Пояснительная записка
Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.
Одной из приоритетных задач комплексной программы “Детство” является:
– побудить творческую активность детей;
– стимулировать воображение, желание включаться
в творческую активность.
Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества, в частности, в конструировании. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщенна разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Конструирование рассматривается не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная, умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности и направленной на создание новых целостностей (сюжета, рисунка и т.д.).
Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру.
В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятия мышления, внимания, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе.
Выделяют два типа конструирования:
– художественное;
– техническое.
В художественном конструировании большое значение имеет цвет, форма, фактура материалов. Именно они создают художественный почерк индивидиума, с их помощью создатель – в данном случае ребенок – материализует представление своего внутреннего мира во внешнюю сферу.
Мною были разработаны перспективные планы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по конструированию, а также разработаны к ним конспекты занятий, сценарии совместной деятельности и схемы изготовления поделок.
Целью написания перспективных планов является:
– систематизация деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из природного и бросового материала.
Создание перспективных планов строится на основе программы “Детство” и включает в себя следующие разделы:
– направление работы;
– педагогические задачи;
– организацию предметно-развивающей среды;
– совместная деятельность;
– занятие, др. виды деятельности с детьми.
Перспективный план затрагивает два направления:
– конструирование из природного материала;
– конструирование из бросового материала.
Задачей педагога является формирование навыков и умений творческой, конструктивной деятельности.
В основу реализации программы “Детство” заложена модель целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Исходя из этого, приоритетное место в образовательном процессе занимают совместная и самостоятельная деятельность детей.
Обучение детей происходит в процессе совместной деятельности и строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребёнка.
Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении приобретённого ребёнком опыта конструирования
Работа по конструированию с природным материалом начинается с третьего квартала средней группы и продолжается до конца подготовительной к школе группы. В старшем дошкольном возрасте к конструированию из природного материала добавляется конструирование из бросового материала. В каждой возрастной группе предполагается проведение трех совместных деятельностей и трех занятий.
Возможность контролировать и корректировать успешность овладения ребенком программой дает педагогическая диагностика. Облегчает наблюдение и последующий анализ детской деятельности диагностические карты, которые педагог заполняет в ходе наблюдений с помощью условных обозначений.
К концу первого года обучения ребёнок должен уметь:
– видеть образ в природном материале,
составлять образ из частей;
– использовать для закрепления частей клей,
пластилин;
– творчески дополнять изображение деталями;
– замысливать образ, отбирать самостоятельно
средства выразительности, способы создания
изображения, планировать работу;
– работать вдвоём, втроём дружно;
– испытывать удовлетворение от своей хорошо
выполненной работы и работы товарищей;
– проявлять потребность создавать прекрасное и
украшать им дом, детский сад, дарить близким,
вносить его в игры и т.п.
К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен уметь:
– совершенствовать окружающие предметы путём
составления, соединения различных частей;
– использовать для скрепления разнообразные
соединительные материалы: проволоку, пластилин,
нитки, клей и т.д.;
– освоить способ работы различными
инструментами: ножницами, иголками, шилом,
линейкой и др.;
– планировать свою работу как в индивидуальной
деятельности, так и при коллективном творчестве;
– освоить способы конструирования из различных
бросовых материалов: спичечных коробков,
катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и др.
Систематизация работы по развитию творческих способностей детей в процессе конструирования из природного и бросового материалов дает возможность использования перспективных планов в группах, реализующих комплексную программу “Детство”. В данных перспективных планах нет чёткой регламентации временных рамок, что позволит педагогам более творчески подойти к их реализации найти дифференцированное содержание для каждого ребёнка в зависимости от его возможностей и уровня развития. Педагогам, реализующим планы, необходимо научиться радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не результат, но и процесс творчества.
Средний дошкольный возраст (4–5 лет)
Направление работы | Задачи | Предметно-развивающая среда | Темы совместной деятельности | Темы занятий | Другие виды деятельности с детьми |
Развитие творческих способностей дошкольников среднего возраста в процессе конструирования из природного материала | 1.Учить видеть образ в природном
материале. 2. Учить составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин. 3. Учить творчески дополнять изображение деталями. 4. Учить создавать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения. 5. Учить планировать работу, работать вдвоем, втроем дружно. |
– Соединительные материалы: клей,
пластилин. – Инструменты: ножницы. – Природный материал: плоды шиповника, рябины, шишки, скорлупка фисташек, грецких орехов, засушенные листья, косточки абрикоса, вишни, персика, сливы, хурмы, семена яблок, дыни, арбуза, перца. |
1. “Лодка” 2. “Посадим божьих коровок на листочек” 3. “Украсим уголок природы” |
1. “Сова” 2. “Три медведя” 3. “Черепаха” |
1. Экскурсия в лес. 2. Сбор природного материала. 3. Рассматривание природного материала. 4. Наблюдение за живыми объектами на прогулке. 5. Посещение циркового представления. 6 Рассматривание иллюстраций с изображением животных. 7. Показ кукольного театра “Три медведя”, “Маша и медведь”. 8 Отгадывание загадок. 9. Чтение художественной литературы: сказок “Три медведя”, “Маша и медведь”. 10. Подвижные игры. |
Старший дошкольный возраст (5–7 лет)
Направление работы | Задачи | Предметно-развивающая среда | Темы совместной деятельности | Темы занятий | Другие виды деятельности с детьми |
Развитие творческих способностей в процессе конструирования из природного и бросового материала. | 1. Развивать воображение детей, умение
вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах,
семенах, кореньях интересные образы, которые
можно совершенствовать путём составления,
соединения различных частей, используя
разнообразные соединительные материалы. 2. Продолжать учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном , так и при коллективном творчестве. 3. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов. |
– Соединительные материалы: клей,
пластилин, проволока, нитки. Инструменты:
ножницы, шило, линейка. – Природный материал: плоды шиповника, рябины; сучки, шишки еловые, сосновые; скорлупа фисташек, грецких орехов; высушенные листья; косточки абрикоса, вишни, персика, сливы, хурмы; ракушки; семена яблок, дыни, арбуза, перца. – Бросовый материал: спичечные коробки; пластмассовые банки; “киндер сюрпризы” |
1. “Заяц”. 2. “Щенок”. 3. “Белка”. 4. “Семейка ежей”. 5. “Лиса”. 6. “Пустим в озеро рыбок” |
1. “Старик-лесовик”. 2. “Лось”. 3. “Дед Мороз”. 4. “Корова”. 5. “Птичка-невеличка”. 6. “Животные наших лесов”. |
1. Прогулки и экскурсии в лес в разное
время года. 2. Целевые прогулки в уголок леса на территории детского сада. 3. Сбор бросового и природного материала. 4. Рассматривание природного материала и его сортировка. 5. Рассматривание открыток о животных. 6. Чтение художественной литературы: М. Пришвин “Этажи леса”, Е. Чарушин “Что за зверь”, “Лиса”, В. Бианки “Хвосты”, “ Готовятся к зиме”, “Белкина сушильня”, “Приспособился”, “Лис и мышонок”, “О лосях”, “Голубой зверек”; И Акимушкин “Жил был медведь”; Чукотская сказка “Эрмэгын-богатырь”; Мансийская сказка “Гордый олень” 7. Отгадывание загадок. 8. Словесные игры. 9. Подвижные игры. 10. Составление кроссворда “Животные наших лесов”. 11. Д/игра “Земля и ее жители”, “Животные жарких и холодных стран”. |