В 2001 г. в документе “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве задачи системы образования была отмечена необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетенций. Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
В 2005 г. авторы Образовательной системы “Школа 2100” одними из первых среди других учебно-методических комплектов выстроили систему ключевых компетенций для начальной, основной и старшей школы: организационные, интеллектуальные, коммуникативные и оценочные. При этом они сформулировали качественные изменения в развитии данных ключевых компетенций для каждой ступени обучения. Компетенции представлены в удобной табличной форме, которая позволяет каждому учителю увидеть свое место в этом процессе и определить способы их формирования.
Анализ данной таблицы показывает, что авторы ОС “Школа 2100” разработали ее с позиций компетентностного подхода. Его главная особенность – формирование педагогических целей по развитию компетенций не с точки зрения действий учителя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого.
Согласно определению, компетенция – это сочетание характеристик:
- знание и понимание (теоретическое знание);
- знание, как действовать (практическое применение знаний);
- знание, как быть (ценности, отношение).
Работа по формированию ключевых компетенций в ОС “Школа 2100” ведется с помощью современных образовательных технологий:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология формирования правильного типа читательской деятельности;
- технология оценивания образовательных достижений;
- технология формирования ИКТ грамотности.
ОС “Школа 2100” обеспечивает своим выпускникам владение всеми компетенциями (организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными), позволяющими им в дальнейшем самообразовываться и саморазвиваться в процессе непрерывного образования и решения жизненных задач.
Соответствие ключевых компетенций школьников и адекватных для их реализации технологий обучения показано в следующей таблице.
Ключевые компетенции выпускника ОС “Школа 2100” |
Составляющие интегративной характеристики ключевых компетенций |
Технологии обучения |
||
Когнитивная (знаниевая) |
Деятельностная |
Ценностно-смысловая |
||
Способность организовывать свою деятельность | Знает приемы действий целеполагания, планирования, решения проблем в учебных и жизненных ситуациях, распределения времени |
Определяет затруднения в деятельности и формулирует ее цель. Составляет план действий. Реализует намеченный план. Соотносит результат с целью. Выявляет ошибки и корректирует их. Определяет приоритеты при планировании деятельности |
Стремится преодолевать трудности, не бояться ошибок, т.е. противостоять неуверенности и неопределенности. Организованность. Самоуправление |
Технология проблемно- диалогического обучения. Технология оценивания образовательных достижений. Технология формирования правильного типа читательской деятельности |
Способность результативно мыслить и работать с информацией | Ориентируется в способах приобретения знаний из различных источников информации и в способах ее переработки. Знает основы учебной и исследовательской деятельности |
Осознает необходимость нового знания. Делает предварительный отбор источников информации. Добывает новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Перерабатывает полученную информацию. Передает ее содержание в сжатом или развернутом виде |
Информационная мобильность и гибкость. Креативность. Стремление к самообразованию и саморазвитию |
Технология формирования ИКТ грамотности. Технология проблемно-диалогического обучения. Технология оценивания образовательных достижений. Технология формирования правильного типа читательской деятельности |
Способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор | Понимает основания для формулирования вариантов решений учебной и жизненной задач и выбора оптимального варианта. Знает способы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки |
Формулирует альтернативы решения учебной и жизненной задач. Выбирает оптимальный вариант их решения. Контролирует решение учебной и жизненной задач. Оценивает учебные, жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Действует и поступает в соответствии с общепринятой системой ценностей и отвечает за свои поступки и действия |
Самоопределение. Рефлексивность. Ответственность. Гражданская ответственность. Уважение мнения других людей |
Технология оценивания образовательных достижений. Технология проблемно- диалогического обучения. Технология формирования правильного типа читательской деятельности |
Способность общаться и взаимодействовать с людьми | Знает правила общения, риторические приемы диалогической и монологической речи |
Доносит свою позицию до других. Понимает другие позиции. Договаривается с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды |
Толерантность. Гуманность. Справедливость. Этическая нормативность. Эмоциональная устойчивость |
Технология формирования правильного типа читательской деятельности. Технология проблемно- диалогического обучения. Технология оценивания образовательных достижений |
Анализ новых стандартов общего образования (стандарты второго поколения) позволяет сделать вывод, что в ОС “Школа 2100” уже создана база для формирования “универсальных учебных действий”, предполагающих наличие ключевых компетенций. Работа по их формированию заложена в концепции “педагогики здравого смысла”.
Возникает вопрос: насколько учителя начальных классов готовы реализовывать новые стандарты? Какой должна быть для этого их собственная компетентность? Ведь деятельность по освоению новых стандартов выступает как инновационная.
Развивать ребенка может только педагог, который развивается сам. Для учителя, осваивающего новые стандарты, можно выделить следующие основные компоненты деятельности:
- мотивационный (готовность к инновационной деятельности, профессиональная педагогическая направленность);
- когнитивный (знание принципов концепций технологии УМК “Школа 2100”, уровень педагогического мышления);
- креативный (творческий потенциал педагога, способность к саморазвитию, самообразованию);
- технологический (уровень реализации умений использовать деятельностный метод обучения, результаты качества обучения по УМК “Школа 2100”);
- рефлексивный (самоанализ и самооценка инновационной деятельности в ходе освоения УМК “Школа 2100”).
Если соотнести модель формирования ключевых компетенций младших школьников с моделью инновационной деятельности учителей, то мы видим, что многие характеристики совпадают. И это объяснимо, т.к. инновационная деятельность учителей предполагает наличие у педагогов организационных, интеллектуальных, оценочных и коммуникативных умений:
- способность организовывать свою деятельность;
- способность результативно мыслить и работать с информацией;
- способность делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- способность общаться и взаимодействовать с людьми.
Таким образом, анализ концепции развития ключевых компетенций у учащихся начальных классов, обучающихся по ОС “Школа 2100” и анализ новых стандартов общего образования доказывают, что критериями готовности педагога к освоению новых стандартов выступают компоненты инновационной деятельности и характеристики ключевых компетенций, которые он будет формировать у своих учеников.
Литература
- “Школа 2100” как образовательная система. – М.: Баласс, 2005.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Официальные документы в образовании. – 2002. - № 4.