Повышению эффективности и качества уроков способствует применение различных ТСО (компьютера, проектора, интерактивной доски). В своей работе я использую компьютерные презентации, которые позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения уроков с целью получения высоких результатов.
При изучении темы “Статистические методы обработки информации” в 11 классе, я использовала мультимедийную презентацию на разных этапах урока: в процессе актуализации знаний, при изучении нового материала, для организации работы учащихся в группах и проверки полученных ими результатов. Это позволило активизировать познавательную деятельность, эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, значительно сэкономить время, а использование компьютера позволяет учащимся совершенствовать практические умения и навыки.
План-конспект урока
Цель: сформировать у учащихся представление о статистических методах обработки информации.
Задачи.
Образовательные:
- дать учащимся представление о схеме статистического исследования;
- уметь применять основные статистические характеристики: размах, моду, медиану, среднее значение при решении задач;
- совершенствовать умения строить графики и гистограммы;
- способствовать развитию представлений о практической направленности статистических исследований и межпредметных связей.
Развития:
- развивать коммуникативные навыки (работа в группе);
- способствовать развитию исследовательских умений;
- развивать умение делать самооценку.
Воспитания:
формировать интерес к математике.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Методы
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа;
- по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, исследовательский.
УМК
- памятки “Основные статистические характеристики” (на каждого ученика);
- таблички с заданиями (3 комплекта);
- мультимедийный проектор;
- презентация “Статистические методы обработки информации”;
- компьютеры, МК.
Этапы урока
- организационный момент, знакомство с темой урока и обсуждение цели урока (3 мин);
- актуализация знаний (5 мин);
- введение новых знаний (3 мин);
- применение знаний при выполнении практической работы (32 мин);
- домашнее задание (1 мин);
- подведение итогов урока (1 мин).
Ход урока
1. Знакомство с темой урока учитель начинает с мотивационной беседы о статистических исследованиях, предлагает учащимся проблемную задачу (слайд 1 в приложении 1), обсудив которую учащиеся, совместно с учителем, формулируют цель урока.
Учитель приводит пример. В последние годы в гимназиях, лицеях города вновь вводится школьная форма, швейные предприятия получают крупные заказы. Как вы считаете, какие проблемы, связанные с цифровой информацией по пошиву, решают предприятия?
Возможные ответы учащихся: количество необходимой продукции, размер, рост, стоимость ткани, изделия.
Рассмотрим задачу об одной из этих проблем.
Проблемная задача (Слайд 1 приложения 1).
Для пошива школьной формы измерили рост 50 учащихся в сантиметрах, результаты записали в таблицу:
156 |
171 |
150 |
151 |
151 |
152 |
161 |
153 |
154 |
171 |
155 |
155 |
166 |
156 |
149 |
157 |
157 |
157 |
158 |
182 |
159 |
159 |
159 |
159 |
161 |
161 |
152 |
162 |
162 |
162 |
169 |
162 |
165 |
166 |
155 |
166 |
167 |
167 |
162 |
170 |
154 |
150 |
173 |
173 |
173 |
175 |
176 |
178 |
180 |
158 |
Вопросы:
- назовите рост самого высокого ученика;
- сколько учеников имеют рост в интервале 160-164 см?
- Какой рост является преобладающим для данной возрастной группы?
Учитель выясняет, легко ли ответить на поставленные вопросы по данной таблице (учащиеся испытывают затруднения).
А как можно изменить таблицу, чтобы вы отвечали на вопросы быстро? (Упорядочить информацию.)
В процессе беседы учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока: многие процессы в нашей жизни подчиняются статистическим законам, которые нам под силу самим исследовать. Мы познакомимся со схемой исследования статистической информации.
2. Актуализация опорных знаний. Проводится с помощью презентации “Статистические методы обработки информации” (приложение 1).
На слайде 2 (приложение 1) даётся определение статистических характеристик: среднего арифметического, размаха, моды и медианы (памятка). На слайде 3 (приложение 1) перечислены формулы статистических характеристик (памятка), на слайде 4 (приложение 1) – задача для повторения основных статистических характеристик и наглядного представления статистической информации.
3. Введение новых знаний начать с задачи об исследовании сведений о росте учащихся старших классов.
Необходимо выполнить статистическую обработку данной информации (обсудить с учащимися как это можно сделать, затем по слайду 5 рассмотреть схему). Статистическая обработка информации проводится в 4 этапа по схеме (см. слайд 5 приложения 1).
4. Организация работы учащихся по группам (3 группы).
Учащиеся используют раздаточный материал: таблички с заготовками для построения графиков функций и гистограмм и для отчёта группы у доски – таблички в укрупнённом масштабе, пользуются компьютером и микрокалькуляторами для вычислений, построения таблиц, графиков.
Статистическая обработка информации по схеме:
1-й этап: учащиеся группируют информацию, выполняя упорядочивание в порядке возрастания числовых данных и определяют кратность варианты, объединив числовые данные в 8 групп с шагом 4, начиная с вариант 145-149 (для экономии времени на уроке учащимся выдаются таблички со сгруппированными данными).
2-й этап: определяют кратность варианты,
частоту варианты = (кратность варианты) : (объём измерения)
процентную частоту варианты = (кратность варианты) : (объём измерения) ? 100%,
результаты заносят в таблицу, после чего осуществляют самоконтроль всех строк таблицы с помощью таблицы на доске:
X варианта | 145-149 | 150-154 | 155-159 | 160-164 | 165-169 | 170-174 | 175-179 | 180-184 | Всего 8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
M кратность | 1 |
9 |
14 |
8 |
7 |
6 |
3 |
2 |
Сумма 50 |
частоты | 0,02 |
0,18 |
0,28 |
0,16 |
0,14 |
0,12 |
0,06 |
0,04 |
|
частоты % | 2 |
18 |
28 |
16 |
14 |
12 |
6 |
4 |
Промежуточная рефлексия. Ответы на поставленные детьми вопросы.
3-й этап: учитель организует обсуждение возможного представления информации в графическом виде и предлагает задания группам (слайд 6 приложения 1).
Построить многоугольники распределения числовых данных как графики функций, выражающих зависимости:
I – кратностей от вариант,
II – частот от вариант,
III – процентных частот от вариант,
и гистограмм распределения кратностей в зависимости от группировки вариант более крупными блоками:
I – по таблице,
II – объединив в группы по две последовательные варианты,
III - объединив в группы по восемь последовательные варианты.
Отчёт групп у доски.
I вариант
Многоугольник распределения кратностей
Гистограмма распределения кратностей
II вариант
X | 145-154 | 155-164 | 165-174 | 175-184 |
M | 10 |
22 |
13 |
5 |
III вариант
После проверки построенных графиков и гистограмм учащиеся делают выводы о чтении информации по многоугольникам распределения и о достоверности подачи информации в результате укрупнения блоков данных для гистограмм.
4-й этап: составление паспорта данных.
Размах, моду, медиану учащиеся находят самостоятельно. Проверка с помощью слайда 7 приложения 1.
5. Домашнее задание.
1. Найти среднее значение учитель предлагает дома, так как это задание предполагает длительные вычисления, не укладывающиеся в рамки урока.
2. По таблице своих отметок по десяти предметам определить средний балл за второе полугодие, построить многоугольник и гистограмму распределения кратностей.
6. Итог урока.
Учитель возвращается к задаче, сформулированной в начале урока.
Проблемная задача (Слайд 8 приложения 1).
Для пошива школьной формы измерили рост 50 учащихся в сантиметрах, результаты записали в таблицу:
156 |
171 |
150 |
151 |
151 |
152 |
161 |
153 |
154 |
171 |
155 |
155 |
166 |
156 |
149 |
157 |
157 |
157 |
158 |
182 |
159 |
159 |
159 |
159 |
161 |
161 |
152 |
162 |
162 |
162 |
169 |
162 |
165 |
166 |
155 |
166 |
167 |
167 |
162 |
170 |
154 |
150 |
173 |
173 |
173 |
175 |
176 |
178 |
180 |
158 |
Вопросы:
- назовите рост самого высокого ученика;
- сколько учеников имеют рост в интервале 160-164 см?
Какой рост является преобладающим для данной возрастной группы?
Совместно с учителем, учащиеся замечают, что теперь, после знакомства со статистическими методами обработки информации, они могут легко ответить на предложенные в начале урока вопросы и отмечают, что на уроке познакомились со схемой статистической обработки информации, повторив при этом основные статистические характеристики, и убедились, что для обработки крупного блока информации необходимо использовать компьютерные технологии.
Рефлексия. В конце урока каждый ученик оставляет условный сигнал о своей работе на уроке на мониторе компьютера:
(!) – было легко и всё понятно;
(.) – были трудности, которые мы преодолели;
(?) – было трудно, много непонятного.
Литература
- Е.А. Бунимович, В.А. Булычёв, “Вероятность и статистика”, М. “Дрофа”, 2002
- Г.В. Дорофеев, “Математика 8 кл.”, М. “Дрофа”, 1999
- А.Г. Мордкович, “Алгебра и начала анализа 11”, М. “Мнемозина”, 2007
- “Математика в школе”, №3, 2003, с.29-35
- Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко “Теория вероятностей и статистика”, М. “Просвещение”, 2004
- “Статистика” под ред. В.С. Мхитаряна, М. “Мастерство”, 2001