Цели:
сопоставить прилагательное с существительным, выявить сходства и различия данных частей речи;
развивать умение точно и правильно использовать в речи имена прилагательные и существительные; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы, творческую мыслительную деятельность; воспитание интереса к русскому языку.
Учебник. Русский язык. 4 класс. Т.Г. Рамзаева – Москва “ Дрофа”,2007г.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята! Поднимите на меня свои глазки.
Я посмотрю, все ли у вас в порядке.
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?
II. Минутка чистописания.
На доске: Вместе – служба, вместе – дружба.
– О каких частях речи это высказывание? Почему?
Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:
Существительное с прилагательным
Живёт на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
III. Тема урока.
- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучение разделов об имени существительном и имени прилагательном. Сейчас вам предстоит обобщить полученные знания.
- Но прежде я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр. Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина “Недоросль”.
Театрализованный фрагмент.
Правдин. Грамматика, что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.
Правдин. Да, в грамматике он силён.
- Кто согласен с этим объяснением?
- Кто не согласен? Почему?
- Итак, давайте сформулируем тему урока. ( Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном)
- Прочитайте в учебнике вопрос Почемучки. Это и будет цель нашего урока. Как вы её поняли? ( Сравнить существительные и прилагательные, выявить сходства и различия между ними).
- Работать мы будем по плану, который дан в упражнении 358.
IV. Работа по теме.
1.Ответы на 1– 3 вопросы упражнения. ( вначале учащиеся дают определение имени существительному, затем – прилагательному).
Учащиеся отвечают на вопрос, по мере их ответа учитель прикрепляет на магнитную доску ответы на полосках бумаги.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
1) Часть речи | 1) Часть речи |
2) Предмет | 2) Признак предмета |
3) Кто? Что? | 3) Какой? Какая? Какое? Какие? |
2. На доске: Чудная, солнце, картина, берёзка,
снежная, белоствольная, яркое, синее, капель,
небо, звонкая, поляна.
(На существительные и прилагательные)
- Назовите словарные слова, четко проговаривая. ( картина, берёзка)
- Какие ещё орфограммы вы заметили в этих словах?
- Составьте словосочетания из данных слов?
Проверка (Записано на обратной стороне доски)
чудная картина
снежная поляна
синее небо
звонкая капель
белоствольная берёзка
яркое солнце
3. Чтение 4 пункта плана упр.358. (Как изменяются?)
- Существительные и прилагательные изменяются по числам.
- Существительные и прилагательные изменяются по падежам.
- Существительные имеют постоянный род, а прилагательные изменяются по родам. (От чего зависит род прилагательного? Когда прилагательное изменяется по родам?)
- Только существительные имеют 3 типа склонения.
- Связаны ли между собой эти части речи в словосочетании или предложении? Каким образом?
На доске дополняется запись
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
1) Часть речи | 1) Часть речи |
2) Предмет | 2) Признак предмета |
3) Кто? Что? | 3) Какой? Какая? Какое? Какие? |
4)Изменяется по числам и падежам | 4) Изменяется по родам, числам, падежам |
Работа по группам.
1) 2 ученика работают по перфокартам (индивидуальная работа). Вставляют пропущенные окончания прилагательного и существительного, указывают род и падеж. Их работу проверяют консультанты (ученики, назначенные учителем). (Приложение 1, Приложение 2)
2) 2 ученика записывают словосочетания во множественном числе ( словосочетания на доске из предыдущего задания).
3) Дети работают в паре.
2 ученика из предыдущего задания выбирают любое понравившееся словосочетание и записывают его, изменяя по падежам.
4) Запись под диктовку словосочетаний (все остальные ученики). Один ученик работает у доски.
- Определить род, число, падеж прилагательного.
- Как правильно написать окончание прилагательного?
Лесных шорохов, из соседнего села, над широкой Волгой, в большом доме, блестящим льдом, синяя полоска, в длинную сосульку, яркому свету.
- Какое словосочетание “ лишнее”? ( лесных шорохов – мн.ч.)
- Какое словосочетание “ лишнее” из оставшихся? ( в большом доме – ударное окончание у прилагательного)
- К какому склонению относятся записанные существительные? (1скл., 2скл). Назовите существительные.
Проверка заданий в группах.
5) Устная работа.
На доске прикреплены 4 прямоугольника ( зелёный, желтый, синий, красный)
Ученик подходит к доске и снимает с доски прямоугольник любого цвета. На обратной стороне записаны словосочетания.
- Составьте предложения с данными словосочетаниями, поставив их в указанном падеже:
Раннее утро – в творительном падеже;
Зимний лес – в предложном падеже;
Тонкие ветви – в дательном падеже;
Лесная тишина – в винительном падеже.
Предложение составляет ученик, вызванный к доске. Учащиеся проверяют его работу (сигнальные карточки), предлагают свои варианты предложений.
V. Физкультминутка.
Морское дно, весёлый праздник, старый дом, зимнее утро, весёлая песня, чистый воздух, далёкое утро, трескучие морозы, большой город.
VI. Работа по теме.
6) Ответ на 5 пункт плана.
– Каким членом предложения чаще всего бывают?
На доске дополняется запись
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
1) Часть речи | 1) Часть речи |
2) Предмет | 2) Признак предмета |
3) Кто? Что? | 3) Какой? Какая? Какое? Какие? |
4)Изменяется по числам и падежам | 4) Изменяется по родам, числам, падежам |
7) Работа по группам.
1. 1 ученик работает у доски. На доске записано предложение. Вставить пропущенные буквы. Разобрать по членам предложения. Указать части речи.
В зимн..м убор.. дер..во красиво выделялось на светл..м фоне зари.
2. Индивидуальная работа по карточкам. Задание такое же. ( 2 ученика)
Вставь пропущенные буквы. Разбери по членам предложения. Укажи части речи. |
Тонк.. ств..лы м..л..дых б..рёз пр..гнулись под тяжестью снега. |
Вставь пропущенные буквы. Разбери по членам предложения. Укажи части речи.
З..л..той луч со..нца заиграл на в..ршин.. могуч… дуба.
3. Остальные ученики.
Из данных слов составьте предложение.
Д..рожк.., по, вышли, узк.., р..бята, к, д..ревн.., ближн.. .
Запишите это предложение. Разберите его по членам предложения и частям речи. ( Коллективная работа с места)
4. Проверка выполнения работы ученика у доски.
Проверка выполнения задания на карточках консультантами.
VII. Обобщение.
- Итак, ребята, в чем же сходство, а в чем различие имени существительного и имени прилагательного?
VIII. Творческая работа.
- Какую роль играют имена прилагательные в речи? ( Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения)
- Перед вами текст с пропущенными прилагательными. Прочитаем его. Дополните текст недостающими словами. Сравнить тексты.
- Какой текст получился? (описание)
- Как вы его озаглавите? ( Зимний денёк. )
IX. Итог. Рефлексия.
Я работал с ……. настроением.
Я …………. доволен собой.
X. Домашнее задание.
Из текста в учебнике по чтению выписать 10 словосочетаний – прилагательное + существительное. Определить число, род, падеж.
Литература:
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
- Я.Ш. Гараева. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. – Москва “ ВАКО”, 2007.
- Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.