Цели:
- совершенствование навыков устных и письменных вычислений;
- закрепление знаний нумерации чисел;
- развитие умений наблюдать, сравнивать, логически мыслить;
- воспитание любви к родному городу, развитие интереса к изучаемому предмету и к истории родного края.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука – эта математика.
2. Сообщение темы и цели урока
– Мы отправляемся сегодня путешествовать по нашему городу. Чтобы узнать об истории и достопримечательностях города, будем выполнять арифметические действия с многозначными числами, закреплять знание нумерации.
Как вы думаете, какие знания и умения, полученные на уроках, вам пригодятся?
3. Устный счет
– Молодцы! Приготовьте счетные блокноты.
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться.
И кругом только умные лица,
Точно, верно считаем в уме.
- Множитель 9, множитель 8. Найти произведение.
- Делимое 42, делитель 7. Найти частное.
- Число 6 увеличить в 5 раз.
- 7 взять 8 раз.
- Произведение 36, первый множитель 6, найти второй.
- 81 уменьшить на 9.
- Какое число надо увеличить в 4 раза, чтобы получить 24.
- Слагаемое 39, слагаемое 33. Чему равна сумма?
- Уменьшаемое 80, вычитаемое 8. Найти разность.
- 70 уменьшить на 14.
4. Закрепление умений выполнять действия с многозначными числами
– Подпишите число, “Классная работа”
Прочитайте числа. (1777, 2009, 232)
– Какие это числа?
– Какое из них лишнее? Почему?
– Из разрядных единиц какого класса оно состоит?
– Что это за числа? Знакомы ли они вам?
1777 – год образования города Череповца.
2009 – текущий год.
232 лет исполнится 4 ноября нашему городу.
На высоком холме
По обычаям древним
В стороне отдаленной
Глухой и лесной
Возвели наши предки
Свое поселенье
Над рекой многоводной
Привольной Шексной.
Деревенские улицы и переулки…
Живут здесь крестьяне и кузнецы, плотники и иконописцы.
Вот так начинался Череповец.
Об образовании города Екатерина подписала указ.
На доске:
Указ
Преобразовать село………… , а также, прилегающие
к нему
сёла …………………… и ………………………..
в город Череповец.
– Перед вами ключ для того чтобы узнать какие сёла были преобразованы в город Череповец.
1-й вариант
372160 : 4 • 7 (651280)
2-й вариант
111105:9·6 (74070)
Ученик у доски.
483042 : 6 • 8 (644056)
Проверьте в парах. Сложите числа из цифр. Если решение выполнено верно, получите названия сёл.
Устный счёт:
– Город деревянных домов. Леса, болота вокруг…
Над болотом тихо, тихо…
В теплом воздухе парят
Сам Комар и Комариха
С ними – туча комарят!
Комариха с Комаром говорят.
Сосчитай-ка Комар комарят.
Как же счесть Комариха комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха 40 пар,
А продолжил этот счет сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал,
Насчитал 13000 и устал…
А теперь считайте сами вы друзья!
Велика ли комариная семья?
– Какую информацию получили, прослушав эту шуточную задачу?
– Запишите в тетрадь выражение, которое
позволит узнать велика ли комариная семья.
(40 • 2 + 13000 + 2 = 13082)
Археолог и историк – Константин Матвеевич Бородин, побывав в Череповце, написал:
“Домов 229, все деревянные, лавок 35, жителей всего 1076.”
– А по последней переписи 322000.
– На сколько увеличилось население города? Запишите выражение столбиком.
– Сейчас даже не представить, что наш город-гигант, город металлургов, город химиков, город пяти морей был когда-то таким маленьким. Город рос, строился. Много разных событий произошло с момента основания города. Построено несколько заводов, введена в строй железнодорожная ветка, пошел по городу первый трамвай…
– Кажется, что трамвай ходил по нашему городу всегда, но это не так.
– Когда же по городу пошел первый трамвай?
Выберите любой вариант.
Сколько чисел нужно сложить?
Запишите верный ответ. Проверьте в паре.
Сколько лет ходил по городу трамвай? (2003 – 1956 = 47)
В 1949 году начато строительство металлургического комбината, сейчас мы его называем “Северсталь”.
5. Физкультминутка
Город, в котором с тобой мы живем, можно по праву сравнить с букварем.
Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобой беда.
А вот в 1959 году в город пришло телевидение. Была введена в строй телевышка. Ее высота 108 метров. Со временем она не стала удовлетворять современным требованиям, и была построена еще одна высотой 200 метров.
– На сколько вторая вышка выше первой?
Строители должны были произвести точнейшие расчеты, чтобы установить их в городе две телевышки.
Мы также выстроим сейчас конструкцию из математических выражений. Результат каждого предыдущего примера будет началом следующего. И если верно выстроим цепочку, на доске вырастут 2 телевышки.
Что общего в этих примерах? (примеры с многозначными числами в одно действие)
Расположите карточки с решенными примерами по порядку.
Переверните карточки (должны получиться две телевизионные вышки)
Дополнительное задание для сильных учеников:
Для выполнения примеров в несколько действий, мы должны знать правила порядка их выполнения.
1070 – 180 • 3 + 230 • 2 = 990 – длина Октябрьского моста.