Цель: Формирование знаний, умений и навыков экологически грамотного поведения учащихся в природной среде.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Земля – маленькая частица Вселенной, но только на ней, одной из всех обследованных человеком планет, есть жизнь. Поэтому нам надо стараться, чтобы природа нашего общего дома сохранялась, становилась богаче и краше.
Цветы – самые прекрасные создания природы! Их красоту признают все народы нашей планеты. Когда человек появляется на свет ему приносят цветы, они сопровождают его всю жизнь, когда человек умирает ему тоже приносят цветы.
Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных.Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Конкурс-представление. (Каждая команда представляет по 2 цветка).
1 команда
- Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики,
На зеленой ножке. (ландыш).
- Стих
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья в мареве парят.
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.И дуют ветры прокаленные,
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки,
Да так, что глаз не отвести.И дуют ветры прокалённые,
И дождик хлещет на цветок,
Но лес зелеными ладонями
Прикрыл дрожащий стебелек.
(С. Красиков)
- После цветения ландышей на месте цветов появляется красная ягодка. Легенда уверяет, что это не ягодка, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.
- Стоит цвет-семицвет –
Глазки – разноглазки. (Анютины глазки).
- Стих
Апрель золотыми лучами обласкан.
С лужайки плывет аромат.
Анютины глазки из были и сказки
На мир удивленно глядят.
- По легенде в анютины глазки превратилась девочка Анюта, которая полюбила злого парня. А в трехцветных лепестках отразилась надежда, удивление и печаль.
2 команда
- Первым вылез из землицы
На проталинки.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник).
- Стих
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветок
Полузамерзший, чуть живой.На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему,
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
(С. Красиков)
- Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь –
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василек)
- Стих
Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба,
Васильки, васильки, как безоблачный полдень ясны,
Видно, это на небо упали осколочки неба,
Заставляя нас вспоминать забытые песни весны.
- По легенде небо спустилось на золотую хлебную ниву и среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие на небо.
3 команда
- Вот чудесные цветы небывалой красоты,
Яркие, пахучие…
Ай-ай-ай! Колючие…
Строга и зла красавица
Когда к ней прикасаются. (Роза) .
- Стих
Розы – сестры зари
Цвет их цвету зари равнозначен…
Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,
А раскрывшись, на диво,
Они то смеются, то плачут,
Грусть и радость качая,
Глубоких атласных цветах …
- Голубой лужок
Голубой бережок,
Голубеет все вдали –
Какие цветы зацвели? (Незабудки).
- Стих
Голубою светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена,
Словно бусинка в ковер.
I. Отгадай название сказки и имя автора
- В какой сказке девочка с голубыми волосами, умывалась утром, пудрила щечки и носик цветочной пыльцой, а после пыталась научить грамоте непослушного деревянного мальчика, заставляя писать диктант: “А роза упала на лапу Азора”. (“Приключение Буратино” Толстой).
- В каком произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город. (“Незнайка и его друзья”. Носов.)
- Лепестки какого удивительного цветка помогли девочке получить горы игрушек, много-много сладостей, побывать на Северном полюсе. (“Цветик-семицветик” Катаев.)
- Дети пели, целовали розы. Как чудесно было под кустами благоухающих роз! Однажды, когда ребята рассматривали книжку с картинками мальчик вскрикнул: “Мне кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз!” (“Снежная королева” Андерсен.)
- Герой какой книги любил повторять слова: “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…”. (“Цветик-семицветик”. Катаев.)
- Какой известный писатель заставил цвести подснежник в феврале месяце. (“Двенадцать месяцев”. Маршак.)
II. Цветочные фантазии “Придумай свой букет” и назови
Букет – красиво собранная группа цветов.
Дарить цветы – значит выражать чувства любви,
уважения.
У каждого на столе ваза и разнообразные цветы,
ветки, листья вы должны составить букет и дать
ему название.
Дети создают цветочные композиции и дают им
названия.
III. Викторина
- Цветок для гадания? (Ромашка/)
- Какой цветок прикрепляют 1 марта в Молдавии на одежду? (Подснежник.)
- Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
- Какой цветок имеет и женское и мужское имя одновременно и по легенде это сестра и брат превратились в этот цветок? (Иван-да-Марья.)
- Почему нельзя рвать цветы? (Они не успеют дать семена.)
- Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
В серединке золотая,
Кто она такая? (ромашка) .
Легенды о цветах. Команды представляют легенды.
1 команда
Легенда о нарциссе.
Золотинкой в серебре
Песнь нарцисса в хрустале.
Над цветком наклонишься,
Нежностью наполнишься.
Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв. У Китайцев он обязателен в новогодний праздник в доме.
В Пруссии нарцисс – символ любви.
2 команда
Легенда о незабудке.
Голубою светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена
Слово бусинка в ковер.
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала дарить цветам имена. Всем цветам дала имена и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:
– Не забудь меня, Флора. Дай и мне имя!
Оглянулась Флора – никого не видно, но голосок повторился. И тут Флора заметила маленький голубой цветок.
“Хорошо”, - сказала богиня,- будь незабудкой. Ты будешь возвращать память, тем людям, которые начнут забывать своих близких и свою родину.
3 команда
Не радужное марево тюльпанов,
Не золотые выплески зари,
Колышется симфония тюльпанов
Возвышенной мелодией земли.
Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. Золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До него никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери и со смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор повелось дарить тюльпаны тем, кто испытывает счастье.
1 команда
Богиня Флора дарила цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый костюм. Но снег тоже хотел участвовать в празднике, а у него не было наряда. Тогда он попросил растения поделиться одеянием с ним. Цветы боялись холода и отказали ему. Только подснежник укрыл снег своим костюмом. Вместе кружились они в хороводе цветов и понравились друг другу, они неразлучны по сей день.
2 команда
Голубою светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена
Словно бусинка в ковер.
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала дарить цветам имена. Всем цветам дала имена и хотела удалиться, но вдруг услышала слабый голосок:
– Не забудь меня, Флора. Дай и мне имя! Оглянулась Флора- никого нет, но голосок повторился. И тут Флора заметила маленький голубой цветок.
– Хорошо, сказала богиня,- будь незабудкой. Ты будешь возвращать память тем людям которые начнут забывать своих близких и свою родину.
3 команда
В травяном зеленом кружеве,
В освещении зари,
Маргаритка, как жемчужина,
Малой капелькой горит.
Одна девочка, глядя перед сном на небо, усыпанное звездами, шептала:
– Звезды, звезды, сделайтесь цветами, чтобы я могла вами любоваться и играть. Звезды, услышав просьбу девочки, отразились в каплях росы, и, когда девочка проснулась, она увидела, что вся лужайка перед домом усеяна маргаритками. Солнце утром спросило маргаритку:
– Довольна ли ты?
– Спасибо! Ответила маргаритка. Я довольна. Позволь только мне цвести в любое время года. Я очень люблю детей и радуюсь, когда они играют со мной. Так пусть эта радость никогда не прекращается. Солнце прикоснулось к цветочку своим лучиком и оставило в самой серединке желтый кружок
Цветочная мозаика. Из элементов мозаики составь цветок и назови его.
Цветы – это волшебные “спутники” людей. Они смягчают душу, облагораживают сердце. Без цветов наша жизнь стала бы бедной.
Какие женские имена произошли от названия цветов. Дети называют имена.
|
|
В мире интересного.
– Существуют ли голубые и черные розы?( В природе не существует голубых и черных роз).
– Какое самое крошечное цветущее растение? (Плавучая ряска, волффера, аррхида – самое маленькое в мире растение. Оно такое маленькое, что на ноте вашего пальца свободно разместятся 25 таких листочков. (0,5-1,2 мм).
– Какое растение цветет реже всех? (Пуйя раймондии растет в Андах, зацветает раз в 150 лет, а потом погибает).
О цветах и их свойствах.
1 команда
“Ландыш – лат. слово Означает лилия долин, цветущая в мае”. Это лекарственное растение. Его называют спасителем человеческих жизней. Ландыш применяют для лечения сердца, сосудов, как успокаивающее средство. Ландыш не только целебен, но и ядовит. Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель.
2 команда
Я Ромашка. Родина – Америка. В прошлом столетии меня показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Как сорняк, попала вместе с зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели и мелкие семена рассеялись по железной дороге. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись мягкой ароматной травой. Лечат ромашкой простуду, зубную боль.
3 команда
Роза – по восточному преданию, самая красивая из женщин на свете, родилась из раскрывающегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 маленьких лепестков. На Востоке розу считают священным цветком. В России розы стали разводить при Петре I. Из лепестков розы варят варенье, делают настой, розовое масло.
Заключение
- Песня “Добрый жук”
- Стих
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда.