Урок по теме "Ориентировние на местности"

Разделы: География


Цель урока:

  • Закрепить практически знания учеников по изученной теме: "План местности. Ориентирование"
  • Отработать навыки работы в группе.

Подготовка урока:

На школьном дворе определяются контрольные пункты (КП). Их количество может составлять 5- 7. Формируются маршруты ориентирования по количеству учебных групп. Определяются азимуты КП и расстояния до них по каждому маршруту. Азимут измеряется компасом, а расстояние - шагами. На каждом КП оставляются задания по изученной теме: "План местности. Ориентирование", на которые учащиеся должны ответить. На крайнем КП можно оставить какой-то сюрприз. Это стимулирует активность учащихся, повышает их интерес.

Ход урока

Урок может быть проведен в двух вариантах. Общим для обоих вариантов является деление класса на группы.

При первом варианте каждая группа получает компас и маршрутные листы, на которых указаны азимуты КП и расстояния до них. Учащимся дается указание найти на каждом КП записки с заданиями и выполнить их, записав ответ в тетрадь.

При втором варианте каждая группа получает только информацию об азимуте и расстоянии до первого КП, а последующий пункт маршрута учащиеся узнают из записки, находящейся на КП. Учащимся дается указание найти на каждом КП записки с заданиями и выполнить их.

Типовое содержание маршрутного листа.

Маршрутный лист для первой группы.

КП №1 :А =350 ; расстояние 100 м

КП №2 :А =1800; расстояние 84 м

КП №3 :А =2600; расстояние 99 м

КП №4 :А = 2100 ; расстояние 20 м

КП №5 :А =300 ; расстояние 210 м

КП №6 :А =2500; расстояние 65 м

КП №7 :А =1450 ; расстояние 147 м

Маршрутный лист для второй группы.

КП №1 :А =1450 ; расстояние 25м.

КП №2 :А =3300 ; расстояние 147м

КП №3 :А =1100 ; расстояние 90 м

КП №4 :А =1800 ; расстояние 84 м

КП №5 :А =2600 ; расстояние 99 м

КП №6 :А =2100 ; расстояние 20 м

КП №7 :А =30 0 ; расстояние 210 м

Маршрутный лист для третьей группы.

КП №1 :А =2650 ; расстояние 60 м

КП №2 :А =2100 ; расстояние 20 м

КП №3 :А =300 ; расстояние 210 м

КП № 4 :А =2500 ; расстояние 65 м

КП №5 :А =1450 ; расстояние 147 м

КП №6 :А =100 ; расстояние 98 м

КП №7 :А =1800 ; расстояние 84 м

Задания на КП были следующие:

КП № 1: Определить азимут на хвойное дерево.

КП № 2: Какой масштаб крупнее: а)1: 10000 или 1: 100000; б) 1: 5000 или 1 :50000 в)1: 1500 или 1: 150000.

КП №3: Численный масштаб перевести в именованный: а) 1: 100000 ; б)1: 3500000 ; в)1: 6500000.

КП №4: Записать именованный масштаб в виде численного масштаба: а) в 1см 500 м.; б)в 1см 1000км. ; в) в 1см.350км..

КП №5: Дать определение следующих понятий: а) Что такое относительная высота точки? б) Что такое абсолютная высота точки? в) Что такое горизонтали?

КП №6: Масштаб плана 1: 3000.Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной: а)10 см.; б) 5 см. ; в) 2 см.

КП №7:

а)Изобразите холм высотой 21м. Восточный склон холма крутой, западный - пологий. Горизонтали проведены через 7 метров.

б) Изобразите холм высотой 20 м. Северный склон крутой, южный - пологий Горизонтали проведены через 5 метров.

в) Изобразите холм высотой 50 м. Восточный склон холма пологий, западный - крутой Горизонтали проведены через 10 м.

Задания даны для каждой из групп.

Итоги урока:

В конце урока дается оценка работы каждой группы. Собираются тетради и выставляются оценки за выполненные задания.

Приложение.