Урок русского языка во 2-м классе по программе "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема: “Разделительный твердый знак”.

Цель: познакомить с условиями написания разделительного твердого знака.

Задачи:

Обучающая: отрабатывать правописание слов с ъ.

Воспитательная: содействовать воспитанию трудолюбия, высокой работоспособности учащихся через использование информационных технологий.

Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы

Коммуникативная: создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.

Оборудование: Мультимедиа, экран, учебник “Русского языка – 2 класс”, тетрадь “Пишем грамотно”.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение 1)

Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручка и тетрадка?

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы узнаем где пишется ъ знака.

3. Словарная работа. (Приложение 2)

– Отгадай загадку и запиши отгадку.

На вид неказист,
Зато голосист. (Соловей)

Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а всё же птица.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а всё же птица. (Воробей)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)

– Какое слово лишнее?

4. Новый материал. (Приложение3, 4, 5)

– Дополните каждое предложение недостающим словом и сделайте транскрипцию этих слов. (Каждое предложение разбирается отдельно.)

1 предложение.

За обедом я сел к столу и быстро всё … .

2 предложение.

Мы долго шли вдоль дома, и, наконец, Петя сказал: “А вот и мой … ”.

3 предложение.

Дорогу ремонтировали, и нам пришлось поехать в … .

– Вы, конечно, помните, что сочетание двух звуков [й`э] записывается буквой е. Отделить согласный звук от следующего за ним звука [й] вам часто помогал разделительный мягкий знак. Но не спешите писать его в этих словах.

– Давайте проверим, что у вас получилось. (Приложение3,4,5)

– Сравним звуковую и буквенную запись слов.

[ с й` э л ] – съел [п а д й` э с т ] – подъезд [ а б й` э с т] – объезд

– Чтобы нам с вами сформулировать правило, посмотрите внимательно на ряд слов

На доске:

[аб'й'ас'н'эн'ий'э] – объяснение
[в'й'эст] – въезд
[падй'ом] – подъём
[прай'эст] – проезд
[пр'ий'ом] – приём

– Давайте выделим ту часть слова, после которой стоит разделительный твёрдый знак.

– Подчеркните предшествующие и следующие за ъ буквы.

Сделайте вывод. Когда пишется разделительный твёрдый знак. (Приложение 6)

– Чтение правила на странице 138.

5. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

6. Закрепление материала.

1) Работа по тетради.

Самостоятельно выполняют на странице 74 упражнение 1, 2.

Проверка.

2) Работа по учебнику.

По учебнику страница 140 упражнение 3.

Проверка с объяснением, почему так написали. (Приложение 7).

3) Итог урока.

– Когда пишется разделительный твёрдый знак?

– Оцените свою работу. (Приложение 8, 9)

 

4) Домашнее задание.

Тетрадь “Пишем грамотно” С. 74 упр. 4.

Презентация