Пояснительная записка
Участвуя в фестивале “Открытый урок” я хочу поделиться с коллегами разработкой урока по Правам Человека, который я проводила с десятиклассниками в рамках школьного клуба английского языка “Глобальное общение”. Раз в неделю в наше распоряжение предоставлялся компьютерный класс, чтобы мы могли участвовать в совместных проектах с нашими зарубежными партнерами. Гимназия № 6 “Горностай” в Новосибирске, в которой я работаю, до 2002 была муниципальной общеобразовательной школой с углубленным изучением английского языка, поэтому в 10–11 классах я использовала аутентичный УМК “Streetwise – Upper-intermediate” Oxford University Press.
Весной 2001 года наши партнеры по переписке из общеобразовательной школы в Бонне, Германия, учительница английского языка Урсула Домбровски и ее ученики, предложили заполнить страничку “Law” (Правовую страничку). Затем немецкие школьники прислали нам набросок своей странички (см. Таблица 1). Взяв его за основу, я разработала и провела следующий урок, который затем проводила несколько лет подряд.
Учащиеся: 10 класс (15–16 лет)
Уровень английского: Intermediate; урок ведется на английском, за исключением работы с программой “Консультант Плюс”, которая имеется только в русской версии
Время: 1 урок = 45 минут
Задание для учащихся: заполнить таблицу “Закон” (Law) правовой странички
Цели урока:
- обеспечить практическую ситуацию общения со сверстниками по-английски
- научиться новому виду работы – обмен информацией с зарубежными сверстниками
- расширить лексический запас учащихся
- расширить знания учащихся о законах своей страны и других стран
- способствовать воспитанию толерантности, взаимопонимания и желания узнать больше о жизни, интересах и проблемах подростков других стран
Урок разработан, чтобы развивать следующие навыки учащихся:
- работа на компьютере: печать, работа в WinWord и со справочной правовой программой “Консультант Плюс”, работа в Интернете
- совместная работа над проектом
- нахождение информации по интересующему вопросу, ее анализ, оформление, дополнение и классификация
Материалы: Распечатка правовой страницы из Германии (первая версия, Таблица 1). Электронная версия этой страницы в формате DOC-файла и справочная правовая программа “Консультант Плюс” (на русском языке), установленные на сервере так, что каждый компьютер в сети имеет доступ к ним.
Место проведения урока: школьный компьютерный класс с 10 компьютерами, подключенными к сети.
Последовательность
Подготовительный этап:
Введение: В конце очередного урока знакомлю десятиклассников с идеей принять участие в создании совместной правовой странички со сверстниками из класса фрау Домбровски, с которыми мы уже сделали ряд проектов. Записываю на доске тему странички “Law” и предлагаю посмотреть на компьютерах первую версию этой странички, присланную из Германии и установленную на школьных компьютерах. Учащиеся просматривают материалы. На этой страничке речь идет о том, какие права и в каком возрасте получают подростки. Табличка заполнена школьниками из Бонна только для Германии и Великобритании. Мы должны заполнить её для России. Для этого мы будем пользоваться специальной справочной правовой программой “КонсультантПлюс”, но может быть кто-нибудь из членов кружка захочет спросить родителей или друзей. Информацию мы все равно проверим на уроке по программе. Домашнее задание: собрать предварительную информацию по вопросам правовой странички. (10 мин)
Основная часть
Тема урока: “Law”. На занятие клуба приглашается носитель языка (раньше это были волонтеры Корпуса Мира и американцы-студенты Новосибирского Государственного университета).
В начале урока спрашиваю учащихся, что им удалось узнать по теме урока, и записываю информацию на доске в заранее начерченной таблице с вопросами, присланными из Германии. В ней остаются еще пустые ячейки. Заостряю внимание учащихся на том факте, что права человеку даются постепенно, а не все сразу. (7 минут)
Затем, приглашенный на английском рассказывает о том, с какого возраста подростки в Соединенных Штатах могут иметь водительские права, работать полный рабочий день, жениться, голосовать и т.д. Так, в таблице на доске заполняем еще один столбец для США, и у нас получается сравнительная таблица. (15 минут)
Теперь можно сесть за компьютеры и заполнить таблицу “Law”, имеющуюся на компьютерах, для США и России. Пустые ячейки заполняем с помощью программы “Консультант Плюс”. Одновременно надо проверить сведения, собранные до урока. Каждая группа у компьютера (это может быть и один и более учеников) должна постараться найти ответы на все вопросов таблицы.
Для поиска документа достаточно воспользоваться самыми основными поисковыми возможностями справочной правовой системы “Консультант Плюс”. Структурной единицей Информационного Банка системы является документ, который имеет реквизиты: номер, дата принятия, вид документа и т.п. Принцип поиска документов следующий: нужно выбирают поисковое поле или несколько полей в карточке реквизитов. Затем в словаре (диалоге) поля определяем реквизиты нужного документа. По этим реквизитам система осуществляет поиск после нажатия соответствующей кнопки. Список документов, найденных по запросу, нужно просмотреть и взять необходимую информацию. Здесь следует заметить, что я заранее встретилась с учителем права нашей гимназии Галиной Константиновной Балабушевич, чтобы по каждому вопросу таблицы определить два поисковых поля в карточке реквизитов. Например, по вопросу “с какого возраста можно жениться/выходить замуж” поисковые поля будут – “вид документа” (в словаре – “кодекс”) и “название документа” (в словаре – “семейный”). Запросу будут соответствовать 4 документа. Таким образом, мы постарались помочь детям. Я приготовила карточки с необходимыми сведениями о поисковых полях по каждому вопросу таблицы “Law”.
Я раздаю ученикам таблички и объясняю принцип работы справочной правовой системы “КонсультантПлюс”. Затем учащиеся работают с программой, а я стараюсь заметить, кто из детей быстрее и, главное, правильно заполняет таблицу и помогаю им, если необходимо. Сохраняем то, что сегодня сделали (см. Таблица 2). (20 минут)
Можно оценить усилия тех, кто заранее дал правильные ответы на вопросы странички “Law” и кто первыми и правильно заполнили всю таблицу, пользуясь программой “Консультант Плюс”. (3 минуты)
В качестве домашнего задания можно попросить учеников написать письменную работу в 100 слов на тему “16 лет – возраст, когда получаешь все права”.
Инициативная группа собирает все работы детей, сводит в одну страничку “Law” и по электронной почте, пользуясь программой “Outlook”, отправляет его в общеобразовательную школу в Бонне, Германия, на адрес учительницы Урсулы Домбровски. (Эта работа, к сожалению, выполнялась после урока). Члены инициативной группы получают поощрительные оценки.
Обоснование предложенного варианта урока. Несомненным плюсом является то, что у детей есть реальные партнеры, с которыми они обмениваются информацией по-английски. Вдобавок, такое занятие дополнительный стимул и возможность совершенствовать как гражданские навыки, так и грамотность по английскому языку. Работая со словарем, пользуясь компьютерной функцией проверки правописания и помощью учителя, школьники совершенствуют такие навыки грамотности как: логика, орфография, искусство переписки, стиль и словарный запас.
Роль учителя. Во время занятия я вдохновляю, организовываю, помогаю и советую. Здесь хочу сказать, что я как учитель английского языка и как пользователь компьютера очень многому научилась при подготовке и проведении данного урока. Мне самой пришлось освоить новую для меня программу “Консультант Плюс” некоторые функции программы WinWord.
Критерии оценки деятельности учащихся. Работа на таком занятии оценивается комплексно. Кроме грамматики и орфографии нужно оценить активность ученика, творческий подход и качество конечного результата.
Послесловие. Начиная с 2001 года, я каждый год проводила урок “Правовая страничка “Law”” во всех своих группах в старших классах. Детям он нравится своей информативностью. Если не удавалось пригласить на урок носителя языка, то я сама рассказывала детям об Американских законах и некоторых особенностях жизни в Америке.
Таблица 1
(набросок правовой странички, присланный из
Германии)
How old do you have the right ... (С какого возраста ты имеешь право…) | in the UK | in Germany | in Russia |
... to drive a car? (водить машину) | 17 | 18 | |
... to drink alcohol? (пить) | 18 | 16 | |
... to ride a 50cc motorbike? (водить мотоцикл) | 16 | 16 | |
... to vote? (голосовать) | 18 | 16/18 | |
... to leave school? (уйти из школы) | ? | 16 | |
... to get married? (жениться) | 18 (16??) | 18 | |
... to have sex with a person of the opposite sex? (отношения с представителями противоположного пола) | 16 | 14 | |
... to have sex with a person of the same sex? (одного пола) | 18 | 18 |
Natalie & Dani
Germany (Германия)
Таблица 2
(правовая страничка, дополненная моими
учениками)
LAW
How old do you have to be ... |
In the USA | in the UK | in Germany | in Russia |
... to drive a car? | 16 rent a car from 25 |
17 | 18 | 18 |
... to drink alcohol? …to buy alcohol and cigarettes |
21 | 18 | 16 | 18 |
... to ride a 50cc motorbike? | 16 | 16 | 16 | |
... to vote? | 18 | 18 | 16/18 | 18 |
... to leave school? | 16 | ? | 16 | 16/17 |
... to get married? | 18 | 18 (16??) | 18 | After 16 for special cases and with the parents‘ permission and after 18 without it |
... to have sex with a person of the opposite sex? |
16 | 14 | 18 | |
... to have sex with a person of the same sex? | 18 | 18 | 18 | |
…to have a passport (иметь паспорт) | At any age | 14 | ||
…to work full time (работать полный рабочий день) | 17 | Since 18 and after 14 you can have a part-time job | ||
…to go to prison (нести уголовную ответственность) | 18 | After 14 for most cruel crimes and after 16 for any crime |
RUSSIA