Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме “Гидросфера”;
- закрепить умения находить и показывать воды гидросферы на карте;
- продолжить формирование навыков работы в коллективе и развитие творческой активности и интересах учащихся к предмету;
- раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек на учащихся;
Оборудование:
Физическая карта полушарий, физическая карта России, географические атласы, настенные картины.
Критерии оценки за работу
10 – 12 балов – “5”
8 – 9 баллов – “4”
7 – 6 баллов – “3”
Эпиграф к уроку:
Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Класс делится на 4 команды.
I. Организация учащихся на уроке;
II.
Учитель:
(Ученики работают с карточкой № 1)
Понятия: река. Озеро, ледники, устье, айсберг, болото.
Правильный ответ – 1 балл.
- А теперь по обратной связи, я уду читать определение – а вы называйте понятие:
а) граница образования ледников (снеговая линия);
б) место начала реки (исток);
в) самофонтанирующие подземные воды (гейзеры);
г) группа островов находящихся близко друг к другу (архипелаг);
д) огромный участок суши (материк);
Правильный ответ – 1 балл.
Молодцы! Понятия мы с вами вспомнили, а теперь давайте перечислим основные части гидросферы.
Составляем схему.
Работа оценивается 1 балл.
Ребята показывают по карте все виды морей, океаны, ледники, реки, озера, болота, искусственные водоемы.
Работа оценивается в 1 балл.
Учитель:
- Какие части Мирового океана имеют следующие географические координаты:
I вариант: II вариант:
15 с. ш. 70 з. д 60 ю. ш. 65 з. д.
23 с. ш. 45 в. д. 55 с. ш. 180 в. д.
20 с. ш. 47 в. д. 34 ю. ш. 130 в. д.
Ребята на карте показывают.
Правильный ответ – 2 балла.
Учитель:
- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Пятый лишний”:
Волга, Лена, Енисей, Миссисипи, Ангара;
Колорадо, Маккензи, Миссури, Миссисипи, Нил;
Ганг, Инд, Тигр, Амазонка, Замбези;
Ученики показывают реки и объясняют почему одна лишняя.
Каждое правильно отгаданное слово – 2 балла.
Учитель:
- Сейчас я предлагаю вам поработать с вопросами – понятиями и вопросами на сравнение по теме “Гидросфера”.
Карточки лежат на столах у учащихся. Ребята составляют вопросы.
Каждый вопрос и ответ – 2 балла.
III. Итог урока.
Учитель:
- Значение гидросферы в жизни человека огромно. Мировой океан – это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы; биоресурсы; полезные ископаемые; аккумулятор энергии и др. Воды гидросферы всегда были и остаются местом, рядом с которым селится большая часть населения. Воду не зря называют матерью урожая. Народная поговорка гласит, “Была бы водица, а зелень зародится”. Водные берега – это любимые места отдыха и туризма. Воде нет замены. Поэтому все люди должны относится бережно к воде, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты. Каждая команда в течение урока зарабатывала баллы, а теперь давайте подсчитаем их и выставим оценки.
Карточка № 1
(вопрос – понятие):
- Что называется …?
- Что считается …?
- Что понимается …?
- Что представляет …?
- Что выражает …?
- Что является …?
- Что такое …?
- Каковы свойства …?
- Каковы виды …?
- В чем заключается сущность …?
Карточка № 2
(вопрос – суждение):
- Чем, объяснить, что …?
- Как доказать, что …?
- В каком случае …?
- Когда …?
- Каким образом …?
- Вследствие чего …?
- Почему …?
Карточка №3
(сравнение):
- По сравнению с … .
- Так же, как и … .
- Как … , так и … .
- Сравнивая … , можно сказать … .
- Кроме … еще … .
- Помимо … .
- Больше чем … .
- Наряду с… .
- Не только … , а и … .
- Если … , то… .