Урок по математике в 5-м классе по теме "Сложение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели:

  • Обучающая: учащиеся “открывают” правило сложения десятичных дробей.
  • Развивающая: учащиеся учатся применять правило при решении выражений.
  • Воспитательная: учащиеся осознают важность открытого правила.

Тип урока: комбинированный.

Учебная задача: “Открыть” правило сложения десятичных дробей, научиться его применять.

Структура урока:

I.  Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Приветствие.
  2. Контроль настроения.
  3. Актуализация знаний.

1) Фронтальный опрос.
2) Устный счет.

  1. Постановка учебной задачи.

ІІ. Исполнительский этап

  1. Нахождение способа сложения десятичных дробей.
  2. Отработка открытого способа.

ІІІ. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Самостоятельная работа.
  2. Самоконтроль.
  3. Домашнее задание.
  4. Контроль настроения.

Оборудование: проектор, компьютер с программой Power Point, презентация. См. Приложение 1

Ход урока

І. Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Приветствие.
  2. Контроль настроения. (С помощью сигнальных карточек)
  3. Актуализация знаний.

а) Фронтальный опрос.

Действия учителя Действия учащихся
– Как короче записывают дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями?

– Как называют такую запись?

– Дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились короче записывать без знаменателя.

– Десятичной дробью.

б) Устный счет.

1) Представить число в виде десятичной дроби.

2) Представить число (десятичную дробь) в виде обыкновенной дроби или смешанного числа.

(Каждый ученик в тетради представляет число в виде десятичной дроби, затем проводится взаимопроверка.)

– А что ещё мы умеем делать с десятичными дробями?
– Как сравнивают десятичные дроби?
– Сравнивать.
– Поразрядно, как натуральные числа.

3) Сравните десятичные дроби.

7,6 и 7,60;
9,32 и 9,4;
6,68 и 6,711;
1,1 и 1,099.

4) Выразите в сантиметрах.

0,5 дм = …;
1,2 дм = …;
15,3м = ….;
1,25м = …;
9,13м = …;

(Фронтальная проверка заданий.)

4. Постановка учебной задачи.

– С какими числами мы уже умеем работать? – С натуральными числами, обыкновенными дробями, смешанными числами, десятичными дробями.
– Какие действия мы умеем выполнять с обыкновенными дробями?

– Чему мы научились, работая с десятичными дробями?

– Какие ещё действия можно выполнять с десятичными дробями?

– С изучения какого действия нам удобнее начать?

– Как сформулировать тему урока?

– Сравнивать, отмечать на координатном луче, складывать и вычитать.

– Представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей, смешанных чисел и наоборот, научились сравнивать десятичные дроби.

– Складывать, вычитать, умножать, делить.

– Сложения.

– Сложение десятичных дробей.

На доске и в тетрадях записывается тема урока “Сложение десятичных дробей”.

На экране появляется девиз урока:

“Знания имей отличные по теме “Дроби десятичные”

– Чему мы должны научиться? Что должны узнать? – “Отыскать” правило сложения десятичных дробей, научиться его применять.

ІІ. Исполнительский этап

  1. Отыскание способа сложения десятичных дробей.
– Попробуем найти правило сложения десятичных дробей. Для этого я предлагаю вам найти способы решения следующей задачи.

Дан отрезок АВ, точка С делит его на два отрезка. Длина АС=15,3м, СВ=9,13м. Найдите длину отрезка АВ.

– Как найти длину отрезка АВ?

– Складывать десятичные дроби мы пока не умеем, как же нам решить эту задачу? Как быть?

– Сложить длины отрезков АС и СВ.

– ???

Учащиеся предлагают различные способы решения этой задачи. Опишем каждый из предложенных способов.

I Представить десятичные дроби в виде смешанных чисел.

– Каким будет знаменатель в дробной части числа 15,3? А в дробной части 9,13? (, знаменатель 10, а у дроби , знаменатель равен 100.)

– Знаменатели разные, что делать?

1) Уравнять количество знаков после запятой;

2) Выполнить сложение смешанных чисел;

3) Представить число в виде десятичной дроби.

II Выполнить сложение по разрядам.

– В числе 15,3 один знак после запятой, а в числе 9,13 – два знака. Что делать?

1) Уравнять количество знаков после запятой;

15,30 и 9,13

2) Выполнить сложение по разрядам, не обращая внимания на запятую.

– Что мы должны получит в результате сложения? (дробь)

– Чего нам не хватает? (запятой)

– Где её поставить? (под запятой)

3) Отделить запятой столько цифр справа, сколько их в слагаемом после запятой.

III Выполнить перевод единиц измерения в более мелкие.

1) Перевести метры в сантиметры

15,3м = 1530см

9,13м = 913см

2) Выполнить сложение

1530+913=2443(см)

3) Сделать перевод единиц

2443см = м = 24,43м.

– Каждый из этих способов мы разобрали, а теперь я предлагаю каждому ряду оформить свой способ в тетради и на доске. У каждого из вас к концу урока в тетради должно быть записано три способа решения этой задачи.

Оформление способов решения задачи на доске.

1) 15,3м = 15,30м = м

9,13м = м

2)+==24,43(м)

Ответ: длина отрезка 24,43м.

1) 15,3м = 15,30м

2)

Ответ: длина отрезка 24,43м.

1) 15,3м =15,30м =1530см

9,13м = 913см

2) 1530+913 = 2443 (см)

3) 2443 см = == 24,43м.

Ответ: длина отрезка 24,43м.

После оформления на доске каждый ученик еще раз проговаривает свой способ решения этой задачи. Далее учитель ведет беседу.

– Сравните результаты решения. Какой получился ответ?

– Какой способ решения показался вам наиболее удобным, простым?

– Первым и третьим способом мы имели право пользоваться, а вторым?

– Как мы выполняли сложение?

– Одинаковый.

– Второй.

– ???

– Поразрядно.

– Обратите внимание на запись сложения десятичных дробей, как записаны дроби?

– Такой же получился ответ в этом способе решения задачи?

– Как же можно выполнить сложение десятичных дробей?

– Сверим сформулированное нами правило с правилом в учебнике (стр. 191). Прочитайте его.

– Запятая под запятой.

– Да.

– 1) Уравнять количество знаков после запятой;

2) Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

3) Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;

4) В ответе поставить запятую под запятой.

2. Отработка открытого способа.

– Попробуем выполнить сложение десятичных дробей, используя это правило.

№ 1213 (а, б, в, г)

img4.gif (6184 bytes)

III. Рефлексивно-оценочный этап

1. Самостоятельная работа

1,7 + 2,8 = 4,5
2,1 + 1,36 = 3,46
24,95 + 4,3 = 29,25
7,3 + 0,865 = 8,165
0,55 + 0,668 = 1,218

2. Самоконтроль

Учитель выслушивает ответы учащихся и они постепенно появляются на экране.

– Кто допустил одну ошибку при вычислении? Две?

– Какое правило мы использовали при вычислении? Сформулируйте его?

– Для чего нам необходимо уметь складывать десятичные дроби?

3. Домашнее задание

– Выучить правило на странице 191, п. 32 (Учебник для 5 кл./ Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2006.) и научиться его применять № 1255.

4. Контроль настроения

– Покажите, с помощью сигнальных карточек, каким стало ваше настроение к концу урока.