Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: “Разделительный твердый знак”.
Цель: познакомить с условиями написания разделительного твердого знака.
Задачи:
Обучающая: отрабатывать правописание слов с ъ.
Воспитательная: содействовать воспитанию трудолюбия, высокой работоспособности учащихся через использование информационных технологий.
Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы
Коммуникативная: создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
Оборудование: Мультимедиа, экран, учебник “Русского языка – 2 класс”, тетрадь “Пишем грамотно”.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приложение 1)
Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручка и тетрадка?
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем где пишется ъ знака.
3. Словарная работа.
(Приложение 2)– Отгадай загадку и запиши отгадку.
На вид неказист,
Зато голосист. (Соловей)Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а всё же птица.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а всё же птица. (Воробей)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
– Какое слово лишнее?
4. Новый материал.
(Приложение3, 4, 5)– Дополните каждое предложение недостающим словом и сделайте транскрипцию этих слов. (Каждое предложение разбирается отдельно.)
1 предложение.
За обедом я сел к столу и быстро всё … .
2 предложение.
Мы долго шли вдоль дома, и, наконец, Петя сказал: “А вот и мой … ”.
3 предложение.
Дорогу ремонтировали, и нам пришлось поехать в … .
– Вы, конечно, помните, что сочетание двух звуков [й`э] записывается буквой е. Отделить согласный звук от следующего за ним звука [й] вам часто помогал разделительный мягкий знак. Но не спешите писать его в этих словах.
– Давайте проверим, что у вас получилось. (Приложение3,4,5)
– Сравним звуковую и буквенную запись слов.
[ с й` э л ] – съел [п а д й` э с т ] – подъезд [ а б й` э с т] – объезд
– Чтобы нам с вами сформулировать правило, посмотрите внимательно на ряд слов
На доске:
[аб'й'ас'н'эн'ий'э] – объяснение
[в'й'эст] – въезд
[падй'ом] – подъём
[прай'эст] – проезд
[пр'ий'ом] – приём
– Давайте выделим ту часть слова, после которой стоит разделительный твёрдый знак.
– Подчеркните предшествующие и следующие за ъ буквы.
Сделайте вывод. Когда пишется разделительный твёрдый знак. (Приложение 6)
– Чтение правила на странице 138.
5. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Закрепление материала.
1) Работа по тетради.
Самостоятельно выполняют на странице 74 упражнение 1, 2.
Проверка.
2) Работа по учебнику.
По учебнику страница 140 упражнение 3.
Проверка с объяснением, почему так написали. (Приложение 7).
3) Итог урока.
– Когда пишется разделительный твёрдый знак?
– Оцените свою работу. (Приложение 8, 9)
4) Домашнее задание.
Тетрадь “Пишем грамотно” С. 74 упр. 4.