Художественное и техническое моделирование плечевых швейных изделий на основе чертежа цельнокроенной основы

Разделы: Технология


Формулировка темы в виде проблемного вопроса: Каким образом организовать взаимодействие учителя и ученика в процессе становления способности понимать алгоритм проектирования плечевых швейных изделий и решать проблему выбора при “ конструировании и моделировании плечевых швейных изделий на основе чертежа цельнокроеной основы” в образовательном пространстве предмета “Технология”.

Цели урока:

  • образовательные: создание условий диалоговой среды для того, чтобы учащиеся увидели личностный смысл в проектировании плечевых швейных изделий на цельнокроеной основе, соответствующих современному направлению моды;
  • развивающие: через создание атмосферы эмоциональной комфортности создать условия для развития конструкторско-технологических способностей учащихся; расширение знаний о возможностях компьютерной графики в современном конструировании;
  • воспитывающие: создание условий для воспитания готовности самосовершенствовать свою личную культуру труда (аккуратность, трудолюбие, графическую грамотность).

Задачи:

  • способствовать становлению положительной мотивации к освоению практического опыта через вовлечение детей в различные виды профессиональной деятельности;
  • осуществить реализацию диалогового подхода в соотнесении имеющегося информационного и практического опыта проектирования ночной сорочки и организация опыта проектирования современных плечевых изделий на цельнокроеной основе;
  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся;

Тип урока: комбинированный;

Форма: деловая игра;

Интеграция: изобразительное искусство, черчение;

Профессиональное самоопределение: художник- модельер, художник-конструктор, инженер- технолог;

План урока:

  1. Вступительная часть – 5 мин.
  2. Выполнение творческого задания – 7 мин.
  3. Обмен знаниями – 6 мин.
  4. Контрольные вопросы, обсуждение – 6 мин.
  5. Практическая работа – 15 мин.
  6. Игра “Морской бой” – 5 мин.
  7. Аналитическая часть – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Творческая тема нашего урока звучит таким образом: “Встречают по одёжке, а провожают по уму”. Чтобы определить предметную тему нашего урока, давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках.

На предыдущих занятиях, процесс конструирования и моделирования плечевых швейных изделий на цельнокроеной основе мы рассматривали на примере русского народного сарафана, потому что именно русский народный костюм для многих современных художников стал неиссякаемым источником творчества, именно русский народный костюм дал жизнь современному моделированию. И изучив основы проектирования русского национального костюма на цельнокроеной основе можно научиться создавать различные модели плечевых швейных изделий, соответствующие современному направлению моды.

На предыдущем занятии при проектировании сарафанов с учётом русских традиций мы узнали, что в пределах традиций – в каждом уголке России были свои сарафаны и мотивы вышивки. Встречая по одежке можно было сказать, откуда пришла гостья, из какой губернии.

Но и на сегодняшний день, небезызвестная русская народная пословица “По одежке встречают, а по уму провожают” является актуальной. Почему?

3. Создание проблемной ситуации

Учитель: В наше время представим такую ситуацию- проблему: В класс вошла новая ученица. Поздоровалась. Села за парту. Ты смотрела на неё всего лишь минутку, но уже поняла, есть ли у неё вкус, аккуратный ли она человек, старается ли подражать другим или, наоборот, стремится выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. Всё это о твоей новой однокласснице рассказала её одежда. Я обращаюсь к вам:  хотите ли всегда выглядеть элегантно и красиво в любой жизненной ситуации?

Сегодня на уроке я предлагаю вам: проанализировать и закрепить процесс проектирования плечевых швейных изделий на цельнокроеной основе; осуществить художественное и техническое моделирование блузок, соответствующих современному направлению моды, имея определённый багаж знаний по конструированию и моделированию ночной сорочки, русских народных сарафанов.

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём следующие слова великого учёного, Франклина Бенджамина, эмоционально раскрывающие смысл творческого названия темы нашего урока.

Приложение 1 (слайд 1)

4. Информационная часть

Учитель: Напомню вам, что процесс проектирования включает в себя два основных этапа. (Слайд 2) Алгоритм проектирования швейных изделий можно представить в виде следующей схемы (Слайд 3)

Примечание. Учитель составляет и анализирует схему совместно с учащимися (этапы появляются на доске по заданному щелчку). Что демонстрирует нам эта схема?

– Оказывается , при проектировании швейных изделий от эскиза до готового изделия мы можем познакомиться с работой художника-модельера, конструктора, конструктора-модельера ,технолога по изготовлению одежды, швеи, а при показе своих моделей ещё и с профессией демонстратора одежды, что поможет нам в будущем при участии в городских конкурсах юных дизайнеров-модельеров, в которых мы ежегодно принимаем участие с 2003 года. (Слайды 4–6)

Особенно хочется отметить две модели из последней коллекции “Ситцевый бал-2008”, которые были отмечены почётными грамотами и индивидуальными призами за оригинальность и высокую художественную эстетичность художником по костюмам Шахтинского драматического театра “Пласт” Покровской Е.В.

Прежде чем приступить к работе после вышесказанного увидела – ли каждая из вас личностный смысл для себя в проектировании плечевых швейных изделий? И хотели – бы вы не только быть красивым, но и самим учиться создавать такую красоту ?

Совместную творческую деятельность по анализу алгоритма проектирования плечевых швейных изделий на цельнокроеной основе, по организации опыта художественного и технического моделирования современных моделей блузок на цельнокроеной основе мы сегодня организуем в форме деловой игры. Мы сегодня будем работать в ателье, где на практике осуществим процессы профессиональной деятельности художника-модельера, конструктора-модельера, инженера- технолога, что поможет, безусловно, Вам в будущем с выбором профессии. Мы разделимся на три команды. Команда №1 – художники-модельеры; команда №2 – конструкторы- модельеры; команда №3- инженеры-технологи.

Конкурс 1. Домашнее задание. Каждая команда представляет свои эмблемы и девиз.

Конкурс 2. Актуализация теоретических знаний учащихся. Выполнение творческих заданий

Приложение 2

Примечание. В процессе совместной деятельности по выполнению творческих заданий мы будем работать в командах в системе сотрудничества, каждый при этом сможет заработать и себе оценку и принести очки команде, но вид и характер деятельности будет поочередно меняться.

2.1. Переформировываются группировки команд. В течение 7–10 мин команды повторяют процессы профессиональной деятельности:

1–2 номера – художников-модельеров;
3–4 номера – инженеров-технологов;
5–6 номера – конструкторов-модельеров.

Те номера, которые остались после перегруппировки на своих местах, в своих командах отвечают за качество выполняемых творческих заданий, характерных по их названию и могут заработать максимальное количество баллов- “5”; а те номера, которые переходят из команды в команду, отвечают за объём и качество той информации, которую они принесут из других команд. От них зависит смогут ли команды ответить на контрольные вопросы по изученным процессам и сможет команда заработать дополнительные очки.

2.2. В течение 6 мин представители от команд делятся полученными знаниями с товарищами внутри команд. Преимущества: в течение 7-10 мин учащиеся одновременно повторяют три процесса проектировочной деятельности.

2.3. После того как, каждый ученик внутри каждой команды поделится полученными знаниями с товарищами по команде, учитель задаёт вопросы, ответив на который представитель от команды сможет принести очко своей команде.

Вопрос 1-й команде: Что должен учитывать художник-модельер при создании моделей одежды, при составлении эскизов моделей?

Ответ обучающихся: Приступая к композиционному решению модели, художнику-модельеру необходимо осмыслить идею будущего изделия и его назначение. Гардероб девушки может состоять из одежды разных стилей, но выбор одежды должен соответствовать её назначению.

Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В то же время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в весёлую атмосферу дискотеки, а повседневная одежда – в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризует его внутреннюю культуру образ мыслей, интересы. И нужно всегда помнить, что “элегантность – это не то, что бросается в глаза, а то, что остаётся в памяти навсегда”. (Дж. Армани ).

Одним из самых выразительных средств в одежде является цвет. И художник-модельер при создании эскиза модели должен обязательно учитывать свойства цвета. Нужно отметить, что классической цветовой композицией считается сочетание трёх цветов.

Учитель: Мы живём с вами в век информационных технологий, и чтобы быть успешным человеком современного общества должны учиться применять их на практике. И я познакомлю вас сегодня с таким графическим редактором, как Paint .Эта программа позволяет создавать, просматривать и редактировать рисунки. При её использовании на смену альбомному листу и графитовому карандашу приходит экран монитора. На нём расположена панель инструментов, содержащая следующие кнопки: карандаш, кисть, распылитель, выделение, заливка, текст, ряд геометрических фигур, резинка и некоторые другие. Созданные рисунки можно выводить на печать, либо вставлять в другие документы. Для достижения наилучшего результата, открою вам маленький секрет, в данной программе есть функция – показать сетку, и тогда рисовать – намного проще! (Вид / масштаб / крупный. Вид / масштаб / показать сетку).

И, что очень важно, как я считаю, с помощью этой программы можно оперативно подобрать любую цветовую гамму, используя таблицу цветовых сочетаний. Примеры рисунков, выполненных с помощью программы Paint представлены Рис. 1, Рис. 2

Вопрос 2-й команде: За что отвечает конструктор-модельер?

Каким образом, а именно, используя какие средства художественной выразительности можно подчеркнуть достоинства индивидуальной фигуры?

Ответ обучающихся: Объём костюма вписывается в рамку силуэта, в пределах которой возможно различное вариативное сочетание конструктивных и декоративных линий.

Конструктор-модельер, выполняя техническое моделирование (разрабатывая кокетки, карманы, складки), а также успешно сочетая конструктивные и декоративные линии сможет подчеркнуть достоинства индивидуальной фигуры. Например, вертикальные линии в одежде зрительно удлиняют фигуру, подчёркивают стройность. Горизонтальные линии более статичны, зрительно уменьшают вертикальные размеры модели. Кривые, овальные линии создают мягкую форму, плавность.

Успешно выполнять техническое моделирование позволяет графический редактор Wicrosoft Visio, являющийся на сегодняшний день одним из современных средств компьютерного моделирования. Мы рассматривали его возможности на предыдущих уроках и как вы научились им пользоваться , продемонстрируете сегодня , я не буду на нём останавливаться напомню лишь то, что данный редактор имеет возможности выполнять построение чертежей ,выкроек в масштабе, без использования обычных карандаша и линейки, и что немаловажно, быстро и качественно

выполнять построение сопряжения, т. е плавный переход одной линии в другую без построения дополнительных линий и без использования дополнительных лекал. Приложение 3 (Приложение 3 можно получить у автора статьи)

Вопрос 3-й команде:

Что раскрывает технологическая карта – как основной документ конструкторско-технологической документации и за что отвечает инженер-технолог?

Ответ: Инженер-технолог отвечает за качество технологического процесса изготовления одежды. Технологическая карта раскрывает алгоритм, т.е. последовательность технологических операций при изготовлении одежды. В настоящее время распространены компьютерные версии технологических карт, которые более наглядно раскрывают технологические процессы.

Конкурс 3. Практическая работа “Лестница достижений по техническому моделированию”

А сейчас приступаем к практической работе, в результате которой вы сможете заработать себе оценку в соответствии с индивидуальными способностями, и соответственно очки для команды. Мы сейчас поиграем в игру “Лестница достижений”. По завершению выполнения заданий I уровня учащиеся предъявляют их на проверку и при правильном решений всех заданий получают отметку “зачтено” ( если намерены решать задачи следующего уровня” и “3” ( если приняли решение ограничиться базовым уровнем). На оценку “4” необходимо проявить творческое воображение , выполнив художественное и техническое моделирование, придумать разнообразные модели блузок ,которые я хотела –бы увидеть в своём гардеробе. На оценку “5” учащимся необходимо выполнить техническое моделирование наиболее понравившейся модели блузки с помощью графического редактора Wicrosoft Visio. Таким образом, от вашего желания зависит, на каком уровне достижения вам следует остановиться и помочь своему товарищу по команде, а может продвинуться дальше.

Практические задания дифференцированного характера представлены. Приложение 4

Примеры практических работ, выполненных учащимися на оценку “5” представлены.

Приложение 5 (Приложение 3 можно получить у автора статьи)

Конкурс 4. “Морской бой”

В то время, когда некоторые учащиеся будут выполнять задания уровня, оцениваемого высшей оценкой, с другими рекомендуется провести интеллектуальную игру “Морской бой”.

У нас три команды. Выбираются ассистенты, которые ведут учёт очков команд, отмечают на игровом поле “выстрелы”. Командам выдаются поля с координатами их кораблей. Та команда , которая до этого набрала больше всех очков называет координату 1-го “ выстрела”.Задаётся вопрос той категории сложности, сколько стоит очков на этой клетке. На размышление команде даётся столько же секунд, сколько “стоит” вопрос. Если команда ответила правильно, то очки засчитываются в плюс, если неправильно или не ответила, то ноль очков. Если на этой клетке стоит корабль, то команда продолжает “стрельбу”, если на этой клетке нет корабля , то ход переходит к противнику.

Команда выбывает из игры , если “потоплены” все её корабли. Выигрывает та команда, которая к моменту, когда “сбиты” все корабли, наберёт больше всех очков, т.к. эта игра интеллектуальная. На втором месте та команда, у которой остался последний корабль на “плаву”. Игровое поле, поле ведущего, вопросы по категориям сложности представлены.

Приложение 6

5. Аналитическая

В заключение нашего урока ответим на вопросы кроссворда “Корабль знаний”, закрепляя теоретические знания.

Приложение 7

Учитель: Что нового и полезного вы узнали для себя сегодня на уроке?

Приблизительные ответы учащихся:

  1. Мы повторили и проанализировали процесс проектирования швейных изделий.
  2. Мы познакомились с колоссальными возможностями графического редактора Paint. Мы узнали, что эта программа позволяет создавать, просматривать и редактировать рисунки, оперативно подбирать цветовую гамму, используя таблицу цветовых сочетаний.
  3. Мы закрепили практические знания по художественному и техническому моделированию базовой цельнокроеной основы в соответствии с заданной модели блузки, соответствующей современному направлению моды, как традиционным способом (с помощью линейки, карандаша, лекала), так и с помощью графического редактора Wicrosoft Visio.
  4. В результате деловой игры в форме сотрудничества мы познакомились и осуществили процессы профессиональной деятельности художника-модельера, конструктора-модельера, инженера-технолога.

В завершение нашего урока, хочу вам пожелать в повседневной жизни успешно сочетать изученные компетенции, а именно компетенции художника-модельера, конструктора-модельера, инженера-технолога и удачно использовать их на практике, чтобы всегда выглядеть элегантно и красиво в любой жизненной ситуации. Хотя, как знать, может, в будущем вы будете известнее, чем Вячеслав Зайцев, Пьер Карден, Пако Раббан и другие.

6. Домашнее задание

Создать мини-презентацию своих высказываний о моде, стиле, одежде с помощь программы Power Point , чтобы вы увидели для себя личностный смысл и смогли создать свой неповторимый стиль.

7. Эмоциональное завершение урока

На специальном листе, на доске приклеивают шаблоны – выражения лиц, характеризующие их эмоции, оставшиеся после урока:

– мне понравилось;

– так себе;

– мне не понравилось