Цели:
- Учебная: формировать умения решать задачи с помощью уравнения; создать условия для понимания зависимости между величинами, отработать умение составлять план-схему и таблицу по условию задачи, совершенствовать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения и выделения главного
- Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи при комментировании решений, развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать умения: анализировать, оценивать, аргументировать и делать выводы, развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путём использования яркой, красочной презентации к уроку.
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, формировать умение работать в парах.
Оборудование и наглядность: Компьютер, проектор, экран. Презентация PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой учащихся на работу. Приветствие учителя. (слайд 1. См. Приложение 1)
II. Начало урока
Сообщение темы, постановка целей и задач на уроке .(слайд 2)
III. Устная работа
1) Устный счёт: математическая цепочка.
Учащимся демонстрируется слайд 3, на котором представлены математические цепочки. Учитель фронтально работает с классом.
2) Блиц-турнир.
Учащимся демонстрируются слайды 4–7, на которых представлены задачи на составление буквенных выражений.
Задачи блиц-турнира.
- Утром Маша сделала х бумажных журавликов, что в 2 раза меньше, чем вечером. Сколько бумажных журавликов всего сделала Маша?
- В саду у кустов чёрной смородины, а красной в 2 раза меньше. Во сколько раз больше кустов чёрной смородины, чем красной?
- Купили а коробок ёлочных игрушек по 4 игрушки в каждой. Сколько ёлочных игрушек купили?
- х кг яблок разложили в 5 ящиков . Сколько кг яблок положили в 13 таких ящиков ?
IV. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Учащиеся получают бланк с заданием.
1-й вариант | 2-й вариант |
1)3х больше, чем х на 48, | 1) 27х на 12 меньше, чем 201; |
2) 8х вдвое меньше, чем 208; | 2) 380х в 19 раз больше, чем 101; |
Составьте краткую запись и запишите в виде равенства: | |
3) У Вани было х яблок, у Пети на 8 яблок больше, а у Нины на 3 яблока меньше, чем у Вани. Вместе у них было 41 яблоко. | 3) В первый сосуд налили х л жидкости, во второй – на 7 л меньше, чем в первый, а в третий на 10 л больше, чем во второй. В третьем сосуде оказалось столько жидкости, сколько в первом и во втором вместе. |
Ученики самостоятельно работают 7–10 минут, а в это время 2 ученика (один из 1 варианта, другой из 2 варианта) выполняют это же задание на задней части доски. (на экране слайд 8). Проверка выполнения самостоятельной работы осуществляется с использованием слайда 9.
V. Физкультминутка
(слайд 10).
VI. Объяснение нового типа задач
1) Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на части. Разбор задачи № 583, используя объяснительный текст учебника.
– Прочитайте задачу.
– Это задача на части.
– Прочитайте её решение. Обратите внимание на то, что надо обозначить за х
– Итак, х – это масса одной части.
– Какие компоненты надо взять, чтобы приготовить вишнёвый сироп?
– Сколько частей каждого компонента надо взять?
– Обратите внимание на схему в учебнике.
2) А сейчас мы с Вами по такому образцу составим схему и решим задачу на части. Посмотрите на экран. На экране появляется текст задачи № 622.
( Разбор задачи № 622, текст которой у детей на бланке к уроку и на слайде 11.)
Идёт фронтальная работа с классом.
– Прочитайте задачу.
– Что следует обозначить за х?
– Какие компоненты берут для приготовления вишнёвого варенья ?
– Как составить схему к задаче?
(Учащиеся объясняют ,и постепенно всё решение появляется на слайде 12.)
– Объясните, как составить уравнение?
Учащиеся записывают решение задачи в тетради.
3) Самостоятельное решение задачи на части (слайд 13) с последующей самопроверкой.(слайд 14)
Условие задачи: В смеси цукатов содержится 3 части авокадо, 4 части киви и 2 части ананасов, 7 частей бананов. Какова масса смеси цукатов, если в ней бананов больше, чем киви на 177 г?
VII. Повторение
1) Разбор нестандартной задачи на составление уравнения (слайды 16,17,18,19), похожая задача рассматривалась на предыдущем уроке.
Текст задачи: В первом бидоне было в 3 раза больше подсолнечного масла, чем во втором. Когда из первого бидона перелили во второй 10 л, то во втором бидоне стало масла в 2 раза больше, чем в первом бидоне. Сколько литров масла стало в каждом бидоне?
Идёт фронтальная работа учителя с классом.
- Что примем за х? Почему?
(За х лучше принимать количество литров масла во втором бидоне, то есть – меньшую величину.)
– Тогда, что можно сказать о первом бидоне?
(3х л – в первом бидоне)
– Когда из первого бидона перелили во второй, то сколько стало литров масла в первом бидоне? Сколько – во втором?
– Теперь составим и заполним таблицу.
– На основании какого утверждения можно составить уравнение?
Составленное уравнение учащиеся решают самостоятельно, один ученик на задней части доски, с последующей проверкой в классе.
2) Далее учащиеся самостоятельно решают уравнения из бланка по вариантам. Первые двое учеников, правильно решивших уравнение ( по одному от каждого варианта ) демонстрируют своё решение классу. Дети меняются тетрадями и друг у друга проверяют решение уравнения.
1-й вариант | 2-й вариант |
х : 16 = 324 + 284 | 1344 : у = 543 – 487 |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
– С какими задачами мы сегодня познакомились на уроке?
– Каков план решения задач на части?
– Что вам понравилось на уроке?
– Какие были затруднения?
Далее учитель выставляет оценки за работу на уроке.
IX. Домашнее задание
№ 601(в; г), 607.
Используемая литература.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика 5 класс, часть №1. ОАО “Московские учебники”. М., 2006.
- Ершова А.И., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. М.: Илекса, 2008.