Цели:
- Обучающая: учащиеся “открывают” правило сложения десятичных дробей.
- Развивающая: учащиеся учатся применять правило при решении выражений.
- Воспитательная: учащиеся осознают важность открытого правила.
Тип урока: комбинированный.
Учебная задача: “Открыть” правило сложения десятичных дробей, научиться его применять.
Структура урока:
I. Мотивационно-ориентировочный этап
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос.
2) Устный счет.
- Постановка учебной задачи.
ІІ. Исполнительский этап
- Нахождение способа сложения десятичных дробей.
- Отработка открытого способа.
ІІІ. Рефлексивно-оценочный этап
- Самостоятельная работа.
- Самоконтроль.
- Домашнее задание.
- Контроль настроения.
Оборудование: проектор, компьютер с программой Power Point, презентация. См. Приложение 1
Ход урока
І. Мотивационно-ориентировочный этап
- Приветствие.
- Контроль настроения. (С помощью сигнальных карточек)
- Актуализация знаний.
а) Фронтальный опрос.
Действия учителя | Действия учащихся |
– Как короче записывают дроби,
знаменатель которых единица с несколькими
нулями? – Как называют такую запись? |
– Дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д.
условились короче записывать без знаменателя. – Десятичной дробью. |
б) Устный счет.
1) Представить число в виде десятичной дроби.
2) Представить число (десятичную дробь) в виде обыкновенной дроби или смешанного числа.
(Каждый ученик в тетради представляет число в виде десятичной дроби, затем проводится взаимопроверка.)
– А что ещё мы умеем делать с
десятичными дробями? – Как сравнивают десятичные дроби? |
– Сравнивать. – Поразрядно, как натуральные числа. |
3) Сравните десятичные дроби.
7,6 и 7,60; 9,32 и 9,4; |
6,68 и 6,711; 1,1 и 1,099. |
4) Выразите в сантиметрах.
0,5 дм = …; 1,2 дм = …; 15,3м = ….; |
1,25м = …; 9,13м = …; |
(Фронтальная проверка заданий.)
4. Постановка учебной задачи.
– С какими числами мы уже умеем работать? | – С натуральными числами, обыкновенными дробями, смешанными числами, десятичными дробями. |
– Какие действия мы умеем выполнять с
обыкновенными дробями? – Чему мы научились, работая с десятичными дробями? – Какие ещё действия можно выполнять с десятичными дробями? – С изучения какого действия нам удобнее начать? – Как сформулировать тему урока? |
– Сравнивать, отмечать на координатном
луче, складывать и вычитать. – Представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей, смешанных чисел и наоборот, научились сравнивать десятичные дроби. – Складывать, вычитать, умножать, делить. – Сложения. – Сложение десятичных дробей. |
На доске и в тетрадях записывается тема урока “Сложение десятичных дробей”.
На экране появляется девиз урока:
“Знания имей отличные по теме “Дроби десятичные”
– Чему мы должны научиться? Что должны узнать? | – “Отыскать” правило сложения десятичных дробей, научиться его применять. |
ІІ. Исполнительский этап
- Отыскание способа сложения десятичных дробей.
– Попробуем найти правило сложения
десятичных дробей. Для этого я предлагаю вам
найти способы решения следующей задачи. Дан отрезок АВ, точка С делит его на два отрезка. Длина АС=15,3м, СВ=9,13м. Найдите длину отрезка АВ. – Как найти длину отрезка АВ? – Складывать десятичные дроби мы пока не умеем, как же нам решить эту задачу? Как быть? |
– Сложить длины отрезков АС и СВ. – ??? |
Учащиеся предлагают различные способы решения этой задачи. Опишем каждый из предложенных способов.
I Представить десятичные дроби в виде
смешанных чисел. – Каким будет знаменатель в дробной части числа 15,3? А в дробной части 9,13? (, знаменатель 10, а у дроби , знаменатель равен 100.) – Знаменатели разные, что делать? 1) Уравнять количество знаков после запятой; 2) Выполнить сложение смешанных чисел; 3) Представить число в виде десятичной дроби. |
II Выполнить сложение по разрядам. – В числе 15,3 один знак после запятой, а в числе 9,13 – два знака. Что делать? 1) Уравнять количество знаков после запятой; 15,30 и 9,13 2) Выполнить сложение по разрядам, не обращая внимания на запятую. – Что мы должны получит в результате сложения? (дробь) – Чего нам не хватает? (запятой) – Где её поставить? (под запятой) 3) Отделить запятой столько цифр справа, сколько их в слагаемом после запятой. |
III Выполнить перевод единиц измерения в
более мелкие. 1) Перевести метры в сантиметры 15,3м = 1530см 9,13м = 913см 2) Выполнить сложение 1530+913=2443(см) 3) Сделать перевод единиц 2443см = м = 24,43м. |
– Каждый из этих способов мы разобрали, а теперь я предлагаю каждому ряду оформить свой способ в тетради и на доске. У каждого из вас к концу урока в тетради должно быть записано три способа решения этой задачи.
Оформление способов решения задачи на доске.
1) 15,3м = 15,30м = м 9,13м = м 2)+==24,43(м) Ответ: длина отрезка 24,43м. |
1) 15,3м = 15,30м 2) Ответ: длина отрезка 24,43м. |
1) 15,3м =15,30м =1530см 9,13м = 913см 2) 1530+913 = 2443 (см) 3) 2443 см = == 24,43м. Ответ: длина отрезка 24,43м. |
После оформления на доске каждый ученик еще раз проговаривает свой способ решения этой задачи. Далее учитель ведет беседу.
– Сравните результаты решения. Какой
получился ответ? – Какой способ решения показался вам наиболее удобным, простым? – Первым и третьим способом мы имели право пользоваться, а вторым? – Как мы выполняли сложение? |
– Одинаковый. – Второй. – ??? – Поразрядно. |
– Обратите внимание на запись сложения
десятичных дробей, как записаны дроби? – Такой же получился ответ в этом способе решения задачи? – Как же можно выполнить сложение десятичных дробей? – Сверим сформулированное нами правило с правилом в учебнике (стр. 191). Прочитайте его. |
– Запятая под запятой. – Да. – 1) Уравнять количество знаков после запятой; 2) Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; 3) Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; 4) В ответе поставить запятую под запятой. |
2. Отработка открытого способа.
– Попробуем выполнить сложение десятичных дробей, используя это правило.
№ 1213 (а, б, в, г)
III. Рефлексивно-оценочный этап
1. Самостоятельная работа
1,7 + 2,8 = 4,5
2,1 + 1,36 = 3,46
24,95 + 4,3 = 29,25
7,3 + 0,865 = 8,165
0,55 + 0,668 = 1,218
2. Самоконтроль
Учитель выслушивает ответы учащихся и они постепенно появляются на экране.
– Кто допустил одну ошибку при вычислении? Две?
– Какое правило мы использовали при вычислении? Сформулируйте его?
– Для чего нам необходимо уметь складывать десятичные дроби?
3. Домашнее задание
– Выучить правило на странице 191, п. 32 (Учебник для 5 кл./ Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2006.) и научиться его применять № 1255.
4. Контроль настроения
– Покажите, с помощью сигнальных карточек, каким стало ваше настроение к концу урока.