Изменене уклада инновационной начальной школы

Разделы: Начальная школа


1. Что такое “начальная школа завтрашнего дня”?

Приведем высказывание учителей – участников Интернет-форума “Московская школа XXI века”:

  • “Начальная школа будущего – это, прежде всего, школа эстетического, духовного и физического развития ребенка. Творчеством и духовностью проникнута вся атмосфера начальной жизни – самостоятельность в выбор вида деятельности, в выборе предметов их изучения. Учитель не должен “добывать” учебно-методические и наглядные пособия. В школе будущего должны быть идеально оборудованные классы, чтобы ребенок захотел в школу, благоговея, как в храм божий...”
  • “Зимний сад, бассейн, обучение верховой езде, компьютерные классы, в которые легко попасть в любую минуту по мере необходимости. Атмосфера сотрудничества, взаимопонимания с коллегами”.
  • “Ребенок имеет право пойти учиться не только в школу, какую выбрал, но и к тому учителю, который ему понравился. Каждый дошкольник знает, что он поступает в школу, чтобы научиться читать, писать, считать. Каждая современная начальная школа требует от будущего ее ученика, чтобы он умел читать, писать, считать... В школе будущего экзамены при поступлении в школу должны будут сдавать не будущие ученики (как сейчас), а, наоборот, учителя”.

Так думают учителя. А что думают о школе XXI века и об учителях наши ученики? Приведем типичные высказывания:

  • “Если бы я был волшебником, я бы построил новую школу, в которой все дружат, не дразнятся, не сочиняют на уроках риторики дразнилки. В школе, которую я бы построил, зимой тепло, много цветов, доска волшебная: что подумает учитель, то она сама и напишет...”.
  • “Если бы я была учительницей, я бы детей очень любила. Я бы делала уроки короткими и интересными. Если бы дети кричали, я бы их все равно не ругала, а после уроков мы ходили бы в парк. Я бы им помогала в учебе. Все объясняла. Я бы не кричала на них и не обзывала. Нам было бы вместе весело”.

Как видим, и ученики, и учителя пытаются решать вопросы:

  • организационной стороны обучения;
  • а также (что немаловажно!) вопросы общения;
  • возможность проявить творчество и индивидуальность

2. МОУ-НОШ №1 как хорошая школа

В рамках реализации инновационной образовательной программы МОУ-НОШ №1 мы стремимся к тому, чтобы были реализованы следующие признаки хорошей школы:

В хорошей школе чисто, тепло, уютно, психологически комфортно, физически безопасно.

В хорошей школе все заботятся о здоровье друг друга.

В хорошей школе ученики обучены и воспитаны, а учителя профессионально пригодны и добросовестны.

В хорошей школе есть согласие по поводу общих целей между всеми ее обитателями – учениками, учителями, родителями и администрацией.

В хорошей школе педагогический коллектив, каждый педагог в отдельности, администрация и каждый администратор точно и однозначно осознают стоящие сегодня перед школой, ее подразделениями задачи.

В хорошей школе каждый ученик “знает свой маневр”: свои ближайшие, ближние, среднесрочные и перспективные цели и задачи, а каждый родитель ему в этом деле сочувствует, как минимум, и, как максимум, помогает.

В хорошей школе существует гармония “я” и “мы”:

  • эмпатия (сочувствие, предчувствие), чуткость, такт, практическая сметка, “самостоянье человека” не появятся без постоянного упражнения в солидарной деятельности;
  • солидарность, общественность, сотрудничество невозможны без элементарной наученности действиям и коммуникации, без трудолюбия, ответственности, чувства долга;
  • солидарность, следовательно, есть некое равновесное, искусственно гармоничное, в “сырой” природе человеческих взаимоотношений не встречающееся состояние между коллективизмом, где преобладает, господствует, диктует свою волю “мы”, и индивидуализмом, где каждое “я” единственная ценность, готовое ограничивать себя только юридически или религиозно.

В хорошей школе культивируется высочайшее уважение всех ко всем, что выражается в общей радости за успех каждого, в упорной работе по созданию и поддержке школьных традиций.

В хорошей школе обязательно есть всеобщая увлекательная идея, постоянная готовность педагогов (а значит, и учеников, и администрации, и родителей) к восприятию нового, полезного, значимого.

В хорошей школе терпеливо и постоянно создаются условия для разнообразного творчества, игры, соревновательности всех ее жителей, здесь все время ищут способы вытянуть сокровенные, таинственные достоинства каждого и развить их.

В хорошей школе – доброе, сострадательное, уважительное отношение к природе, к своей малой родине, к своему дому, к родителям, к педагогам, к детям.

В хорошей школе развиваются практицизм, устойчивость в жизни, знание себя, самопроектирование, самостоянье.

Хорошая школа – это школа авторитета. Не авторитаризма и слепой веры, а авторитета и доверия:

  • педагогов – учеников, родителей и администрации;
  • администрации – педагогов, учеников и родителей;
  • родителей – детей, педагогов и администрации;
  • учеников – родителей, педагогов и администрации.

Лишь при этих условиях школу любят.

Хорошая школа – это любимая школа.

В хорошей школе квалифицированная, организованная и неамбициозная администрация:

  • она умеет планировать результаты и достигать их;
  • ее внимание сосредоточено на самообразовании и саморазвитии педагогов;
  • она опирается на детально разработанную систему организации и стимулирования деятельности педагогов и учащихся;
  • она принципиально не пользуется методами давления, мало того, в школе разработана система защиты любого проявления таланта педагогов и учащихся от административного давления.

В хорошей школе господствуют культ интеллекта и интеллигентности, дух просвещения, исследования, устойчивая система лично определенных и общественно значимых ценностей.

Наконец, хорошая школа – это рефлексия и самоопределение как “здесь и теперь”, так и перед лицом космоса и вечности.

Лицо нашего педагогического коллектива определяют следующие заповеди:

  • школа – твой родной дом; дорожи крышей дома своего, даже если она протекает;
  • пусть в нашем доме кричат только от радости, а морщины будут следами улыбок:
    • да здравствует солнце!;
    • да скроется тьма!;
  • не красна изба углами, а красна пирогами; но во всяком пироге главное – начинка; пирожки с дурной начинкой или пирожки ни с чем — это обман и халтура;
  • говори что знаешь, делай что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше — никому не вредно;
  • образование детей – это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность; сегодня даже в самодеятельности превыше всего ценится профессионализм;
  • не чувствуешь любви к детям — сиди смирно; право голоса у нас имеет только настоящий друг детей;
  • помни, что администрация — друг человека; копая, она ищет свежий живительный источник;
  • не плюй в колодец — пригодится...

Этим семи заповедям, разработанным коллективом школы №825 г. Москвы (директор школы В.А. Караковский) соответствуют семь добродетелей, которые мы в себе воспитываем:

  • верность коллективу;
  • добронравие;
  • честное отношение к делу;
  • высокий профессионализм;
  • стремление к совершенству;
  • любовь к детям;
  • уважение к администрации.

3. Изменение уклада МОУ-НОШ №1

Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

В ходе реализации инновационной образовательной программы мы:

  • используем только те образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей;
  • создаем учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания; обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальное формами работы;
  • оказываем педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка;
  • создаем предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.
  • обеспечиваем полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в образовательном процессе, включать учебно-познавательную деятельность в ансамбль внеучебных (художественной, трудовой, спортивной, игровой), строя их с опорой на достижения и опыт детей в различных дошкольных видах деятельности;
  • сохраняем у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей – взрослых и сверстников).

Для реализации инновационной образовательной программы МОУ-НОШ №1 мы создали следующие принципиальные условия:

  • разгрузка учебного материала;
  • вариативность и личностная направленность образовательного процесса;
  • развивающая направленность и возрастная адекватность образования.

Ключевые направления:

  • обеспечение возможности свободного выбора детьми отдельных заданий, форм и способов работы
  • обеспечение соответствия уровня изучения предметов индивидуальным возможностям и интересам детей и состоянию их здоровья
  • учет эмоционально-личностных особенностей детей

Направления развития, которые, по нашему убеждению, обеспечивают ядро учебной самостоятельности в начальной школе:

  • изменение системы оценивания учебных достижений детей;
  • организация разных форм детской и детско-взрослой совместности;
  • изменение позиции учителя;
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • модернизация предметно-пространственной среды.

3.1. Изменение системы оценивания

Центром развития учебной самостоятельности ребенка в МОУ-НОШ №1, ее ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность.

Для ее выращивания совершенно необходим радикальный пересмотр системы оценивания, Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у ребенка способности к оценке границ своих знаний и умений. Эта способность является условием самостоятельной постановки учеником задачи следующего шага обучения.

В рамках реализации инновационной образовательной программы МОУ-НОШ №1 нами:

  • разработаны разные способы построения безотметочной системы обучения;
  • описана общая идеология и образовательные технологии педагогической оценки учебных достижений ребенка;
  • апробированы условия развития оценочной самостоятельности детей.

3.2. Организация разных форм совместности

Учебное сообщество – группа детей, способных и склонных объединяться для совместного достижения учебных целей, непосильных каждому отдельному участнику совместного действия – является основным ресурсом учебной самостоятельности младшего школьника.

Даже к концу начальной школы нельзя ожидать, что ребенок овладеет умением учиться во всей полноте. Умение инициировать учебное сотрудничество и строить коммуникацию для выполнения учебного задания является основным показателем того, что младший школьник учится учиться.

Основания для объединения детей в учебные сообщества, цели и формы их работы могут быть весьма разнообразными: от общеклассной дискуссии до игровых проектов.

Именно разнообразие форм совместности в учебном процессе способствует развитию учебного сообщества, внутри которого происходит становление учебной самостоятельности каждого ребенка.

Поэтому в рамках развития начальной школы должна войти разработка и апробация разных форм совместности в обучении, в частности, групповой работы, являющейся своеобразным инкубатором учебного сообщества.

Фокусируясь на развитии учебного сообщества, педагог должен учитывать тот факт, что полноценно это можно сделать, лишь окружив учебную общность разнообразными неучебными формами детской и детско-взрослой совместности.

3.3. Изменение позиции учителя

Необходимым условием построения образовательного процесса в МОУ-НОШ №1, нацеленного на развитие учебной самостоятельности детей и на становление учебного сообщества, является изменение позиции учителя.

Меняются акценты работы учителя: он не столько дает в готовом виде правила и образцы, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективные решения. Он не только следит за правильностью исполнительской деятельности детей, но и поддерживает и оберегает инициативу каждого ребенка, помогая ему самостоятельно продвигаться в предмете (в том числе, самому обнаруживать собственные ошибки).

Смена личной (и, кроме того, – традиционно принятой) позиции – процесс весьма длительный и зачастую болезненный. Факт изменения позиции учителя (если он отмечен самим учителем или его коллегами) может служить одним из критериев успешности реализации инновационной образовательной программы начальной школы, эффективности предлагаемой педагогом технологии оценивания или организации совместной работы детей.

Однако, обеспечивая режим трансляции разработанных технологий, совершенно необходимо учитывать (в том числе, и при чтении предложенных текстов) существенный характер следующего условия: готовность к отказу от традиционной учительской позиции, убежденность в необходимости ее изменения обязательна для всякого, кто хочет присоединиться к процессам модернизации в начальной школе.

Для изменения позиции учителя мы стремимся:

  • обеспечить формирование нового взгляда учителя на свое место и роль в образовательном процессе, нового отношения к ученику;
  • обеспечить эмоциональный комфорт, ориентацию на индивидуальность, обретение личного опыта человечных отношений, основанных на само– и взаимоприятии и поддержке, ценность развития и саморазвития – все эти задачи образования относятся не только к ученикам, но ко всем участникам учебного процесса;
  • обеспечить новое отношение учителя начальной школы к себе самому, самосовершенствованию, отказу от авторитарного стиля общения с детьми;
  • обеспечить реализацию различных организационных форм педагогических сообществ, которые являются средством решения задачи профессионального и личностного роста учителя; однако важны не сами по себе формы, а тот смысл и то содержание деятельности, которые этими формами удерживаются; это особенно существенно.

4. Модернизация предметно-пространственной среды

Гуманизацию начальной школы можно реализовать только через изменение школы на основе перехода от знаниевой к личностно-ориентированной парадигме.

Ведущими ценностями при этом должны стать ценности здоровья, развития, самоценность детства, как важного периода в жизни человека и др.

В начальной школе мы предусматриваем пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально:

  • предназначенные для общения и для уединения;
  • предназначенные для подвижных занятий и для спокойной работы и общения;
  • предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений.

Мы также предусматриваем предоставление возможности детям с самого начала своей школьной жизни участвовать в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-пространственной среды. Это даст ребенку ценный опыт творческого преобразования действительности.

Мы предусматриваем выстраивание предметно-развивающей среды в начальной школе в соответствии с определенными требованиями:

  • развивающий характер (учет индивидуальных особенностей детей);
  • необходимый уровень информативности среды (стабильность и динамичность);
  • вариативность;
  • функциональный комфорт.

Литература:

  1. Проект “Современная модель образования ориентированная на решение задач инновационного развития экономики”. А.Е. Волков, И.М. Реморенко, Я.И. Кузьминов, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон.
  2. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 года
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет (Вариант №2)
  4. Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. Учебное пособие. –М.:РАГС, 2005
  5. Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. / Гордон Драйден, Джаннетт Вос. – М.: ООО “ПАРВИНЭ”, 2003. – 672 с.
  6. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие. – СПб.: Издательство Питер, 2004. – 192 с.
  7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
  8. Калина И.И. Новые образовательные стратегии//Вопросы образования, 2004г.№2
  9. О.Е. Лебедев, Образование как право и обязанность//Вопросы образования, 2005г. №4.
  10. Шахид Юсуф, От креативности к инновации//Вопросы образования, 2007г. №4.
  11. А.Н. Тубельский, Уклад школьной жизни – скрытое содержание образования//Вопросы образования, 2007г. №4.
  12. Л.Л. Любимов, Смыслы и составляющие школьного гуманитарного образования//Вопросы образования, 2007г. №1.
  13. Комментарии к докладу А.Е. Волкова, И.М. Реморенко, Я.И. Кузьминова, Б.Л. Рудника, И.Д. Фрумина, Л.И. Якобсона “Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики” //Вопросы образования, 2008г. №3.