Гидросфера

Разделы: География


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Гидросфера”;
  • закрепить умения находить и показывать воды гидросферы на карте;
  • продолжить формирование навыков работы в коллективе и развитие творческой активности и интересах учащихся к предмету;
  • раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек на учащихся;

Оборудование:

Физическая карта полушарий, физическая карта России, географические атласы, настенные картины.

Критерии оценки за работу

10 – 12 балов – “5”
8 – 9 баллов – “4”
7 – 6 баллов – “3”

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Класс делится на 4 команды.

I. Организация учащихся на уроке;

II.

Учитель:

  • Ребята, прочитайте эпиграф и скажите, что же это за вода такая, которая всем нужна? (это водная оболочка).
  • А как она еще называется? (гидросфера).
  • Давайте вспомним понятия, которые изучали.

(Ученики работают с карточкой № 1)

Понятия: река. Озеро, ледники, устье, айсберг, болото.

Правильный ответ – 1 балл.

  • А теперь по обратной связи, я уду читать определение – а вы называйте понятие:

а) граница образования ледников (снеговая линия);

б) место начала реки (исток);

в) самофонтанирующие подземные воды (гейзеры);

г) группа островов находящихся близко друг к другу (архипелаг);

д) огромный участок суши (материк);

Правильный ответ – 1 балл.

Молодцы! Понятия мы с вами вспомнили, а теперь давайте перечислим основные части гидросферы.

Составляем схему.

Работа оценивается 1 балл.

Схема

Ребята показывают по карте все виды морей, океаны, ледники, реки, озера, болота, искусственные водоемы.

Работа оценивается в 1 балл.

Учитель:

  • Какие части Мирового океана имеют следующие географические координаты:

I вариант: II вариант:

15 с. ш. 70 з. д 60 ю. ш. 65 з. д.

23 с. ш. 45 в. д. 55 с. ш. 180 в. д.

20 с. ш. 47 в. д. 34 ю. ш. 130 в. д.

Ребята на карте показывают.

Правильный ответ – 2 балла.

Учитель:

  • Сейчас мы с вами поиграем в игру “Пятый лишний”:

Волга, Лена, Енисей, Миссисипи, Ангара;

Колорадо, Маккензи, Миссури, Миссисипи, Нил;

Ганг, Инд, Тигр, Амазонка, Замбези;

Ученики показывают реки и объясняют почему одна лишняя.

Каждое правильно отгаданное слово – 2 балла.

Учитель:

  • Сейчас я предлагаю вам поработать с вопросами – понятиями и вопросами на сравнение по теме “Гидросфера”.

Карточки лежат на столах у учащихся. Ребята составляют вопросы.

Каждый вопрос и ответ – 2 балла.

III. Итог урока.

Учитель:

- Значение гидросферы в жизни человека огромно. Мировой океан – это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы; биоресурсы; полезные ископаемые; аккумулятор энергии и др. Воды гидросферы всегда были и остаются местом, рядом с которым селится большая часть населения. Воду не зря называют матерью урожая. Народная поговорка гласит, “Была бы водица, а зелень зародится”. Водные берега – это любимые места отдыха и туризма. Воде нет замены. Поэтому все люди должны относится бережно к воде, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты. Каждая команда в течение урока зарабатывала баллы, а теперь давайте подсчитаем их и выставим оценки.

Карточка № 1

(вопрос – понятие):

  1. Что называется …?
  2. Что считается …?
  3. Что понимается …?
  4. Что представляет …?
  5. Что выражает …?
  6. Что является …?
  7. Что такое …?
  8. Каковы свойства …?
  9. Каковы виды …?
  10. В чем заключается сущность …?

Карточка № 2

(вопрос – суждение):

  1. Чем, объяснить, что …?
  2. Как доказать, что …?
  3. В каком случае …?
  4. Когда …?
  5. Каким образом …?
  6. Вследствие чего …?
  7. Почему …?

Карточка №3

(сравнение):

  1. По сравнению с … .
  2. Так же, как и … .
  3. Как … , так и … .
  4. Сравнивая … , можно сказать … .
  5. Кроме … еще … .
  6. Помимо … .
  7. Больше чем … .
  8. Наряду с… .
  9. Не только … , а и … .
  10. Если … , то… .