Цель:
- Дать представление о декоративно-прикладном искусстве коренных народов Севера.;
- Показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства;
- Учить применять изученную литературу о талисманах народов Севера в собственных выступлениях и представлять работу на выставке.
Оборудование:
- Компьютер, проектор для показа презентации;
- Мини-выставка поделок;
- Выставка книг;
- Карта Красноярского края;
- Музыкальная запись
Ход урока
1. Приветствие гостей
2. Вступление
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие по родному Красноярскому краю. Сегодня отправимся на Север и познакомимся с декоративно-прикладным искусством коренных народов Севера
(Слайд 1, см. Приложение 1, Приложение 2)
3. Работа с картой Красноярского края
– Покажите на карте России территорию Красноярского края. (Дети показывают.)
– Обширные территории, тянущиеся от Северного Ледовитого океана до просторов лесотундры тундры – это северные районы края. Что можете сказать о природных условиях Севера? (Здесь холодный климат, продолжительная полярная зима и короткое лето, полярный день и полярная ночь.)
– Что же заставило людей более двух тысяч лет назад прийти в эти холодные неприветливые места и остаться здесь жить?
Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно, что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособились к ней.
Невозможно остаться равнодушным к красоте этого края. Она вдохновляет художников, поэтов на создание удивительных произведений.
4. Чтение учащимися стихов о Севере
(Слайды 2–9)
Стеклянный звон,
Фонтаны льда над руслом,
Большой воды неукротимый гнев,
Как будто бы вверху оледенев,
Сиянье северное рухнуло, как люстраПейзажи Арктики бледны,
Порою вовсе не видны:Стена тяжелых облаков
Срывает даль холодных льдов;
Свинцом налитая волна
Вздыхая, трется о края;
Громада-айсберг на воде,
Как мрачный замок на волне,
Суровым воином стоит –
Просторы снежные хранит;
В разрывах туч – луна в кругу,
Вещает близкую пургу;
Среди торосов чей-то след
Уже заносит вихрем след;
Рассвет утра сменяет ночь,
Так день за днем уходят прочь.В безмолвном лагере царства льда –
Мороз, покой и тишина.
(К. Сальников)
5. Беседа о жителях Севера
– Вспомните, какие коренные народы населяют Север? (Слайд 10)
На доске появляются карточки с названием народностей: эвенки, долганы, ненцы, энцы , селькупы, кеты, нганасаны. (Карточки размещаются на карте.)
– Большой интерес в настоящее время представляют быт, культура, искусство народов Севера. Почему?
Это малочисленные и даже исчезающие народности, старающиеся во что бы то ни стало сохранить свой язык, культуру и неповторимое самобытное искусство. Задача нашего народа помочь им в этом, потому что их культура – частица нашей общей культуры.
Отгадайте загадку:
Есть такой волшебный дом –
Тундра вся вместилась в нем:
Птицы, звери- вся природа…
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры…
– О каком доме говорится в этом стихотворении?(О музее.)
– Какой музей мы посетили недавно?(Краеведческий.)
– Чем запомнилась вам эта экскурсия?
– Музей, где бережно хранятся предметы быта, искусства малочисленных народов севера есть не только в нашем городе .В Эвенкии есть эвенкийский национальный музей. (Слайд 11).
Природа Севера очень сурова, но именно она научила его обитателей ценить и хранить тепло. Как? (Придумали теплое жилье и теплую одежду.)
– Как называется жилище коренных народов севера? (Чум.)
– Из чего делают чум? (Длинные толстые шесты ставят конусом, сверху обтягивают толстыми шкурами животных.)
– Какую одежду носят? (Народы Севера носят малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, рукавицы пришивают к рукавам верхней одежды, ноги от холода защищали “кисы” – сапоги из оленьего меха.)
6. Народные промыслы
– Какими промыслами занимаются северные люди? (Рыболовство, оленеводство, охота, прикладное искусство.)
– Что такое “прикладное искусство”? (Ответы детей.)
– “Декоро” в переводе означает “украшаю”, прикладное – имеющее практическое значение .Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта, домашнюю утварь.
– Какие материалы для этого использовались?
Один из интереснейших народных промыслов – резьба по кости
(Слайд 12)
– Малые народы Севера изготовляли из лосиного рога, кости моржей и оленей, реже из кости мамонта, клыков крупных животных детали сбруи оленя, охотничьего снаряжения, украшая их фигурной резьбой.
Изделиями из кости украшали также одежду, жилище. Из кости делали предметы домашнего обихода. На фотографии представлена трубка для курения .шкатулка подчасники, выполненные в конце 19, начале 20 века. (Слайд 13.)
Художественная обработка меха в прошлом была традиционным народным искусством Крайнего севера. Со времени глубокой древности освоили они мастерство обработки шкур нерпы, меха ценных пушных зверей, меха собаки, тюленьей кожи. (Слайд 14)
Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера.
Впервые бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Традиции вышивания переняли народы севера, украшая предметы быта и одежду национальным орнаментом.
Как появился бисер на Севере?
Купцы, скупавшие пушнину, привозили его на обмен .Не всякий бисер подходил для условий Севера , больше всего ценился фарфоровый .Вышитая бисером одежда эвенкийской женщины как бы восполняла ту палитру красок, которых не хватало в природе, в быту.
Давайте попробуем “ прочитать” северный орнамент.
1 ученик. Орнаменты очень разные , но они состоят из геометрических фигур:
Квадраты – четыре стороны света;
Ромбы – земля (хотя очень похожи на
плавающие льдины);
Треугольники – снежные горы или рябь волн
океана;
Рогатинки (напоминают рога северного оленя)
– источник богатства и благополучия.
Круги и кресты – символ Солнца.
2 ученик. Обратите внимание на солнечные розетки с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. Это самые настоящие солнышки, но они не только выполняют оберегающую функцию, но и исполняют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.
Все узоры состоят из белых, серых, чёрных и коричневых фрагментов. Это – цвет меха северного оленя и полярных животных. Мастерицы знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета – жёлтый и оранжевый. Для окраски использовался отвар коры полярной ольхи.
3 ученик. Интересны названия цветов, используемые в орнаментах.
Чёрный – конномо;
Белый – багдамо;
Жёлтый – синамо;
Синий – чутума;
Красный – хулама.
4 ученик. Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце.)
Учитель: Какие ещё загадки северных народов о солнце вы знаете?
Эвенкийская: Всех светлее, всех жарче.
Долганская – Золотая тарелка летит.
Селькупская – Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит.
– Ещё с древних времён человек поклонялся солнцу. Объясните почему?
Люди раньше очень многого не знали про него. Для них это была тайна. Они думали, что солнце – это бог и поклонялись ему, просили о помощи.
На севере солнышко называют ласково – Хейро.
Солнцу посвящали мифы, сказки, песни, использовали его образ в орнаменте, для украшения одежды, жилья, изготовления талисманов.
Талисманы “Солнышко” символизируют достаток, любовь и благополучие в семье. Кулон подвешивали на бисерную цепочку или тесьму и дарили подарок близким людям. (Слайд 15.)
– Хотите ли вы научиться делать такие амулеты “ Солнышко” сегодня на уроке?
7. Практическая работа
– Давайте откроем учебник на с. 21. Рассмотрите украшения. Что можете сказать? (Украшения имеют круглую форму и напоминают солнце, используется бисер и мех.)
– Рассмотрите свои материалы на парте .Для изготовления “ Солнышка” вам потребуются материалы: вырезанный круг из картона, пластилин для основы, бисер, бусинки, мех, клее, тесьма. Используется техника выкладывания бисера на пластилине..
8. Выставка работ учащихся. Презентация работы
- Название поделки.
- Какие были трудности в работе.
- Для чего можно использовать ваше “ Солнышко”.
Карточка для индивидуальной работы.
Алгоритм изготовления “Солнышка”.
- Вырезать из картона круг.
- Нанести на круг слой пластилина.
- Придумать рисунок .
- Использовать технику выкладывания на пластилин бисера и бусинок.
- Закрепить шнурок.
- Представить работу