Цели урока:
1. Образовательная:
- ввести понятия: поисковый сервер, поисковый каталог, поисковый указатель, метапоисковые системы, файловые архивы;
- сформировать навыки поиска информации с помощью поисковых серверов.
2. Развивающая:
- способствовать развитию кругозора учащихся и логического мышления;
- формирование навыков сотрудничества.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры, чувства гордости за достижения человечества.
Тип урока: урок новых знаний, умений и навыков.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Оснащение урока:
- ПК-13, мультимедийный проектор, экран.
- Файлы папки «Задания для открытого урока» (опубликованные в сети
Интернет):
- Поэтическая раскраска – Приложение 1;
- Перекресток 2.1 – Приложение 2;
- Перекресток 2.2 – Приложение 3;
- Перекресток 2.3 – Приложение 4;
- Перекресток 2.4 – Приложение 5;
- Перекресток 2.5 – Приложение 6;
- Who есть кто – Приложение 7;
- Хроноскоп – Приложение 8;
- Что было раньше – Приложение 9;
- Поиграем в классики – Приложение 10;
- Лингвистическая география – Приложение 11;
- Угадай сколько – Приложение 12;
- Практическая работа «Работа с поисковыми системами» – Приложение 13;
- Раздаточный материал «Операторы расширенного поиска» – Приложение 14;
- Презентация «Поиск информации в Интернет» – Приложение 15.
Ход урока
1. Организационная часть.
- Проверка выполнения единых педагогиеских требований.
- Проверка списочного состава класса.
- Настрой учащихся на работу.
- Объявление темы и цели урока.
2. Повторение ранее изученного материала.
Метод проведения: фронтально устно.
- Перечислите службы Internet и их назначение.
- Выделите преимущества электронной почты и ее недостатки.
- Имеется ли возможность отправить письмо сразу нескольким адресатам?
- Имеется ли возможность узнать, открыто ли письмо адресатом или нет?
- Если разделить услуги Интернет на 2 группы: коммуникационные и информационные, - то к какой группе вы отнесете электронную почту?
- Обязательно ли указывать тему письма?
- Файл какого типа можно присоединить к письму?
- Сколько файлов допускается присоединить к письму (mail.ru)?
- При ответе на полученное письмо: а) можно не писать свой адрес; б) адрес писать всегда обязательно в графе От кого; в) адрес писать обязательно в конце письма; тему писать необязательно.
- Каким образом формируется имя почтового ящика?
3. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Метод проведения: лекция по плану.
Используется презентация «Поиск информации в Интернет» (Приложение 15).
- Поисковые сервера (Слайд 2).
- Поисковые каталоги: особенности, достоинства и недостатки, примеры (Слайды 3-9).
- Поисковые указатели: особенности, достоинства и недостатки, примеры (Слайды 10-19).
- Операторы расширенного поиска, пример (раздаточный материал).
4. Практическая работа на ПК.
Прежде всего, необходимо приложения 1-12 опубликовать в Интернет. Для этого необходимо создать свой аккаунд в Google – Приложение 16. Основные приемы создания и опубликования документа рассмотрены в Приложении 17 (обратите внимание на раздел Примечание). Также необходимо предоставить доступ к файлам с заданиями всем ученикам по их электронному адресу (вкладка Совместный доступ – команда Предоставление доступа другим пользователям – указать электронные адреса всех учеников).
Учащиеся выполняют практическую работу «Работа с поисковыми системами» – Приложение 13, используя раздаточный материал «Операторы расширенного поиска» – Приложение 14.
Для учащихся предложены 8 заданий. В каждом задании учащийся выполняет только какую-то часть (это регламентировано в Приложении 13). Очень показательно задание № 2 «Перекресток». Учащимся необходимо общими усилиями ответить на предложенный вопрос. Им предложена таблица. Суть работы заключается в том, чтобы сопоставить слова первого столбца со словами первой строки. Найдя соответствие, ученик выделяет букву, находящуюся на пересечении нужных строки и столбца. Два-три ученика работают над одной таблицей, ищут свои 2-4 соответствия из 10-12 предложенных. Если соответствия найдены верно, то можно прочесть слово, которое является ответом на поставленный ранее вопрос. Таким образом, в выполнение задания вложены усилия всех участвующих.
После выполнения заданий делается обзор выполненной работы.
5. Итог урока.
- Обобщение изученного материала.
- Домашнее задание: § 5.5 и § 5.6 (для самостоятельного изучения).
Литература:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 320 с.: ил.
- Деркач О.Б., Быков В.В. 1000 заданий для зарядки мозгов. – М: АСТ-ПРЕСС СКД. – 2005. - 304 с. – (1000 советов от газеты Комсомольская правда).
- Леонтьев В.П. Интернет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2006. – 768 с.: илл. – (Энциклопедические справочники).