Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика


Повышению эффективности и качества уроков способствует применение различных ТСО (компьютера, проектора, интерактивной доски). В своей работе я использую компьютерные презентации, которые позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения уроков с целью получения высоких результатов.

При изучении темы “Статистические методы обработки информации” в 11 классе, я использовала мультимедийную презентацию на разных этапах урока: в процессе актуализации знаний, при изучении нового материала, для организации работы учащихся в группах и проверки полученных ими результатов. Это позволило активизировать познавательную деятельность, эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, значительно сэкономить время, а использование компьютера позволяет учащимся совершенствовать практические умения и навыки.

План-конспект урока

Цель: сформировать у учащихся представление о статистических методах обработки информации.

Задачи.

Образовательные:

  1. дать учащимся представление о схеме статистического исследования;
  2. уметь применять основные статистические характеристики: размах, моду, медиану, среднее значение при решении задач;
  3. совершенствовать умения строить графики и гистограммы;
  4. способствовать развитию представлений о практической направленности статистических исследований и межпредметных связей.

Развития:

  1. развивать коммуникативные навыки (работа в группе);
  2. способствовать развитию исследовательских умений;
  3. развивать умение делать самооценку.

Воспитания:

формировать интерес к математике.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Методы

  1. по источникам знаний: словесные, наглядные;
  2. по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа;
  3. по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, исследовательский.

УМК

  1. памятки “Основные статистические характеристики” (на каждого ученика);
  2. таблички с заданиями (3 комплекта);
  3. мультимедийный проектор;
  4. презентация “Статистические методы обработки информации”;
  5. компьютеры, МК.

Этапы урока

  1. организационный момент, знакомство с темой урока и обсуждение цели урока (3 мин);
  2. актуализация знаний (5 мин);
  3. введение новых знаний (3 мин);
  4. применение знаний при выполнении практической работы (32 мин);
  5. домашнее задание (1 мин);
  6. подведение итогов урока (1 мин).

Ход урока

1. Знакомство с темой урока учитель начинает с мотивационной беседы о статистических исследованиях, предлагает учащимся проблемную задачу (слайд 1 в приложении 1), обсудив которую учащиеся, совместно с учителем, формулируют цель урока.

Учитель приводит пример. В последние годы в гимназиях, лицеях города вновь вводится школьная форма, швейные предприятия получают крупные заказы. Как вы считаете, какие проблемы, связанные с цифровой информацией по пошиву, решают предприятия?

Возможные ответы учащихся: количество необходимой продукции, размер, рост, стоимость ткани, изделия.

Рассмотрим задачу об одной из этих проблем.

Проблемная задача (Слайд 1 приложения 1).

Для пошива школьной формы измерили рост 50 учащихся в сантиметрах, результаты записали в таблицу:

156

171

150

151

151

152

161

153

154

171

155

155

166

156

149

157

157

157

158

182

159

159

159

159

161

161

152

162

162

162

169

162

165

166

155

166

167

167

162

170

154

150

173

173

173

175

176

178

180

158

Вопросы:

  • назовите рост самого высокого ученика;
  • сколько учеников имеют рост в интервале 160-164 см?
  • Какой рост является преобладающим для данной возрастной группы?

Учитель выясняет, легко ли ответить на поставленные вопросы по данной таблице (учащиеся испытывают затруднения).

А как можно изменить таблицу, чтобы вы отвечали на вопросы быстро? (Упорядочить информацию.)

В процессе беседы учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока: многие процессы в нашей жизни подчиняются статистическим законам, которые нам под силу самим исследовать. Мы познакомимся со схемой исследования статистической информации.

2. Актуализация опорных знаний. Проводится с помощью презентации “Статистические методы обработки информации” (приложение 1).

На слайде 2 (приложение 1) даётся определение статистических характеристик: среднего арифметического, размаха, моды и медианы (памятка). На слайде 3 (приложение 1) перечислены формулы статистических характеристик (памятка), на слайде 4 (приложение 1) – задача для повторения основных статистических характеристик и наглядного представления статистической информации.

3. Введение новых знаний начать с задачи об исследовании сведений о росте учащихся старших классов.

Необходимо выполнить статистическую обработку данной информации (обсудить с учащимися как это можно сделать, затем по слайду 5 рассмотреть схему). Статистическая обработка информации проводится в 4 этапа по схеме (см. слайд 5 приложения 1).

4. Организация работы учащихся по группам (3 группы).

Учащиеся используют раздаточный материал: таблички с заготовками для построения графиков функций и гистограмм и для отчёта группы у доски – таблички в укрупнённом масштабе, пользуются компьютером и микрокалькуляторами для вычислений, построения таблиц, графиков.

Статистическая обработка информации по схеме:

1-й этап: учащиеся группируют информацию, выполняя упорядочивание в порядке возрастания числовых данных и определяют кратность варианты, объединив числовые данные в 8 групп с шагом 4, начиная с вариант 145-149 (для экономии времени на уроке учащимся выдаются таблички со сгруппированными данными).

2-й этап: определяют кратность варианты,

частоту варианты = (кратность варианты) : (объём измерения)

процентную частоту варианты = (кратность варианты) : (объём измерения) ? 100%,

результаты заносят в таблицу, после чего осуществляют самоконтроль всех строк таблицы с помощью таблицы на доске:

X варианта 145-149 150-154 155-159 160-164 165-169 170-174 175-179 180-184 Всего 8

1

2

3

4

5

6

7

8

 
M кратность

1

9

14

8

7

6

3

2

Сумма 50
частоты

0,02

0,18

0,28

0,16

0,14

0,12

0,06

0,04

 
частоты %

2

18

28

16

14

12

6

4

 

Промежуточная рефлексия. Ответы на поставленные детьми вопросы.

3-й этап: учитель организует обсуждение возможного представления информации в графическом виде и предлагает задания группам (слайд 6 приложения 1).

Построить многоугольники распределения числовых данных как графики функций, выражающих зависимости:

I – кратностей от вариант,

II – частот от вариант,

III – процентных частот от вариант,

и гистограмм распределения кратностей в зависимости от группировки вариант более крупными блоками:

I – по таблице,

II – объединив в группы по две последовательные варианты,

III - объединив в группы по восемь последовательные варианты.

Отчёт групп у доски.

I вариант

Многоугольник распределения кратностей

Гистограмма распределения кратностей

II вариант

X 145-154 155-164 165-174 175-184
M

10

22

13

5

III вариант

После проверки построенных графиков и гистограмм учащиеся делают выводы о чтении информации по многоугольникам распределения и о достоверности подачи информации в результате укрупнения блоков данных для гистограмм.

4-й этап: составление паспорта данных.

Размах, моду, медиану учащиеся находят самостоятельно. Проверка с помощью слайда 7 приложения 1.

5. Домашнее задание.

1. Найти среднее значение учитель предлагает дома, так как это задание предполагает длительные вычисления, не укладывающиеся в рамки урока.

2. По таблице своих отметок по десяти предметам определить средний балл за второе полугодие, построить многоугольник и гистограмму распределения кратностей.

6. Итог урока.

Учитель возвращается к задаче, сформулированной в начале урока.

Проблемная задача (Слайд 8 приложения 1).

Для пошива школьной формы измерили рост 50 учащихся в сантиметрах, результаты записали в таблицу:

156

171

150

151

151

152

161

153

154

171

155

155

166

156

149

157

157

157

158

182

159

159

159

159

161

161

152

162

162

162

169

162

165

166

155

166

167

167

162

170

154

150

173

173

173

175

176

178

180

158

Вопросы:

  • назовите рост самого высокого ученика;
  • сколько учеников имеют рост в интервале 160-164 см?

Какой рост является преобладающим для данной возрастной группы?

Совместно с учителем, учащиеся замечают, что теперь, после знакомства со статистическими методами обработки информации, они могут легко ответить на предложенные в начале урока вопросы и отмечают, что на уроке познакомились со схемой статистической обработки информации, повторив при этом основные статистические характеристики, и убедились, что для обработки крупного блока информации необходимо использовать компьютерные технологии.

Рефлексия. В конце урока каждый ученик оставляет условный сигнал о своей работе на уроке на мониторе компьютера:

(!) – было легко и всё понятно;

(.) – были трудности, которые мы преодолели;

(?) – было трудно, много непонятного.

Литература

  1. Е.А. Бунимович, В.А. Булычёв, “Вероятность и статистика”, М. “Дрофа”, 2002
  2. Г.В. Дорофеев, “Математика 8 кл.”, М. “Дрофа”, 1999
  3. А.Г. Мордкович, “Алгебра и начала анализа 11”, М. “Мнемозина”, 2007
  4. “Математика в школе”, №3, 2003, с.29-35
  5. Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко “Теория вероятностей и статистика”, М. “Просвещение”, 2004
  6. “Статистика” под ред. В.С. Мхитаряна, М. “Мастерство”, 2001