Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации.
Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации. Такая работа ведётся и в гимназии №1 г. Зернограда, и я решила разработать курс «Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной работе по предмету» на основе пособия для учителей Н.Ю.Пахомовой «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Почему именно этому курсу я уделяю большое внимание? Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Выбор тематики проектов может быть различным:
- в одних случаях выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;
- во вторых, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом,оформленным и представленным.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.
Методы обучения:
- вербальные методы;
- демонстрация;
- практические методы;
- наблюдения;
- самостоятельная работа с литературой;
- конкурсы творческих проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий)
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Курс «Метод проектов на уроке ИЗО и во внеклассной работе» состоит из 4 модулей и имеет следующую структуру:
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1 | Анкета для знакомства. | 1 час |
2 | Введение. Метод проектов. | 3 часа |
3 | Типы проектов. | 13 часов |
4 | Исследовательская деятельность | 18 часов |
Изучение курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- изучение существующей теории и практики использования метода проектов на уроке ИЗО и во внеклассной деятельности;
- расширить знания учащихся о проектном методе;
- познакомить с особенностями организации проекта в общеобразовательной школе;
- разработка проектов;
- выстраивание системы учебных проектов с целью последовательного формирования и развития проектно-исследовательских навыков учащихся;
- развивать творческую и познавательную активность, умение проектировать;
- анализ полученных результатов.
Методы творческой проектной деятельности многообразны, что с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащиеся класса.
Особенности курса:
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.
Формой проведения занятий по программе является урок. В зависимости от планируемых целей классе применяю следующие формы учебных занятий:
– На основе исследовательской деятельности –
практические занятия (коллективная деятельность
класса), исследовательские уроки (индивидуальная
работа).
– Урок творчества.
– Традиционные уроки с новыми аспектами:
урок-беседа, урок-лекция, урок-экскурсия,
урок-зачет.
– Применение информационных технологий
(презентации, показ видеофильмов).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
- Актуальность проблемы
- Корректность методов исследования
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
- Характер общения участников проекта
- Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
- Умение аргументировать свои заключения, выводы
- Эстетика оформления проекта
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Темы урока | Количество часов | Дата проведен. | При меч. | ||
Всего | Теор | Практичес | |||||
I. | Анкета для знакомства. | 1 | |||||
II. | Введение. Метод проектов. | Из истории возникновения. | 3 | 1 | |||
Основные современные подходы к пониманию проектного метода. Термины и понятия, используемые в курсе. | 2 | ||||||
III | Типы проектов. | Учебный проект, задачи. | 10 | 2 | |||
Этапы работы методом проектов: а) погружение в проект (выбор темы); б) организация деятельности; в) осуществление деятельности; г) презентация результатов. | 2 2 2 2 |
||||||
Обеспечение учебного проекта. | 1 | 1 | |||||
Формы презентации. | 2 | 2 | |||||
IV | Исследовательская деятельность | Виды исследовательских работ (доклад, рецензия, научная статья, реферат, проект). | 6 | 1 | 5 | ||
Методы научного исследования (наблюдение, сравнение, анализа и синтеза и др.) | 2 | 1 | 1 | ||||
Общие рекомендации по подготовке работ (постановка проблемы, выбор темы, актуальность, гипотеза, цель и задачи исследования) | 3 | 1 | 2 | ||||
Поиск информации, работа с источниками. | 4 | 1 | 3 | ||||
Оформление работы (оглавление, введение, основная часть, заключение, приложение). | 2 | 2 | |||||
Защита исследовательской работы. | 2 |
Уровень подготовки ученика.
Развитие навыков:
- владение определенными знаниями по методу проектов;
- умение работать с дополнительной литературой;
- развивать навыки самостоятельного принятия решения;
- умение использовать разные точки зрения на одну проблему;
- демонстрировать публично результаты своей деятельности.
Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы (Приложение 1).
Источники информации:
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.
- Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2006.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – из-во «Учитель», 2007.
- Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение», 2007.