Урок музыки, 7-й класс (III четверть) "В поисках истины и красоты". С.В. Рахманинов. Поэма "Колокола"

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цель урока: формирование у учащихся представлений о нравственных ценностях через творчество С.В. Рахманинова.

Задачи урока:

  1. знакомство с историей создания поэмы «Колокола», закрепление представлений о творчестве композитора, жанре поэмы;
  2. развитие умений выявлять взаимосвязь образного содержания и средств музыкальной выразительности в решении вопросов-проблем, навыков двухголосного пения;
  3. воспитание патриотических чувств учащихся, умения аргументировать собственную позицию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-размышление.

Методы обучения: метод проблемного изложения, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический, метод перспективы и ретроспективы, метод обобщения, эмоциональной драматургии, проявления знаний.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация (приложение), музыкальный центр, доска (запись темы из 1ч. поэмы «Колокола» С.В. Рахманинова), фортепиано, столы для импровизированной выставки «В поисках истины и красоты: С.В. Рахманинов», CD - диски: С.В. Рахманинов. Поэма «Колокола», «Вокализ», записи колокольного звона; клавир: С.В. Рахманинов. Поэма «Колокола», партитуры песни Я.Дубравина на ст. Н. Просторовой «Пристань детства» из кантаты «Пристань детства» для учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока. Закрепление представлений учащихся о музыкальных произведениях, в которых композиторы обращаются к колокольному звону.
  3. Музыкальная грамота: определение лада, тональности, размера, интервалов, интонационных особенностей темы 1 ч. поэмы «Колокола», исполнение темы, закрепление представлений о творчестве С.В.Рахманинова, жанре поэмы.
  4. Слушание: знакомство с историей создания поэмы «Колокола», чтение стихов Эдгара По учащимися, прослушивание разделов 1 части и решение вопросов-проблем.
  5. Пение: исполнение упражнения для распевания, песни «Пристань детства» муз. Я.Дубравина, ст. Н.Просторовой из кантаты «Пристань детства».
  6. Дискуссия по импровизированной выставке «В поисках истины и красоты: С.В. Рахманинов», выступления учащихся.
  7.  Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

(Слайд № 1 презентации).

Преподаватель: Тема нашего урока «В поисках истины и красоты». Сегодня мы с вами попытаемся через музыку найти ответ на вопрос «В чем заключаются понятия истины и красоты?» В Голубиной книге есть слова, являющиеся эпиграфом нашего урока, которые будут для вас ориентиром в поисках ответа на этот вопрос (читает эпиграф).

(На доске эпиграф к уроку: «Мне не дороги ваши дары, мне дороги ваши души». Голубиная книга).

(На фоне звучания колокольного звона и слайда № 2 презентации преподаватель читает стихи):

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)

Преподаватель: прозвучали стихи русского поэта Сергея Есенина. Как вы думаете, какими чувствами они пронизаны? В чем символичность колокольного звона на Руси?

(Ответы учащихся).

Да, действительно, «…колокольный звон поистине являлся «отрадой души», неотъемлемой частью звуковой атмосферы русской жизни. Колокола и сами были живые - им, как и людям, давали собственные имена - Георгий, Гаврила, Лебедь, Медведь. Так, на знаменитой колокольне Ивана Великого в Москве, некогда располагалось 52 колокола и старожилы хорошо знали их голоса» (учебник «Музыка 8 класс», авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев). Колокольный звон часто звучит в музыкальных произведениях различных жанров. Какие вы можете назвать?

(Ответы учащихся).

Правильно, это оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина», опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», фортепианная музыка С.В. Рахманинова и др.

3. Музыкальная грамота

К теме колокольного звона обратился и знаменитый русский композитор конца XIX начала XX века, музыкальная тема из произведения которого записана на доске (фрагмент темы 1 части поэмы «Колокола» С.В. Рахманинова). Послушайте эту тему. Какими интонациями она пронизана, в каком ладу звучит? (исполняется тема).

(Ответы учащихся).

Ребята, в начале темы отсутствует размер, определите какой размер? Что он придает звучанию? В какой тональности написана эта тема? Какие интервалы встречаются в этой теме, о чем эта тема могла бы рассказать? (исполняется тема учащимися и преподавателем). Кому из русских композиторов конца XIX начала XX века она могла бы принадлежать?

(Ответы учащихся: определяют лад, размер, тональность, интервалы, дают характеристику теме в связи с выше перечисленными особенностями).

4. Слушание

Эта тема принадлежит величайшему русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову.

(слайд № 3)

Какие произведения этого композитора вам знакомы?

(Ответы учащихся).

Преподаватель: Правильно, это опера «Алеко», кантата «Весна», романсы «Сирень», «Здесь хорошо» и др., «Вокализ», прелюдии для фортепиано, концерт № 1, 2, 3 для фортепиано с оркестром, литургия, Всенощное бдение, «Три русские песни». У какого профессора композитор начал заниматься?

(слайд № 4)

(Ответы учащихся).

Назовите произведение композитора, являвшееся его экзаменационной работой по окончании Московской консерватории, за которую была получена оценка «5+»?

(слайд № 5)

Преподаватель: (ответы учащихся).

Преподаватель: Мы уже говорили, что все творчество этого композитора пронизывает любовь к Родине, ее традициям и символам. «Колокола» - именно так назвал поэму для оркестра, солистов и хора Сергей Васильевич Рахманинов. Назовите особенности этого жанра. Где, помимо музыки этот жанр еще встречается? Приведите примеры.

(Ответы учащихся).

Преподаватель: В творчестве какого отечественного композитора вы уже встречались с жанром поэмы?

(Ответы учащихся).

Преподаватель: Поэму «Колокола» С.В. Рахманинов создал в 1913 г.

(слайд № 6)

Летом 1912 г. он получил никем не подписанное письмо, в которое был вложен русский перевод поэмы Эдгара По «Колокола». В короткой приписке неизвестный просил композитора ознакомиться со стихами, они казались автору письма очень музыкальными. Автором оказалась юная ученица Маша Данилова. Сергей Васильевич внимательно прочитал стихи. Мысль положить на них музыку захватила его. Будущее произведение поначалу ему представлялось большой симфонией для хора и оркестра. Работать над поэмой композитор начал весной 1913 г. в Риме, а закончил в России, в Ивановке, где были созданы многие его сочинения.

(слайд № 7)

Первое концертное исполнение состоялось в Петербурге в ноябре 1913 г., а затем в феврале 1914 г. в Москве. В исполнении приняли участие солисты, хор и оркестр Мариинского и Большого театров, дирижировал сам автор. Исполнение сопровождалось большим успехом. В поэме «Колокола» 4 части, которые символизируют жизнь человека: 1 часть - безмятежная, ликующая юность, 2 часть - счастливая, напоенная любовью молодость, 3 часть - пора зрелости, сопровождаемая борьбой и страданиями, 4 часть - трагический финал человеческой жизни - смерть. Каждой части соответствует особый колокольный звон.: в 4 части - похоронный, в 3 - набат, возвещающий о страшном пожаре, во 2 части - свадебный колокольный звон, в 1 - серебристый звон колокольчиков под дугой. Послушайте стихи, вошедшие в основу 1 части. Какую картину они рисуют, какими чувствами проникнуты? Какие бы вы выбрали средства выразительности для воплощения этих стихов? (учащиеся выразительно читают стихи Э.По наизусть)

(Ответы учащихся).

Преподаватель: Открывается 1 часть оркестровым вступлением. Послушайте, какую атмосферу создает оно, выразительное или изобразительное здесь на первом плане? Какие тембры симфонического оркестра рисуют эту картину? Какое средство выразительности является ведущим? (слушают в записи).

(Ответы учащихся).

Преподаватель: Композитор создает радостно-приподнятую атмосферу, картину зимней ночной природы, в которой на первом плане изобразительное начало. Звучание флейты, арфы, челесты придают легкость звучанию, но сменяются фанфарами труб - стремительно и ярко. Сейчас вы послушаете следующие разделы и поразмышляйте через музыку: Что символизируют сани, санный путь и колокольный звон под дугой. Какими интонациями пронизаны образы 1 части произведения, как происходит развитие музыкальных тем, с которыми мы уже познакомились? Какова роль солиста и хора? Какими способами композитор воплощает образ юности?

(Слушают в записи).

(Ответы учащихся).

Образ санного пути символизирует жизнь человека, а сани - самого человека, путника жизни, колокольный звон - традиции русского народа. Образы пронизаны лирическими интонациями - радостными, стремительными, восторженными, как образ чувств юности. Музыкальная мысль солиста все время дополняется ее развитием у хора, звучит то в мажоре, то в миноре, образуя полифоническую ткань, достигает торжественности. На первом плане солист тенор, а хор дополняет его звучание, иногда выходит на первый план. Это человек-путник и окружающие его люди, природа.

Сейчас вы послушаете следующие разделы. В какую форму облекает композитор свои размышления и почему? Какими раздумьями наполнены следующие части-разделы? Что символизирует образ сна? Как развиваются темы-мысли? Что олицетворяет колокольный звон для композитора?

(Слушают в записи).

(Ответы учащихся).

Композитор обращается к трехчастной форме, чтобы подчеркнуть контраст. Светлый колорит в 1 части, мелодия солиста тенора сплетается с хором. Во 2 части образ сна колорит темнеет, яркие, стремительные интонации переходят в вокализ с интонациями колыбельной. Эта часть передает волшебный, умиротворенный образ мечты, в которой надежды сменяются раздумьями, переживаниями о жизненном пути человека. 3 часть звучит, как и 1, но еще более восторженно, радостно, торжественно. Здесь появляется тема сна, звучащая свободно, жизнеутверждающе.

Преподаватель: А сейчас мы послушаем коду, завершающую 1 часть. Что означает для композитора истина и красота человеческой жизни? В чем он их находит?

(Ответы учащихся).

Истина и красота в величии человеческой души, ее щедрости, широте, стремлении к доброму и светлому.

Хочется продолжить словами выдающегося пианиста Иосифа Гофмана о Сергее Васильевиче Рахманинове: «…Рахманинов весь состоял из стали и золота. Сталь - в его руках, золото - в его сердце. Русский гений - наша гордость». Человек, имеющий золотое сердце всегда интересен, а его музыка актуальна для разных поколений и народов.

(слайды № 8, 9, 10)

И конечно, самые светлые чувства человека связаны с детством и юностью, которые остаются в памяти на протяжении всей его жизни. Назовите современные произведения песенного жанра, в которых содержится размышление об истине и красоте.

(Ответы учащихся).

5. Пение

Совершенно верно, эта тема находит свое отражение в песне «Пристань детства» из одноименной кантаты современного композитора Я. Дубравина на стихи Н. Просторовой, которую мы разучивали на предыдущих уроках.

Но сначала мы исполним несколько упражнений.

(Учащиеся исполняют упражнения для распевания).

А сейчас исполним 1 и 2 куплеты песни «Пристань детства» (далее работа над сложными эпизодами: двухголосием, кульминацией, дикцией и ансамблем; исполнение песни целиком)

6. Дискуссия

В заключение нашего урока обратимся к нашей импровизированной выставке. Здесь представлены аудиодиски музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства, произведения литературы, связанные с творчеством С.В. Рахманинова, являющиеся для вас эталоном истины и красоты.

(Учащиеся представляют произведения изобразительного искусства, музыки и литературы, аргументируют свой выбор).

7. Итог урока

Стремление человечества к красоте и познанию истины - бесконечный путь, где именно искусство является надежным проводником для многих поколений (звучит фрагмент «Вокализа» С.В. Рахманинова). 

Список используемой литературы:

  1. Воспоминания о Рахманинове / Сост. З. Апетян. В 2 х т. - М., 1988.
  2. Дулова Е. Преодоление. - М., 1984.
  3. История русской музыки: в 10 т. - Том 10 А: 1890 -1917- е годы. Сост. Келдыш Ю., Левая Т., Рахманова М., Зверева С., Баева А., Соколова А., Тараканов М. - М., 1997.
  4. Келдыш. Ю.В. Рахманинов и его время. - М., 1973.
  5. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М., 2001.
  6. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». - М., 1996.
  7. Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений.- М., 2001.
  8. Рахманинов. С.В.Поэма «Колокола». Клавир. - М., 1973.
  9. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. - М., 1987.