Конспект урока математики. 4-й класс. Тема "Сложение дробей" учебник Л.Г. Петерсон

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема урока:Сложение дробей.

Цели:

  • сформировать способность к сложению дробей с одинаковыми знаменателями;
  • тренировать умения сравнивать дроби, находить дробь от числа и числа по дроби, вычислительные навыки;
  • формировать способность к использованию полученных знаний при решении задач.

Этапы

                       Содержание Примечания
І. Самоопределение к деятельности – Кому из вас трудно дается математика?
– А есть желание эти трудности преодолеть?
Существует такая замечательная пословица, которая может помочь поверить в свои силы
На доске: Тяжело в ученье, легко в бою.
– Как вы сможете ее объяснить?
Давайте сделаем эту пословицу девизом  сегодняшнего урока и будем стремиться усвоить то, что кажется сложным, чтобы впоследствии было легче.
2 мин.
ІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения 1. В тетради запись числа: 14.12.05

Увеличить в 5 раз
Уменьшить на 46
Увеличить в 1000 раз
Уменьшить в 60 раз
Увеличить на 200
Увеличить в 70 раз
Уменьшить на 1

– С какими числами вы сейчас работали?
– Какие еще числа вы знаете? 

2. На доске: записать в общем виде m/n c названиями m и n.
– Что показывает n? m?
– Что вы умеете делать с дробными числами? 

У доски: 7/36  7/12; 18/19  16/19; 0  5/7; 4/4  1. 
– Как найти дробь от числа?
– Как найти число по дроби?

Найди: 

3/8 от 64024
9/10 = 81072 

3. Решите уравнение: y – 7/37 = 16/37

– Кто решил уравнение?
– Какие получились ответы?

устно

(70)
(24)
(24000)
(400)
(600)
(42000)
(41999)

с натур.
дробные

 

(читать, сравнивать, находить дробь от числа и число по его дроби) 
с объяснен.

}опорные схемы

(64024 : 8 * 3 = 24009)
(81072:9 * 10 = 90080)

Учитель фиксирует их на доске

ІІІ. Постановка учебной задачи – Почему не все сумели решить это уравнение, и ответы получились разные?
– Чему надо научиться? (Складывать дроби)
– Как будет называться наша тема урока?

На доске: Сложение дробей

2 мин.
(не умели складывать дроби,не решали уравнения с дробями)
IV. Построение проекта выхода из затруднения Практическая работа по группам:
У каждой группы бумажный круг  O , описание алгоритма выхода из затруднения.
1. Путем складывания разделите и разрежьте на 8 равных частей.
2. Возьмите 3 части круга, запишите в виде дроби.
3. Возьмите еще 2 части и положите рядом, запишите их в виде дроби.
– Сколько долей получилось?
4. Запишите ваши действия выражением 3/8 + 2/8 = 5/8 
5. Попробуйте сделать вывод:
Как  сложить две дроби с одинаковым знаменателем?

Проверка: К доске выходят по 1 человеку от группы и записывают выражение пошагово: 3/8 + 2/8 = 5/8
– Сделайте вывод.
– Кто запишет это правило в общем виде, если:
a/n * b/n
a/n + b/n = a + b
                     n

Теперь мы можем не только сравнивать дроби, но и ...

Решите уравнение:

y – 7/37 = 16/37
y = 16/37 + 7/37
y = 23/37

 

 

(3/8)

(2/8)

 

 

 

 

 

Хором

 

(в тетради)

V. Первичное закрепление стр. 7 № 4
стр. 8 № 6
1) 3/10 + 4/10 = 7/10 кг
В 1 кг = 1000 г
7/10 от 1000
1000 : 10 * 7 = 700 г
2) 6/17 + 5/17 = 11/17
6/17 > 5/17 (с увеличением числителя увеличивается дробь)
 

(с коммент.)

5 мин.

VI. Самостоятельная работа 3/7 + 2/7 = 5/7
2/11 + 6/11 = 8/11
4/35 + 16/35 = 20/35
Проверяет консультант в каждой группе и озвучивает результат
4 мин.

(в нашей группе все отлично справились; если нет, какая  допущена ошибка и почему)

VII. Включение нового знания в систему 149/ 10000 + 563/10000 + 851/10000 + 437/10000 =  2000/10000 = 20/100 = 20%
Вычислить удобным способом и выразить в %
3 мин.
VIII. Рефлексия деятельности – Как вы думаете, достигли вы сегодня цели, поставленной в самом начале урока?
– Чему вы сегодня научились?
– Теперь оцените свою работу.
– У каждого круг, разделенный на 3 части.

Закрасьте весь круг красным карандашом, если вы сегодня все поняли, связанное со сложением дробей.
2/3 – если остались небольшие неясности; 
1/3 – если многое не поняли.

3 мин.
(дружно работали, слаженно, усвоили материал)
IX. Домашнее задание Стр. 8 № 7, 8, 11(a);
Стр. 9 – какое задание вы бы выполнили дополнительно?
 

Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода.
Тип урока: открытие новых знаний.
Развивающие цели: формирование способностей учащихся к новому способу деятельности.
Обучающие цели: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
На уроке ученики не просто воспринимали новую для них информацию, а участвовали в процессе построения. Инструментом,включающим учащихся в активную учебную деятельность,является создание индивидуального затруднения,постановка ими проблемы.
На этапе проектирования организовано коммуникативное взаимодействие между учащимися, в ходе которого на основе устранения причины затруднения они строят новый способ действия. Далее учебное содержание фиксируется в виде эталона,знаково и во внешней речи.
На протяжении всего урока учитель создает для учеников ситуации успеха, уверенности в свои силы, мотивирующие его к включению в дальнейшую познавательную деятельности.