Цель урока: развитие навыков счёта и решения задач.
Задачи урока:
- развивать умение сочетать мыслительные и практические пробы при поиске решения задач;
- развивать внимание, логическое мышление, память, умение оперировать математическими понятиями и использовать правила на практике;
- развивать коммуникативные умения (слушать товарища, быть вежливым);
- развивать умения самоорганизовываться (планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль);
- формировать ключевые компетенции (разрешения проблем, коммуникативные, информационные).
Тип урока: закрепление знаний.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
- презентация «Решение задач» (см. Приложение);
- ПК, мультимедиа-проектор;
- карточки с частями задачи: условие, вопрос, решение, ответ;
- памятки для решения задач, «Krab»-тест;
- карточки для арифметического диктанта, цветные ракеты.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 2) Психологический настрой класса на начало урока.
Ученики:
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Учитель: Запишите число. В классе.
- Какое число записали? (Двузначное.)
- Что обозначает каждая цифра в записи числа 10?
- Сколько всего единиц в этом числе?
- Сколько всего десятков в этом числе?
- Запишите ещё два любых двузначных числа и представьте их в виде суммы разрядных слагаемых.
(Дети записывают числа у себя в тетради.)
- Проверьте друг у друга числа (взаимопроверка).
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Что находили при решении примеров? (Сумму.)
- Назовите самую большую сумму.
- Какое это число?
- Сколько всего единиц в этом числе? Сколько всего десятков?
- Назовите предыдущее число, последующее.
III. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня, мы с вами, отправляемся в путешествие. Путешествие будет необычным. Мы отправимся на ракете.
- Вам знакома эта ракета? Как она называется? (Задача.)
- Чтобы ракета взлетела, давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
(Выслушиваются ответы детей, по клику появляются слова: условие, вопрос, решение, ответ.)
IV. Целеполагание.
- Давайте подумаем, какие для себя задачи можно поставить на этот урок? Я и Гномик предлагаем вот такие:
(Ученики выбирают из предложенных вариантов свои задачи на урок, лишние по клику удаляются.)
V. Устный счёт.
Учитель: Перед путешествием нам надо потренироваться. Проверим, кто быстро умеет считать в уме. Сейчас мы будем «зажигать звёзды».
Учитель: Я «зажигаю» звёздочку, вы решаете пример, ответ записываете в тетрадь (по клику появляются в звёздочках примеры).
(Ученики записывают ответы в тетрадь.)
Учитель: Проверим вашу работу.
(Смена слайда «Проверка», по клику высвечиваются ответы примеров
- Если примеры решены верно, поставьте на полях +, а если есть ошибки -.
Учитель: Продолжаем устный счёт. Задача на развитие логического мышления: «Гном Забывалка учился писать цифры заострённой палочкой на песке. Только он успел нарисовать пять цифр (клик – смена слайда 6 цифры 1 2 3 4 5) как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой гном Путанка. Он тоже взял палочку и начертил вот это (клик – на слайде появляется 1 2 3 4 5 = 60).
Вставьте между цифрами плюсы таким образом, чтобы получившийся пример был решён верно. Это могут быть и однозначные и двузначные числа.
(Ученики решают.)
Учитель: Проверим ваше решение. Как расставили плюсы?
(Выслушиваются ответы детей, на слайде по клику высвечивается верное решение 12 + 3 + 45 = 60.)
Учитель: С устным счётом справились, отправляемся в путешествие.
VI. Повторение.
Учитель: Чтобы наше путешествие было успешным, выполним следующее задание.
Учитель: Прочитаем хором вопрос. Прочитайте, что записано в книге и ответьте на вопрос.
(Работа в парах, идёт обсуждение, заслушиваются ответы.)
Учитель: Вспомним, наших помощников, это ... (Слайд 8 «Схемы задач») Прокомментируйте схемы.
(Ученики называют схему и выбранное действие: 1. неизвестное число на ..больше – выбираем знак +; 2. сколько всего – выбираем знак +; 3. неизвестное число на ..меньше – выбираем знак -; 4. на сколько число больше или меньше – выбираем знак -.)
Учитель: В группах составьте задачу на каждую схему. Распределите между собой для озвучивания части задачи
(Дети в группах составляют задачу, распределяют кто называет условие, вопрос, решение, ответ. Заслушиваются 4 выступления, по задаче на каждую схему. На верный ответ остальные – хлопают.)
- Как называются такие задачи? (Простые.)
Учитель: Гномики предлагают нам отдохнуть. Отдохнём?
VII. Физкультминутка.
Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки, приступили мы к зарядке.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, а потом наоборот.
(Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз, приседать не торопись.
(Приседания.)
И в последний раз присели, а теперь за парты сели.
(Дети садятся за парты.)
VIII. Работа по теме урока.
Учитель: Схемы вспомнили, а теперь будем работать в группах. Капитаны должны следить за тем, чтобы все ребята справлялись с работой, и по необходимости им помогать. Будьте вежливыми. Обсуждать нужно спокойно, разговаривать в пол голоса.
Для успешной работы нам нужно вспомнить алгоритм работы над задачей. У вас есть памятки. Прочитаем по порядку (дети читают по одному пункту).
(На слайде эти пункты для учителей.)
- Прочитаем задание (дети читают хором).
- Что можете сказать? (Это не задача.)
- Придумайте вопрос к этому условию.
- С чего начинаем решать задачу?
- Какие схемы будут работать на данную задачу?
- Сколько схем? (Две.)
- Как называются такие задачи? (Составные.)
- Что известно в задаче? Что требуется найти?
- Прочитайте вопрос (ответ детей).
- Решите эту задачу. Решение запишите разными способами. Какие вы знаете способы? (По действиям и выражением.)
(Ученики решают задачу в группах.)
- Проверим, как вы решили задачу, доказывайте выбор действия.
(Заслушиваются выступления.)
(Слайд 12 появляется решение и ответ. Запускается «Ракета»)
Учитель: Следующее задание будет потрудней.
(Слайд 13 «Гномик с яблоками»)
- Как вы думаете, какое задание предлагает вам Гномик? (Составить задачу.)
- Верно. А что значит составить задачу? А что значит решить задачу?
(Выслушиваются ответы.)
Учитель: Приступаем к работе.
(Ученики в группах обсуждают, решают задачу разными способами.)
- Проверьте своё решение. Самопроверка.
(Слайд 14 решение задачи - выбор действия. Запускается «Ракета»)
IX. Физкультминутка для глаз.
(Слайд 15)
X. Продолжение работы по теме урока.
Учитель: Начертите два отрезка: первый отрезок длиной 10 см, второй – 6 см. Узнайте, на сколько сантиметров второй отрезок короче первого? Какая схема будет работать?
(Ответы детей.)
Учитель: Обсудите в группах, как будете решать и выполните решение.
(Ученики выполняют задание.)
Учитель: Проверим.
(Заслушиваются выступления.)
Учитель: Докажите выбор действия, какое правило применили к этой задаче? А как узнать, на сколько первый отрезок длиннее второго?
(Выслушиваются ответы детей. Хором проговорить правило. Запускается «Ракета».)
XI. Проверка знаний.
I группа садятся за ПК и выполняют проверку в виде «Krab»-теста.
II группа работает с учителем.
(Слайд 17 «Ракеты» с ответами)
(Учитель читает простую задачу, дети в карточках обводят правильное действие и пишут ответ. Сразу выполняется проверка по каждой задаче, запускаются ракеты).
Карточка-тест |
||
1. а) 5 + 3 = б) 5 – 3 = |
2. а) 16 – 6 = б) 16 + 6 = |
3. а) 14 + 8 = б) 14 – 8 = |
4. а) 10 – 6 = б) 10 + 6 = |
5. а) 18 – 7 = б) 18 + 7 = |
6. а) 12 – 7 + 2 = б) 12 + 7 – 2 = |
- На ёлке было 5 красных шаров, а синих на 3 больше. Сколько синих шаров было на ёлке? (8)
- Дети сделали 16 фонариков и 6 хлопушек, На сколько больше дети сделали фонариков, чем хлопушек? (10)
- У Коли было 14 кроликов: 8 чёрных, остальные белые. Сколько белых кроликов у Коли? (6)
- Света решила 10 примеров, а Нина на 6 примеров меньше. Сколько примеров решила Нина? (4)
- У пристани стояло 18 больших лодок и 7 маленьких, Сколько всего лодок стояло у пристани? (25)
- В вазе лежало 12 яблок. Съели 7 яблок. Потом положили ещё 2 яблока. Сколько яблок стало в вазе? (7)
Учитель: Оцените себя, у кого все ракеты взлетели, поставьте на полях +, у кого не взлетели -.
XII. Итог урока.
Учитель: Подходит к концу наше путешествие. Давайте вспомним вместе с Гномиком, какие задачи для себя мы ставили на этот урок?
(Слайд 18)
- Какие задачи выполнили? Над чем ещё нужно поработать?
(Выслушиваются ответы детей.)
XIII. Рефлексия.
- Я хочу узнать, как вы себя чувствуете после нашего путешествия?
- Улыбнитесь мне, если вам понравилось работать на уроке.
- Какие задания вам особенно понравилось выполнять, почему?
- А в каком задании было сложно?
- А теперь оцените вашу работу на уроке. Покажите свои ракеты.
(Слайд 19)
- Надеюсь, в следующий раз у вас всё получится. Дома вы поработаете над тем, что не получалось на уроке.
XIV. Домашнее задание.
(Слайд 20)
Учитель: Сейчас каждый из вас получит «Ракету» с домашним заданием.
- Составить и решить задачу (по выбору)
- Составить задачу с краткой записью.
- Решить задачу двумя способами.
Учитель: Спасибо за урок!
(Слайд 21)
Использованная литература.
- Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. Издательство «Педагогика», Москва 1985.
- Моро М. И., Бантова М. А. и другие. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. «Просвещение», Москва 2007.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. Издательство «Экзамен», Москва 2007.
- http://www.lenagold.ru – гномы.