Цель:
- Проверить теоретические знания по теме «Тригонометрические уравнения». (Учащиеся должны знать решения частных случаев простейших тригонометрических уравнений, знать общие формулы для решения тригонометрических уравнений, знать два основных метода решения тригонометрических уравнений: разложение на множители и введение новой переменной. Знать определение однородных уравнений 1 и 2 степени. Знать метод решения однородных тригонометрических уравнений.)
- Проверить практические навыки и умения по теме «Тригонометрические уравнения». (Учащиеся должны уметь применять теоретический материал на практике.)
- Воспитывать самостоятельное мышление учащихся.
План урока:
- Презентация (условия конкурса. См. Приложение 1)
- Проверка д/з – взаимопроверка по карточкам.
- Повторение – интерактивная доска 1(шторка), 2(прожектор).
- Решение тригонометрических уравнений – интерактивная доска. (карточки у учащихся)
- Подведение итогов. Награждение.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Наш урок мы проведем в виде конкурса, разные бывают конкурсы со словом лидер. Сегодня на уроке мы выявим «ЛИДЕРА» по знанию темы «Тригонометрические уравнения».
Условия конкурса:
Предлагается 3 этапа конкурса:
- Проверка д/з – 9 баллов
- Повторение – 10 баллов
- Решение тригонометрических уравнений – 45 баллов
На каждом этапе конкурса вы будете зарабатывать звездочки-баллы, на каждой звездочке указано количество заработанных баллов. Эту звездочку получают те учащиеся, которые первые подняли руку на выполнение предложенного задания и правильно выполнили его, баллы могут уменьшаться, если в работе были допущены недочеты. Кто увидит ошибки и исправит их, тоже может получить дополнительные баллы. У каждого из вас есть путевой лист, куда вы будите заносить свои полученные баллы. В конце урока мы подведем итог и выявим «ЛИДЕРА», каждый из вас получит за урок свою оценку, в зависимости от того, сколько баллов вы заработали. Как и в любом конкурсе существует экспертная комиссия. Председателем комиссии, члены.
В добрый путь дорогие мои!
1-й этап
Проверка д/з: (интерактивная доска) – в это время учитель делает обход, учащиеся проверяют задания. Звездочку получает тот, кто все сделал правильно, каждое задание оценивается 3 баллами, каждый считает, сколько получил баллов и ставит в путевой лист. (9б).
(Проставляем баллы в путевой лист.)
2-й этап
Повторение:
(Интерактивная доска.)
1) Записать частные решения простейших тригонометрических уравнений:
Sinx = 0 | x = ?k |
Cosx = 0 | x = ?/2 + ?k |
Cosx = 1 | x = 2?k |
Cosx = -1 | x = ?+2?k |
Sinx = 1 | x = ?/2 +2?k |
Sinx = -1 | x = – ?/2 + 2?k |
(Правильные ответы под шторкой, проверяем, получаем звездочки – 6 баллов)
С помощью прожектора показываем простейшие тригонометрические уравнения.
Задание: назвать общую формулу для решения простейшего тригонометрического уравнения. (Звездочки по 1 баллу, кто первый поднял руку и правильно ответил). Проставляем баллы в путевой лист.
3-й этап
На интерактивной доске записано четыре тригонометрических уравнения. Ваша задача: определить, какими методами можно решить данные уравнения, первый имеет право выбора для решения тригонометрического уравнения и решает у интерактивной доски с объяснением. Двое решают у обратной доски, четвертый на центральной доске.
(Звездочка за правильное решение 10 баллов, первому – 15 баллов).
В это время класс решает уравнения на листочках, свои решения передаете экспертам на проверку, если решили вперед решающих на открытой доске.
Решить уравнения:
- 2 sin 2 2x – 5 sin2xcos2x + 2cos 22x =0,
- sin 2 x + sin x cosx = 0,
- tg 2 x – 2 tg x -3= 0,
- 2 cos 2x/2 +v3 cosx/2 = 0
Дополнительно: №378(б), №389(б)
Проверка решения. Вручение звездочек. Подсчет баллов по путевым листам. Выявление «Лидера». Оценки по путевым листам ставят учащиеся себе, сдают путевые листы вместе со звездочками на скрепках.
Оценка:
Всего: 64 балла.
«5» – 64 – 49 баллов.
«4» – 48 – 39 баллов.
«3» – 38 – 29 баллов.
«2» – 28 и меньше.
Эксперты урока раздают звездочки с баллами и ведут учет фамилий учащихся, которые получили баллы.
Путевой лист
Ученика (цы) 10 класс ________________________________________
Ф.И.
Имеющего (ей) право участвовать в конкурсе «ЛИДЕР» по знанию темы
«Тригонометрические уравнения»
Этапы урока | 1 этап домашнее задание |
2 этап повторение |
Решение тригонометрических уравнений | Количество полученных баллов за урок | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Количество полученных баллов |
Моя оценка: ________________
Оценка:
Всего: 64 балла.
«5» – 64- 49 баллов.
«4» – 48 – 39 баллов.
«3» – 38 – 29 баллов.
«2» – 28 и меньше.
Учет звездочек – баллов выданных
учащимся на уроке
(для экспертов)
№ | Фамилия, имя ученика |
1 этап д/з-9б |
2 этап повторение 1) 6б – первому, 2) по 1 б – первому. |
3 этап: Решение тригонометрических уравнений: 1) 15б (кто первый вышел) 2) следующие у доски – 10б |
Итого | |||
Итого: 9б |
Итого: 6+4=10б | Итого: 15+10+10+10=45б |
Итого: 64б |
|||||
№1 | №2 | №3 | №4 | |||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 |
1-й этап – 18 звездочек по 9 баллов, если все верно.
2-й этап – 6 баллов 1 звездочка, 4 звездочки по 1 баллу.
3-й этап – 1 звездочка 15 баллов.
– 17*3 =54 звездочек по 10 баллов
По звездочкам «ЛИДЕР» получает максимальное количество баллов – 9+6+1+1+1+1+15+10+10+10=64 балла. (Если участвует во всех этапах)