песни О. Газманова «Москва! Звонят колокола». На фоне этой песни показываются иллюстрации о Москве).

- В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», - воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва.

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!...

1) Выделение звуков / м /, /м / из слов «дом», «семь».

Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

2) Определение позиции звука в словах (работаем по предметным картинкам, которые использовали для определения темы урока).

3) Знакомство с буквами М, м.

- На что похожа буква М?
Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

- Пропечатайте в своих карточках буквы М, м. Почему этих букв две?

4) Обучение навыкам чтения с новой буквой.

Чтение с доски (открытые и закрытые слоги, слова):

- Назовите собственные имена.

- Назовите односложные, трехсложные слова.

- Назовите слова, в которых звук /м/ - мягкий.

6. Физкультурная пауза.

(Проводится игра «Камень – вата». Если в слове звук /м/ - твердый приседают мальчики, если мягкий – девочки).

Мрамор, молоко, мир, мука, музей, медведь, мыло, метро, Москва, морковь, место, сумка, метель, масло.

7. Закрепление пройденного материала.

- Москва – один из самых древних русских городов. Именно вокруг Москвы – столицы – главного города крепла и хорошела великая Россия. Вокруг Москвы собирался народ, когда Родина оказывалась в беде. В Москве праздновались самые главные праздники и самые большие победы. И самой главной площадью России считается главная площадь Москвы – Красная. Красная – значит красивая. А начиналась Москва с Кремля. (Показываю картинку с изображением старой Москвы.) Сначала была построена деревянная крепость, а потом Кремль окружили каменными стенами. С тех пор Москву стали называть белокаменной.

- Откроем учебники на странице 88 и посмотрим, как выглядит Кремль сегодня.

- Как вы понимаете пословицу: «Мало хотеть, надо уметь»? (Ответы детей).

- Прочитайте слова на странице 89. (Хором, по цепочке).

- Назовите собственные имена.

- Составьте предложения, используя данные слова.

- Какие слова имеют общую часть? Подберите родственные слова к слову: строители.

- Когда так говорят: «Мир строит, а война разрушает»?

- Прочитаем самостоятельно текст на странице 89. (Проводится индивидуальная помощь слабоуспевающим ученикам).

- Почему дети написали именно эти слова: «мама», «Москва», «мир»?

У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир. Ведь недаром говорят: «Кто сеет мир, пожнет и счастье» 

8. Итог урока. (Встаньте парами и возьмитесь за ручки).

Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.

- Поднимите ладошки, кому урок понравился?

Приложение