Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: “Сравнение чисел”.
Цель: ознакомление детей с приёмом сравнения чисел без рисунков.
Задачи:
– создать условия для самостоятельного открытия учащимися приёма сравнения чисел без рисунков, формировать умения сравнивать числа, закреплять умения решать задачи на нахождение остатка;
– развивать умение анализировать, обобщать учебный материал;
– формировать умение работать в паре, воспитывать культуру общения.
Оборудование: карточки для работы в паре, веера, фишки.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Приложение 1)– Сегодня на уроке математики мы будем думать, решать, отвечать на вопросы, изучать новую тему.
2. Разминка.
(Работа в парах).Форма работы – “Ручеёк”, оборудование – карточки, для подведения итогов ребята пользуются зелёными и красными фишками.
3. Подготовительный этап. Работа с числами.
(Приложение 2)1,2,3,…,5,…,7,8,…,10,11,…,…,14,…,16,…,18,…,20
– Назовите число, которое при счёте называют за числом 5, 18.
– Назовите число, которое при счёте называют перед числом 10, 14.
– Назовите соседей числа 16.
– Назовите соседа числа 5 слева.
– Какое число пропущено?
– Назовите числа в порядке возрастания (девочки).
– Назовите числа в порядке убывания ( мальчики).
4. Работа над новым материалом. (
Приложение 3)1). Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок. Пересчитайте красные шары. Сколько их?
– Пересчитайте синие шары. Сколько их?
– Каких шаров больше?
– Каких шаров меньше?
– Как вы объясните свой выбор?
– Ребята, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
2). Работа над новым материалом. (Приложения 5,6)
2 или 3, 8 или 9, 19 или 17
– Какое число при счёте мы называем раньше 2 или 3?
– 2 меньше или больше 3?
– Какое число при счёте мы называем раньше 8 или 9?
– 8 меньше или больше 9?
– Какое число при счёте мы называем раньше 19 или 17?
– 17 меньше или больше 19?
Закончите предложение : “Из двух чисел меньше то число, которое при счёте называют РАНЬШЕ”.
5 или 4, 7 или 8, 16 или 14
– Какое число при счёте мы называем позже 5 или 4?
– 5 больше или меньше 4?
– Какое число при счёте мы называем позже 7 или 8?
– 8 больше или меньше 7?
– Какое число при счёте мы называем позже 16 или 14?
– 16 больше или меньше 14?
Закончите предложение : “Из двух чисел больше то число, которое при счёте называют ПОЗЖЕ”.
3). Работа с правилом.
– Чтение правила детьми.
– Чтение правила учителем
– Из двух чисел, какое число будет меньше?
– Из двух чисел, какое число будет больше?
4). Отработка умения сравнивать числа (веера).
– Покажите, какое число больше: 13 или 19, 20 или 15, 5 или 8. Почему?
– Покажите, какое число меньше: 11 или 14, 13 или 19, 17 или 20. Почему?
5. Физминутка.
6. Решение задач.
– Запись числа.
№ 18.
– Чтение задачи учениками про себя.
– Чтение задачи учителем.
– О чём говорится в задаче?
– Сколько было тарелок?
– Какие были тарелки?
– Сколько было глубоких тарелок?
– Что говорится про мелкие тарелки?
– Что надо узнать в задаче?
– Сможем ли узнать, сколько мелких тарелок? Почему?
– Решите задачу с помощью фишек.
– Как решали задачу?
– Запишите решение задачи в тетрадь. Запись на доске.
– Сколько было глубоких тарелок? Сколько было мелких тарелок?
– Каких тарелок было больше? Почему? ( т.к. мелких 9 тарелок, а глубоких 5 тарелок, а 9 больше 5, потому что 9 при счёте называют позже 5).
– Каких тарелок меньше? Почему? (т.к. глубоких тарелок 5, а мелких 9.а 5 меньше 9, потому что при счёте5 называют раньше 9).
№ 17.
– Чтение задачи учениками про себя.
– Чтение задачи учителем.
– О чём говорится в задаче?
– Сколько детей каталось на карусели?
– Как вы думаете, сколько мест на карусели было занято?
– Сколько мест было свободных?
– Что надо узнать в задаче?
– Сможем ли сразу узнать, сколько всего мест на карусели? Почему?
– Решите задачу с помощью фишек.
– Как решали задачу?
– Запишите решение задачи в тетрадь. Запись на доске.
– Сколько мест было занято? Сколько мест было свободных?
– Каких мест больше, занятых или свободных? Почему? (занятых 6, свободных 4, а 6 больше 4, т.к. при счёте 6 называют позже 4).
– Каких мест меньше, свободных или занятых? Почему? ( свободных мест 4, занятых 6, а 4 меньше 6, т.к. 4 при счёте называют раньше).
7. Физминутка.
8. Работа в рабочей тетради.
№ 1.
9. Итог урока.
– Чему учились на уроке?