Руководство пользователя (из опыта использования информационных технологий в учебном процессе)

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Уважаемые коллеги! Прочитав заголовок статьи, вы, наверное, решите, что снова пойдет речь о наших очень образованных учениках и безграмотных в компьютерной сфере (увы!) педагогах…

Сразу хочу опровергнуть этот миф. В преподавательской среде осталось очень мало учителей, не имеющих элементарных компьютерных знаний и еще меньше – нежелающих использовать информационные технологии в учебном процессе. Наоборот! Наше педагогическое сообщество в едином порыве устремилось в “сладостный, поэтический мир” презентаций, сайтов, электронных учебников и прочих продуктов компьютерной индустрии.

Безусловно – это средство повышения эффективности урока. Но! Не панацея. В этом я убедилась на собственном опыте, используя на своих уроках (химии и информатики) электронные учебные пособия и мультимедийные библиотеки. На мой взгляд, это наиболее совершенные на сегодняшний день компьютерные средства обучения, которыми может пользоваться педагог.

Я работаю с электронными учебниками в течение четырех лет. Регулярное их использование убедило меня, что наряду с бросающимися в глаза достоинствами, есть немало скрытых проблем, которые становятся заметны только после длительной работы с электронными пособиями. Конечно, они не умаляют положительных качеств учебников, но, как говорится, “давайте трезво оценим ситуацию”.

Я использовала в своей деятельности более десяти различных электронных учебных пособий и убедилась, что возможность их использования отвечает одному из двух принципов:

  1. электронный учебник предназначен для ученика, как средство самостоятельной подготовки по предмету и не подразумевает присутствие учителя в качестве наставника;
  2. электронный учебник – это мультимедийная энциклопедия, предназначенная для учителя. Она содержит тематическую подборку материалов справочного, информационного или демонстрационного характера.

И те и другие учебники хороши при правильном их использовании, поэтому я предлагаю вам своеобразное руководство по применению электронных пособий в учебном процессе, которое, надеюсь, поможет вам не потеряться в их красочном многообразии.

Если пособие грамотно продуманно, оно действительно помогает освоиться ученику с определенным объемом материала без постоянного присутствия учителя. У него есть ряд неоспоримых достоинств:

  1. полная реализация индивидуального подхода в обучении – ученик один на один с электронным учителем, который его не подгоняет, не сравнивает с другими учениками класса, не выходит из себя при совершенных ошибках, а терпеливо может проговорить раз за разом теоретический материал. И главное – индивидуальный темп работы каждого ученика!
  2. система отслеживания работы каждого ученика в классе и контроль знаний на различных этапах усвоения материала позволяет преподавателю быстро осуществлять диагностику обученности по своему предмету;
  3. и, на мой взгляд, самое важное: учебный материал представлен в такой наглядной, интересной и современной форме, что ни один ученик не сможет удержаться от просмотра, изучения, возможности проверить себя и даже сыграть в компьютерную игру.

Думаю, что после прочтения вышеизложенного некоторые учителя загорятся желанием немедленно приобрести подобное электронное пособие по своему предмету и применить на уроках; другие зададут вопрос: “Если они так хороши, почему их не применяют повсеместно на уроках?..”

Ответ один – у каждой медали две стороны. Светлую сторону вы видели, теперь давайте познакомимся и с темной:

  1. Расхождение в содержании и последовательности изложения учебного материала в электронном учебнике и тем, как его рассказывает учитель. Даже у преподавателей, ведущих один предмет в параллели нет полного единства в видении преподавания предмета. А электронные пособия – “усредненный” вариант, они не учитывает специфику преподавания каждого педагога. Изменить же структуру и содержание материала в электронном пособии достаточно проблематично.
  2. Учебный материал электронного пособия невозможно использовать вне этой программной оболочки. Чтобы было понятнее, объясню на примере: преподаватель увидел в электронном учебнике интересный тест или видеоролик, который захотел использовать на уроке. Взять отдельный “кусочек” материала не получится. Он просто не будет воспроизводиться вне этого электронного учебника. Пособия, как правило, созданы таким образом, что с материалом можно работать только внутри этой программы.
  3. Длительная процедура установки и настройки программы. Подобного рода учебники предполагают схему “один компьютер – один ученик” и нет смысла заниматься с пособием вдвоем. Таким образом, в каждом компьютерном классе должно быть не менее 25 компьютеров. Причем, на каждом компьютере должна быть установлено электронное учебное пособие. Как преподаватель информатики, имеющий за плечами большой опыт работы с программным обеспечением, хочу сказать, что дело это достаточно хлопотное и затратное по времени. На установку каждого электронного пособия на все компьютеры у меня уходит не менее трех – четырех дней. Естественно, что подобной работой приходиться заниматься после окончания всех занятий в компьютерном классе. После установки необходимо изучить, как осуществляется вход в программу, ведется учет пользователей, работает система контроля и прочие процедуры, на что тоже затрачивается достаточно много времени.
  4. И последнее – большое заблуждение думать, что электронные учебники настолько понятны и продуманы, что не требуют присутствия преподавателя. Каждый из них выполняется в определенном алгоритме и никак иначе. Учитель должен знать этот алгоритм досконально, иначе он запутается так же, как и его ученики.

Вот такая “темная сторона”…

Надеюсь, она вас не заставит отвернуться от электронных учебных пособий в сторону стандартных учебников. Согласитесь, что и у последних есть недостатки. Точнее один, самый неприятный – их не хотят читать наши ученики. Какие бы ни были красочные рисунки и простой в изложении текст, чтение обычных учебников остается для наших детей скучной неприятной обязанностью. Вот здесь и выручат электронные учебные пособия.

Итак, на основании вышеизложенного, предлагаю вам ряд рекомендаций по применению в учебном процессе электронных “УЧЕБНИКОВ ДЛЯ УЧЕНИКА”:

  1. сопоставьте содержание учебного материала электронного пособия собственному тематическому планированию. Работа с электронными учебниками будет тем эффективнее, чем больше материала вы можете из него использовать. В обратном случае, они просто не оправдают затраченного на подготовку времени и сил;
  2. внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации программы (это может быть одноименный документ либо стандартный файл Readme.txt); в нем содержится информация по созданию учетных записей учеников, системе отслеживания результатов обучения и контроля и пр.;
  3. полностью пройдите в электронном учебнике обучающий курс для ученика со всеми контрольными работами и тестами, которые планируете использовать в пособии. Это даст вам полную картину работы с учебником и покажет дефекты и ошибки программы (если таковые, к несчастью, есть);
  4. каждый ученик должен находиться один за компьютером и желательно в наушниках, чтобы не мешать соседям. А педагогам, которые не имеют опыта работы с подобными пособиями, но хотят попробовать, очень рекомендую – не работайте с большим количеством учеников, которые будут осваивать учебную электронную программу. Так будет проще и вам, и ребятам, которым все равно понадобятся ваши объяснения.

Напоследок хочу сказать: хорошие электронные учебники оправдывают затраченные усилия на 100%, и если вы поработаете с ними эффективно, вы уже не сможете отказаться от их использования в своей работе.

При выборе электронных учебников, рекомендую обращать внимание не только на название и описание, но и фирму-производителя:

    • 1С: Образование
    • Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ
    • МедиаХауз
    • Кирилл и Мефодий. Уроки

Второй тип электронных пособий это –

“УЧЕБНИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ”

(мультимедийная энциклопедия)

Назначение ее – предоставление демонстрационного, справочного мультимедийного материала учителю для подготовки и проведения уроков. Это четко структурированная, удобная и тематически сгруппированная подборка статей, схем, таблиц, объемной 3D-графики, видеороликов и интересных динамичных мультимедиа-материалов. Кроме того, эти материалы можно использовать отдельно от самого электронного пособия и в этом – их большое преимущество перед учебниками первого типа.

Единственная проблема в работе с отдельными “кусочками” этих энциклопедий состоит в том, что они требуют специальных программ просмотра, которые не устанавливаются по умолчанию на все компьютеры с операционной системой. Это, как правило, программы работы с мультимедиа-материалами, для которых необходима установка на компьютер Macromedia Flash Player.

Так же могут возникнуть проблемы при просмотре видеоматериалов, но это редкость, так как в операционную систему встроена программа просмотра видеофайлов Windows Media. Если все-таки проблемы возникают, необходима установка программ просмотра, таких как Light Alloy или GOM Player.

Работая с мультимедийными библиотеками, я составила для себя ряд правил по их применению, которыми хочу поделиться с вами.

Итак, инструкция по применению:

  1. При выборке материалов из энциклопедии работайте на том компьютере, на котором вы и будете показывать их ученикам. Перенос материалов на другой компьютер грозит тем, что файлы не будут воспроизводиться из-за отсутствия соответствующего программного обеспечения.
  2. Все отобранные материалы соберите в одном месте (в одной папке на компьютере) с максимально быстрым доступом к ней (желательно, на рабочем столе компьютера).
  3. И последнее… не перегружайте урок мультимедиа-материалами. Достаточно одного-двух элементов, которые украсят содержание изучаемого материала (хотя по себе знаю, как сложно отказываться от замечательных демонстраций, которые предлагает мультимедийная библиотека). Все в уроке должно быть, как говорится, “красиво и со вкусом”.

Очень надеюсь, что электронные пособия по типу “Учебник для учителя” заинтересовали вас и рекомендую обратить свое внимание на фирму “Кирилл и Мефодий”, которая выпускает замечательные мультимедийные библиотеки практически по всем общеобразовательным дисциплинам.

И напоследок…

Уважаемые коллеги! Я ни в коей мере не умаляю значение педагога в учебном процессе. Категорически нет!!! Ни одна компьютерная программа не способна заменить живого, многогранного, увлекательного процесса преподавания, который может осуществить только учитель.

Речь идет о том, что в нашем информационном обществе компьютерная грамотность не просто желательна, а обязательна. Средства обучения, созданные с помощью информационных технологий, позволяют проводить уроки на качественно новом уровне, которого требуют реалии нашего времени.

Дерзайте! Пробуйте! Творите!

Только в этом случае вы буде достойны высокого звания

Учитель