Тема урока: Красная книга Красноярского края. (Слайд №1)
Продолжительность урока: 35 минут.
Место проведения: ЗАТО п. Солнечный МОУ-НОШ №1, 2-й класс “Б”.
Количество учащихся в классе: 27 человек.
Предмет: природа и экология Красноярского края.
Учитель: Агабалиева Людмила Юрьевна, 12 разряд, II квалификационная категория.
Цель урока: познакомить учащихся с существованием Красной книги.
Задачи урока:
- Рассказать о существовании Красной книги Красноярского края, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях нашей местности.
- Уметь применять ранее полученные знания о взаимосвязях в природе в рассуждениях и умозаключениях.
- Прививать любовь и бережное отношение к природе, желание заботиться об окружающем мире.
Методические приёмы: рассказ, беседа, самостоятельная работа, работа по учебнику.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы на уроке: фронтальная.
Оформление урока: Красная книга Красноярского края, картины природы, книги для выставки, знаки “Правила поведения в природе”, плакат “Будь природе другом”, раздаточный материал.
Оборудование урока:
1.Техническое обеспечение: демонстрационный экран, мультимедийный проектор, персональный компьютер (ПК)-1.
2.Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word, CD “Природа.
Человек. Общество”, программы сканирования и обработки изображений.
Литература:
- Г.А. Булатникова “Общение с природой как средство экологического образования младших школьников”. Журнал Начальная школа №12-1999г., с.61-65.
- Г.В.Раицкая, С.А.Шахматова, С.Г. Ананьева “Природа и экология Красноярского края”, учебное пособие для учащихся 2 класса, г.Красноярск, 2006г.
- В.Н.Иванкова “1000 загадок, поговорок, скорговорок”, – М.ООО-“Аквариум-Принт”, 2006.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Учитель:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Показ слайда №2.
– О какой планете здесь говорится?
(О планете Земля)
– Почему говорится, что она одна?
(Только на Земле есть жизнь)
– Рассмотрите эту зелёную красоту. Какие чувства у вас возникают?
(Захотелось там побывать)
– Где бы вы хотели оказаться? Почему?
(В лесу, в горах, на реке.)
– Каких животных вы могли бы там встретить, какие растения увидеть?
(Диких животных, цветы.)
– Как прекрасны эти творения природы! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли.
Вот сегодня, на уроке, мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем. Какие животные, птицы, растения занесены в эту книгу.
Узнаем, что же нужно делать для того, чтобы они не исчезли с лица земли навечно.
3. Изучение новой темы.
Учитель:
– В прошлом веке люди впервые всерьёз стали беспокоиться о сохранении природы. Был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. По заданию этого союза учёные мира стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
– Почему книгу назвали Красной?
Красный цвет-сигнал запрета, понятный людям всего мира. Горит красный светофор – значит, проезда нет, прохода нет. Стой, человек!
Красная книга-это своеобразный сигнал опасности, угрозы. Красный цвет-цвет крови, цвет жизни. А пока есть жизнь – есть надежда.
Слайд №3(Красная книга).
В 1966 году была издана Международная Красная книга. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. Красная книга Красноярского края появилась в 2000 году. В ней содержатся сведения о редких и исчезающих видах животных и растений в Красноярском крае.
Ученик:
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд и кто делает яд.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Учитель:
– Угроза исчезновения возникла над многими видами растений. В Красноярском крае произрастают около 130 видов редких и исчезающих растений, из них 47 видов рекомендовано для государственной охраны, а остальные для охраны на уровне края.
Все растения полезны для человека, зверей и птиц. Из древесины получают более 20 тысяч различных продуктов и изделий. Есть у нас растения, содержащие жир и эфирные масла, лекарственные вещества, имеющие декоративное значение.
– Подумайте, почему каждый день исчезают навсегда животные и растения?
1 ученик:
– Много деревьев вырубают люди для получения древесины.
Её требуется очень много. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов.
2 ученик:
– Загрязняются воздух и водоёмы. А они необходимы для жизни человека.
3 ученик:
– Из-за всего этого страдают многие животные и растения, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и потому, что люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса, а иногда просто так, ради развлечения.
Учитель:
– Какой вывод можно сделать из сказанного? Нельзя рвать без надобности растения, убивать животных, вырубать леса и загрязнять воду и воздух.
4. Знакомство с редкими растениями.
В настоящее время численность некоторых растений края сильно сократилась, другие стали редкими, а иные находятся на грани исчезновения. Вот некоторые из них.
Просматривая слайды названия растений записывайте в свою тетрадь.
1. Жарок. (Слайд №4)
Ученик:
– Николай Лухтин “Жарки”.
Ветер по утрам приносит вяло
Хмурые и бледные деньки.
Нет, ещё такого не бывало,
Чтобы в октябре цвели жарки!
На зелёных ножках, тонких-тонких,
По холмам, полянам, там и тут,
Словно босоногие девчонки,
В шапочках оранжевых бегут.
Знать, в природе что-то изменилось,
Коль вторая молодость пришла.
Иль весна случайно заблудилась-
Ненароком к осени зашла?
Учитель:
– Чем замечательны эти цветы?
(Похожи на огоньки).
2.Ландыш майский. (Слайд №5)
Ландыш майский растёт в тенистых уголках леса. Цветёт в мае-июне. Мелкие, белые, похожие на колокольчики цветки собраны в красивую кисть на верхушке стебля. Цветки изящно свешиваются в одну сторону. Два крупных продолговатых листа овальной формы охватывают стебель. Плод – красивые оранжево– красные ягоды – поедают осенью лесные птицы. Цветущее растение посещают пчёлы и шмели. Ландыш – ядовитое и вместе с тем лекарственное растение. Цветки с сильным и резким запахом используются для приготовления духов.
3.Медуница. (Слайд №6)
Медуницу называют медуницей, потому что в её цветках много сладкого сока-нектара. Медуница растёт в редких лиственных и смешанных лесах – среди кустарников, на опушке. Цветёт в конце апреля – в мае. Цветы мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы и шмели. Растение применяется в народной медицине.
4.Гвоздика. (Слайд №7)
Гвоздика растёт по сухим лугам и полянам. Цветёт с июня по август. Цветки красивые, одиночные, малиново-красные или тёмно-розовые, края с тёмными полосами. Стебель ветвистый, шероховатый. Узкие листья и стебель покрыты волосками, поэтому сорванные листья долго не вянут. Цветки посещают бабочки, которые достают нектар со дна венчика.
5.Первоцвет. (Слайд №8)
Первоцвет (примула), род многолетних трав семейства первоцветных. Цветёт ранней весной, поэтому назван первоцветом. В народе эти растения называют баранчиками, потому что листья их покрыты бархатистым пушком – они мягкие на ощупь, как шёрстка молодого барашка. Цветки жёлтые, яркие. Они высоко подняты на стебельке и собраны вместе, будто связка маленьких золотых ключиков. Отсюда и ещё одно название баранчиков-первоцветов – ключики. Около 500 видов. Медоносы. Декоративные растения, 7 видов охраняются.
6.Одуванчик. (Слайд №9)
Одуванчик. Род многолетних травянистых растений семейства сложно – цветных. Широко распространён одуванчик лекарственный. Растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Некоторые виды содержат каучук.
7.Кувшинка. (Слайд №10)
Кувшинка (нимфея), род многолетних водных трав семейства кувшинковых с крупными плавающими листьями и различно окрашенными цветками. Выживает в промерзающих водоёмах. Вечерами цветки кувшинок закрываются и медленно уходят под воду. Там они ночуют, спасаясь от холодных рос и ветров тёмного времени суток. Рано утром цветки снова всплывают на поверхность и подставляют лепестки солнечным лучам.
8.Кубышка. (Слайд №11)
Кубышка (жёлтая кувшинка), род многолетних водных трав семейства кувшинковых с плавающими листьями и жёлтыми цветками. Часто образуют заросли в стоячих и медленно текущих водах. Иногда разводятся как декоративные.
5. Работа с учебником
.Учитель:
– Откройте учебник на странице 50. Мы с вами познакомимся с новым растением из Красной книги. Венерин башмачок. Рассмотрите иллюстрации, догадайтесь, почему растение так назвали. (Просмотр слайда №12)
(Оно похоже на туфельку, башмачок.)
Прочитайте об этом растении. Рассмотрите таблицу, прочитайте о том, где распространено, его местообитание. Что нового вы узнали об этом растении?
(Распространено в Сибири, обитает в сырых лесах и лугах, многолетник, цветёт в мае – июне)
– Подумайте, как сохранить исчезающие растения.
– Что вы можете сделать для сохранения растительного мира?
(Беречь природу.)
6. Физминутка
.Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
7. Знакомство с правилами поведения в природе
.Учитель: Посмотрите на картинку и догадайтесь, о каком правиле поведения в природе здесь говорится, как нужно относиться к природе.
Просмотр слайда№13, обсуждение, чтение правила.
Правило 1.Не разжигайте костры! Не зажигайте спички!
Правило 2.Не разоряйте гнёзда птиц! Не берите в руки птенцов, зверьков!
Правило 3.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
Правило 4.Берегите прекрасный мир растений! Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Учитель: Какие ещё правила поведения в природе вы знаете?
(Нельзя ловить бабочек, стрекоз, жуков; нужно убирать за собой мусор, не оставлять его на природе; нельзя разрушать муравейники; при сборе трав, плодов и грибов нужно бережно относиться к тому, на чём они росли.)
8.Самостоятельная работа по карточкам
.Учитель:
– Какие из этих растений, занесённых в Красную книгу Красноярского края, вам известны? Найдите эти растения на карточке и закрасьте их.
9. Выставка книг
.Рекомендации учителя по самостоятельному прочтению дополнительной литературы.
- А.В.Черкасова серия “Они должны жить”.
- Красная книга Красноярского края.
- Юрий Дмитриев. Наталья Пожарицкая “Твоя Красная книга”.
- Журналы “Свирель”, “Юный натуралист”.
10. Итог урока
.Вопросы учителя:
– О чём говорили на уроке?
– Что новое и интересное узнали?
– Понравился ли урок?
– Что именно понравилось?
– Как нужно относиться к природе?
11. Домашнее задание.
Учитель: Прочитайте и выберите любое задание, которое изображено на слайде.
(Слайд №14)
- Сделайте сообщение о любом растении (по выбору), которое включено в Красную книгу Красноярского края, и подготовьте иллюстрации из газет и журналов.
- Напиши мини-сочинение “Природа просит твоей помощи!”.
- Составь памятку “Как можно помочь природе”.
– Спасибо за внимание! (Слайд №15)