Урок по теме "Поиск информации в Интернете"

Разделы: Информатика


Цели урока:

1. Образовательная:

  • ввести понятия: поисковый сервер, поисковый каталог, поисковый указатель, метапоисковые системы, файловые архивы;
  • сформировать навыки поиска информации с помощью поисковых серверов.

2. Развивающая:

  • способствовать развитию кругозора учащихся и логического мышления;
  • формирование навыков сотрудничества.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры, чувства гордости за достижения человечества.

Тип урока: урок новых знаний, умений и навыков.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Оснащение урока:

  1. ПК-13, мультимедийный проектор, экран.
  2. Файлы папки «Задания для открытого урока» (опубликованные в сети Интернет):

Ход урока

1. Организационная часть.

  1. Проверка выполнения единых педагогиеских требований.
  2. Проверка списочного состава класса.
  3. Настрой учащихся на работу.
  4. Объявление темы и цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

Метод проведения: фронтально устно.

  1. Перечислите службы Internet и их назначение.
  2. Выделите преимущества электронной почты и ее недостатки.
  3. Имеется ли возможность отправить письмо сразу нескольким адресатам?
  4. Имеется ли возможность узнать, открыто ли письмо адресатом или нет?
  5. Если разделить услуги Интернет на 2 группы: коммуникационные и информационные, - то к какой группе вы отнесете электронную почту?
  6. Обязательно ли указывать тему письма?
  7. Файл какого типа можно присоединить к письму?
  8. Сколько файлов допускается присоединить к письму (mail.ru)?
  9. При ответе на полученное письмо: а) можно не писать свой адрес; б) адрес писать всегда обязательно в графе От кого; в) адрес писать обязательно в конце письма; тему писать необязательно.
  10. Каким образом формируется имя почтового ящика?

3. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Метод проведения: лекция по плану.

Используется презентация «Поиск информации в Интернет» (Приложение 15).

  1. Поисковые сервера (Слайд 2).
  2. Поисковые каталоги: особенности, достоинства и недостатки, примеры (Слайды 3-9).
  3. Поисковые указатели: особенности, достоинства и недостатки, примеры (Слайды 10-19).
  4. Операторы расширенного поиска, пример (раздаточный материал).

4. Практическая работа на ПК.

Прежде всего, необходимо приложения 1-12 опубликовать в Интернет. Для этого необходимо создать свой аккаунд в Google – Приложение 16. Основные приемы создания и опубликования документа рассмотрены в Приложении 17 (обратите внимание на раздел Примечание). Также необходимо предоставить доступ к файлам с заданиями всем ученикам по их электронному адресу (вкладка Совместный доступ – команда Предоставление доступа другим пользователям – указать электронные адреса всех учеников).

Учащиеся выполняют практическую работу «Работа с поисковыми системами» – Приложение 13, используя раздаточный материал «Операторы расширенного поиска» – Приложение 14.

Для учащихся предложены 8 заданий. В каждом задании учащийся выполняет только какую-то часть (это регламентировано в Приложении 13). Очень показательно задание № 2 «Перекресток». Учащимся необходимо общими усилиями ответить на предложенный вопрос. Им предложена таблица. Суть работы заключается в том, чтобы сопоставить слова первого столбца со словами первой строки. Найдя соответствие, ученик выделяет букву, находящуюся на пересечении нужных строки и столбца. Два-три ученика работают над одной таблицей, ищут свои 2-4 соответствия из 10-12 предложенных. Если соответствия найдены верно, то можно прочесть слово, которое является ответом на поставленный ранее вопрос. Таким образом, в выполнение задания вложены усилия всех участвующих.

После выполнения заданий делается обзор выполненной работы.

5. Итог урока.

  1. Обобщение изученного материала.
  2. Домашнее задание: § 5.5 и § 5.6 (для самостоятельного изучения).

Литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 320 с.: ил.
  2. Деркач О.Б., Быков В.В. 1000 заданий для зарядки мозгов. – М: АСТ-ПРЕСС СКД. – 2005. - 304 с. – (1000 советов от газеты Комсомольская правда).
  3. Леонтьев В.П. Интернет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2006. – 768 с.: илл. – (Энциклопедические справочники).