Цель урока: сформировать представление о процессе кипения, сформировать способность объяснять процесс кипения на основе молекулярно-кинетической теории.
Оборудование к уроку: спиртовка, колба с водой, штатив, термометр, насос Камовского. Компьютер, плазменная панель, соединенная с компьютером и видеоплеером, видеоплеер, электронное сопровождение урока (в программе Power Point) (Приложение 1), фильм “Тепловые явления” студии “КВАРТ”.
Учебник : А.В.ПерышкинФизика.8кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 год.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости давайте им покажем, какие мы с вами талантливые и как много мы уже знаем. Вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.
2. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности
– Какой процесс можно назвать испарением? (Испарение – это процесс парообразования происходящий с поверхности жидкости при любой температуре.)
Слайд 1
– Как происходит процесс испарения? (Быстрые поверхностные молекулы преодолевают притяжение нижних молекул и вырываются из жидкости.)
– Как можно объяснить, что при одинаковых условиях одни жидкости испаряются быстрее, чем другие? (Разные вещества обладают разной силой притяжения и чтобы вырваться молекуле нужно или больше энергии или меньше.)
– Почему мокрое белье на ветру сохнет быстрее ? (Ветер уносит молекулы от жидкости и не дает им возвращаться.)
– Перечислите факторы, влияющие на скорость испарения? (1. Температура, 2. Состав вещества, 3. Площадь свободной поверхности жидкости, 4. Наличие ветра.)
Приложение 1. Слайд 2, слайд 3 выделяется слово "температура"
– Давайте еще раз проследим зависимость испарения от температуры. Кто желает комментировать эксперимент? (Учитель вызывает ученика.)
– Твоя задача следить за температурой и объяснять наблюдаемое явление .
Опыт 1 (Колба с водой при температуре 800С нагревается на спиртовке. Измеряется температура..)
– Что ты уже заметил? (Учитель записывает на доске ту температуру, которую зафиксировал ученик.)
– Что происходит с водой? (Она нагревается, образуются пузырьки, над поверхностью много пара.)
– Какова температура? (90-980 С.)
– Прислушайтесь и присмотритесь к процессу, что вы наблюдаете? (Слышится шум, и пузырьки поднимаются и лопаются, вода кипит.)
– А температура? (Не меняется.)
Затруднение
– Это по-прежнему это просто процесс испарения? (Нет.)
3. Постановка проблемы
– Почему? (Появились пузырьки и температура не меняется хотя энергия передается.)
– Хотели бы вы разобраться в этом явлении?
– Определите тему урока. (Процесс кипения.) Слайд 4
– Откройте тетради запишите тему (учитель переворачивает запись на доске)
– Какую цель мы поставим? (Изучить процесс кипения.) (записываются все варианты) Слайд 5
4. Проектирование и фиксация нового знания
– Что для этого нужно выяснить? (Откуда берутся пузырьки? Почему шумит жидкость? Почему температура не меняется?)
Все предложения записываются на доске, и начинаем рассматривать.
– Начнем с пузырьков. Ваши предположения, откуда берутся пузырьки?(.......)
Если не догадались (Учитель подсказывает, в воде в результате диффузии растворяется воздух.)
– Что с ним происходит при нагревании? (Расширяется.)
– И, следовательно, образуется пузырек. В этот момент часть воды попадает в этот пузырек и переходит в газообразное состояние.
– Почему пузырек поднимается вверх? (Объем пузырька увеличивается, и архимедова сила выталкивает его вверх.)
– Что происходит когда он долетел до поверхности? (Он лопается и выпускает пар.)
– Ответим на вопрос : “Почему температура не меняется, хотя энергия передается?” На что тратится эта энергия? (На образование пузырьков, увеличение потенциальной энергии взаимодействия.)
– А теперь проверим наши предположения и посмотрим, как считают ученые по этому поводу.
Фильм (отрывок из фильма “Тепловые явления” “Кипение” студии “КВАРТ”)
– Обобщим все, что мы с вами выяснили о кипении и дадим ему определение
Слайд 6
Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.
– Как можно назвать температуру, при которой вода закипела? (Температурой кипения.)
Откройте учебники на стр. 45. Слайд 7
– Что интересного можно заметить из таблицы 5? (У разных жидкостей разная температура кипения.)
– Каким кипящим веществом можно заморозить воду? (Водородом, воздухом, гелием.) Почему?
– Как вы думаете, все ли факторы, влияющие на процесс кипения, мы рассмотрели? Обратимся к опыту
Опыт 2 (Подогреем воду в колбе до кипения и отставим в сторону. Наденем пробку со шлангом на колбу с прогретой водой и начнем откачивать воздух. Вода вновь закипела.)
– Почему? (Уменьшили давление.)
– Значит, отчего зависит температура кипения? (От внешнего давления, чем оно ниже, тем температура кипения меньше.)
– А что будет, если увеличить давление? (Температура увеличится.)
Слайд 8
– Посмотрим, как используется эта зависимость в технике
Слайд 9 (Учитель комментирует рисунки)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– А теперь проверьте себя, как вы поняли новую тему. На столах у вас карточки с тестовыми заданиями. Выполните тест в течении 5 минут. Кто выполнит это задание раньше, может выполнять задание из сборника задач 1110 на доске.
Работа с тестом (Приложение 2)
Проверяем, как вы справились с тестом. Слайд 10
6. Анализируем выполнение теста
(Кто справился с первым вопросом? Кто испытал затруднения в выполнении второго вопроса? Как вы думаете почему в вопросе допустили ошибки? ) Анализируем решение задачи 1110
7. Рефлексия
– Чему вы сегодня научились?
– Поднимите руки кто, как он считает, полностью разобрался в новой теме?
– Какие вопросы у вас остались, не выяснены?
8. Домашнее задание
(Учитель комментирует выполнение домашнего задания)
1) п. 18 прочитать ответить на вопросы устно
2) 1112
3) Для желающих: составить тест с тремя
выборами ответа по теме “испарение и кипение”.