Интерактивная форма работы с родителями детей старшего дошкольного возраста в рамках родительского собрания. Интерактивное занятие с элементами тренинга "Река времен"

Разделы: Работа с родителями


Пояснительная записка.

У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. А предложенная тема помогает обогатить сокровищницу традиций каждой семьи, так как от нее зависит духовная атмосфера дома, включающая в себя распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Поэтому на сегодняшний день главная задача психолога акцентировать внимание родителей на том, что независимо от того, стараются ли они сохранить старые домашние традиции или – пытаются придумать и привить семье нечто новое, необходимо помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь. Поэтому надо знать меру, так как чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной. На наш взгляд достаточно продуктивными для решения поставленных задач является интерактивное занятие с элементами тренинга «Река времен», в котором мы предложили родителям поучаствовать и вспомнить о том: «Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?», «Как их наличие или отсутствие влияет на воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста?» и многие другие вопросы, возникающие у родителей по поддержанию семейных традиций.

Цель: актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

Задачи:

  1. Актуализация детского мироощущения у родителей и процесса формирования положительного образа родного дома.
  2. Укрепление семейных ценностей.

Материал:

  • блок стикеров – 1 шт., английские булавки по количеству участников, магниты;
  • фломастеры, бумага А-4, кисточки, гуашь 6-цв. (10 наборов), стаканчики для воды;
  • заготовки-домики из соленого теста (35 шт.);
  • работы детей (рисунки, письма родителям, коллективная работа – коллаж и высказывания на тему «Семейные традиции»);
  • ролик «Какой чудесный день!», анкеты обратной связи по кол-ву участников.

Оборудование: ноутбук, экран и мультимедийный проектор, магнитная доска.

Время проведения: 50-60 минут.

План:

  1. Организация участников – 5 минут.
  2. Приветствие родителей и презентация видеоролика «Какой чудесный день!» – 7 минут.
  3. Упражнение «Семейные традиции» – 10 минут.
  4. Коллаж и высказывания на тему: «Семейные традиции глазами детей» – 5 минут.
  5. Упражнение «Камень благодарности» – 10 минут.
  6. Рисунки детей «Благодарю ….» и письмо родителям – 3 минуты.
  7. Практическое знакомство с семейной традицией «Совместного изготовления сувениров из соленого теста» – 10 минут.
  8. Объявление о проведении конкурса «Символ семьи» – 5 минут.
  9. Обратная связь – 3 минут.
  10. Раздача буклетов «Традиции твоего дома, или «У нас так принято!» – 2 минуты.

Ход работы

1. Организация участников.

Цель: создание условий для эффективного взаимодействия на занятии.

Содержание. Прикрепление бейджиков (четырех цветов с целью деления на группы) из заранее заготовленных стикеров и английских булавок с именами удобными для общения.

2. Презентация ролика «Какой чудесный день!».

Цель: познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Послесловие. «Когда вы верите, в своих детей то они стараются соответствовать вашим ожиданиям. Мы развиваем таких детей, какими они приходят в детский сад, с тем багажом, который получили в семье. Потому что знания умения и навыки, полученные ребенком до трех лет, используются и совершенствуются человеком на протяжении всей жизни. Народная мудрость гласит «Что посеешь, то и пожнешь». Семейные традиции и есть то, что могут «посеять» родители в душах своих детей. Это сплочение семьи, почтение и уважение старших поколений, развитие детей в том направлении в каком вы видите будущего своего ребенка. Вот я сегодня хочу спросить есть ли в ваших семьях такие традиции. Например: В моей семье существует многолетняя традиция изготовление сувениров из соленого теста на разные праздники. Это не только учит детей делать подарки своими руками, но и развивает моторику и речь у ребенка, снимает напряжение».

3. Упражнение «Семейные традиции».

Цель: изучить разновидности семейных традиций.

Содержание:

  • Индивидуальная работа. «У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Сейчас предлагаю каждому участнику записать не менее трех семейных традиции, каждую на отдельном листе».
  • Работа в группах. Каждая группа записанные традиции объединяет по общим сферам. Один из участников группы представляет их другим командам.

4. Коллаж и высказывания на тему: «Семейные традиции глазами детей».

Цель: ознакомить родителей с уровнем понимания семейных традиций их детьми.

Содержание. Родители знакомятся с коллажем, заранее подготовленным детьми под руководством психолога и их высказываниями на тему «семейных традиций». Высказывания детей о том, какие семейные традиции знают: собирать и записывать рецепты, делать и читать книги, садить и выращивать цветы, овощи, фрукты, ремонтировать вместе с папой что-то или собирать шкаф, готовить разные блюда, делать, чтобы дома было красиво, праздновать праздники, шить вместе с мамой, ездить на пикник и т.д.

5. Упражнение «Камень благодарности».

Цель: подчеркнуть значимость озвучивания чувств «благодарности» родителям за семейные традиции.

Содержание. Сейчас прошу всей встать в круг. Каждый участник, держа в руках камень, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию …».

6. Рисунки детей «Благодарю ...» и письмо родителям.

Цель: актуализировать значимость воспитывать у детей уважение к родителям и прародителям.

Содержание. Родители знакомятся с заранее подготовленные письма и рисунки детей для родителей, записанные психологом.

7. Практическое знакомство с семейной традицией «Совместного изготовления сувениров из соленого теста».

Цель: сформировать потребность в создании семейной традиции «Совместного изготовления сувениров из соленого теста».

Содержание. «Издавна существовала семейная традиция выпекать из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Приготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. Из соленого теста изготавливали поделки, сувениры, кукол, фигурки, которые дарились на праздники в знак благополучия, плодородия и сытости. Считается, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, является символом богатства и благополучия в семье. Постепенно традиция изготовления фигурок из теста была утеряна, но в последнее время стала возрождаться. Предлагаем Вам на практике опробовать эту традицию и раскрасить сувенир-магнит «Домик»» (рисунок 1).

Рисунок

8. Рекламное объявление о проведении конкурса «Символ семьи».

Цель: сформировать потребность в создании семейной традиции «восстановления родословной».

Содержание. «В нашем муниципальном дошкольном учреждении «Светлячок» объявляется конкурс в поддержку одной из древних, но очень важных семейных традиции «Мое генеалогическое древо или символ семьи». Уважаемые родители приглашаем Вас принять участие в этом конкурсе, ведь без вашего участия Ваши дети не получат знания о своих предках, о семейных легендах и традициях передаваемых из поколения в поколения, а старший дошкольный возраст считается достаточно благоприятным, для того чтобы начинать закладывать у детей эти знания. Участников и победителей конкурса ждут эксклюзивные дипломы и призы» (см. Приложение 2,  Приложение 3, Приложение 4).

9. Обратная связь.

Цель: получение информации о ходе процесса занятия и его результатах.

Содержание. Участники заполняют заранее подготовленные анкеты, либо возможно в свободной форме написать отзывы о своих впечатлениях от занятия (см. Приложение 1).

10. Раздача буклетов «Традиции твоего дома, или «У нас так принято!»

(С информацией о том, какие бывают семейные традиции.)

Цель: информировать родителей о существующем разнообразии семейных традиций в мире.

Содержание (см. Буклет «Традиции твоего дома, или «У нас так принято!»).

Подготовка:

  • Письма благодарности родителям.
  • Рисунки «Благодарность».
  • Положение о конкурсе.
  • Схема составления генеалогического древа.
Анкета 1. Семейные традиции.
В семье матери. В семье отца. В вашей семье Сколько всего традиций в вашей семье.
Какие поддерживаются сейчас? Какие новые появились?